Новые тарифы. Чьи это руки в наших карманах?

Читать на русском
Новые тарифы. Чьи это руки в наших карманах?
Новые тарифы. Чьи это руки в наших карманах?

Социальный взрыв, о котором сейчас так много говорят, уже недалек. Последней каплей может стать очередное поднятие тарифов на воду и отопление. Во-первых, они неподъемные для населения. Во-вторых, необоснованны. Если говорить языком «деловых людей», у граждан «отжимают» последние гривны.

Волна недовольства и протеста уже потихоньку поднимается с Западной Украины. На прошедшей неделе Объединение профсоюзов во Львове собирало подписи под обращением к Президенту и Кабинету министров с просьбой остановить повышение тарифов. При заниженном в 2 раза прожиточном минимуме в 1450 гривен оплата тарифов просто не совместима с жизнью.

Львовские активисты действуют правильно, но совершают несколько ошибок: они не того требуют (чтобы к отопительному сезону была снижена цена на газ) и они не у тех требуют (Президента и премьера).

Цена на газ или электроэнергию, которой прикрываются власти, хоть и выросла, но в формировании тарифов на воду и тепло играет чуть ли не 10-ю роль. Ее нельзя снизить указом или приказом, цену на газ формирует рынок или прихоть поставщика. Премьер и особенно Президент имеют к формированию тарифов косвенное отношение.Поскольку есть компании – поставщики услуг и все эти компании принадлежат их хозяевам, поэтому прямое вмешательство власти в деятельность этих компаний весьма ограничено (привет приватизации!).

Простым гражданам пока сложно разобраться в механизме образования тарифов, да и информации крайне мало.Однако, в их же интересах узнавать и вникать.

Что нас ждет

Итак, уже с 1 июля тариф на горячую воду, при условии подключения полотенцесушителей к системе горячего водоснабжения, составит 83,1 грн/куб. м (с НДС), что в 2,03 раза или на 42,18 грн/куб. м превышает его текущий уровень.

Тариф на централизованное отопление для клиентов компании, имеющих домовые или квартирные приборы учета тепловой энергии, увеличится в 2,16 раза и составит 1416,96 грн/Гкал (с НДС).

Тариф на отопление для потребителей, не имеющих домовых или квартирных счетчиков тепловой энергии, составит 32,97 грн/кв. м в месяц (с НДС). Таким образом, тариф увеличится в 2,04 раза, или на 16,83 грн/кв. м в месяц.

Согласно решению НКРЭКУ, тариф на тепло с указанного периода для населения составит 1043 грн за 1 Гкал (рост на 95,3%).

А с 1 августа подорожает и холодная вода. По данным НКРЭКУ, повышение тарифа на холодное водоснабжение может составлять от 5 до 50%.

В Киеве, например, подорожание холодной воды произойдет с 1 августа и составит 30%. Тарифы в столице предлагается повысить с 8,68 до 12-ти грн за кубометр для частных домов с централизованным водоснабжением и водоотведением и с 10,24 до 13,43 для многоэтажек.

Официальная версия главных причин увеличения тарифов: подорожание газа и электроэнергии – миф «для приезжих». Как уже было сказано, в формировании тарифов включены затраты, которые в несколько раз превосходят стоимость топлива или электроэнергии. Цену на газ трудно завышать искусственно. Другие же затраты можно завышать сколько угодно, путем разных хитрых схем.

На самом деле, новые цифры в тарифах берутся практически с потолка. С чьего потолка – это отдельный вопрос.

Формирование тарифа

Компании – поставщики услуг - это все наши облэнерго, водоканалы и т.д. Они вместе с горсоветом формируют тариф. И, кстати, вместе затем делят прибыль. Мэр города и городской совет имеет к этому прямое отношение, в отличие от Кабмина. Однако, все «стрелки» городские власти традиционно переводят на правительство, пытаясь сформировать у граждан ложное представление.

Алгоритм установления тарифов упрощенно таков: компания-поставщик услуг рассчитывает свой тариф и согласовывает с местными органами власти соответственно постановлению №869 от 01.07.2011, затем она передает эти расчеты в НКРЭКУ согласно постановлению №766 с пояснительной запиской и Комиссия утверждает их.

В расширенной информации НКРЕКП о влиянии местных органов самоуправления на установление тарифов на тепловую энергию для нужд населения говорится: «Только после получения позиций органов местного самоуправления, которая, по мнению НКРЕКП, должна учесть все замечания и предложения потребителей, и согласования органом местного самоуправления тарифов на тепловую энергию для нужд населения и соответствующих тарифов на услуги по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей воды, на открытом заседании Комиссия примет постановления об установлении соответствующих тарифов».

К полномочиям местных органов самоуправления, которые непосредственновлияют на величину тарифов, принадлежат:

- Утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением;
- Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества;
- Согласование инвестиционных программ;
- Согласование температурных графиков работы тепловых сетей;
- Рассмотрение и согласование планов предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, осуществление которых может привести к негативным социальным, демографических, экологических и других последствий, подготовка к ним выводов и внесение предложений в соответствующие органы;
- Установление местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины;
- Принятие решений о предоставлении в соответствии с действующим законодательством, льгот по местным налогам и сборам, а также земельному налогу;
Установление для предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, размера части прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет;
- Утверждение ставок земельного налога согласно Налоговому кодексу Украины.

Так что, если собирать подписи, отправлять петиции, устраивать пикеты или палить шины – то это все к мэру, а не к Президенту. От Кабмина же можно требовать поднятие зарплат, пенсий, снижение налогов и т.д.

Что входит в тариф

Это самый интересный и сложный вопрос. И здесь, как говорит народная мудрость, «без 100 г не разобраться». Возьмем только основные затраты, которые входят в стоимость 1 Гкал тепла:

- Прямые затраты. Это топливо: газ, мазут, уголь, торф и т.д. Электроэнергия, тепловая энергия, холодная вода, транспортировка, запчасти, вспомогательные материалы, зарплаты работникам, амортизация оборудования, взносы в Пенсионный фонд , налоги и сборы, охрана труда и пожарная безопасность и много чего еще.

- Административные затраты. Это зарплаты управленческому аппарату, содержание этого аппарат включая командировки и канцтовары, юридические услуги и т.д.

- Затраты, связанные со сбытом . Это зарплаты персоналу, который этим занимается, всякие отчисления и налоги, содержание, ремонт и обслуживание оборудования, теплотрасс, трубопроводов и т.д.

- К другим затратам относится содержанием объектов социальной инфраструктуры, списание всяких долгов и даже благотворительность (!)

Самое интересное – плановая прибыль.

Как это отражается на кошельках населения

В вопросе планирования прибыли компания может проявить всю свою креативность и фантазию. Это и есть тот самый потолок, с которого берутся космические цифры в наших платежках.

Согласно постановления №869:«Планируемая прибыль определяется как сумма средств, которая превышает сумму полной планируемой себестоимости, и направляется на осуществление необходимых инвестиций, погашения основной суммы необходимых заимствований и / или инвестирования за счет собственного капитала в необоротные материальные и нематериальные активы для осуществления лицензируемой деятельности, обеспечение необходимого уровня доходности капитала владельцев (начисление дивидендов), отчисления в резервный капитал и начисления налога на прибыль».

В переводе на человеческий язык это означает, что часть прибылиидет на «инвестиционные проекты»,а часть, как дивиденды - владельцам.Также существенная часть остается в городском бюджете.Исполком утверждает расчет планируемой прибыли и решает, как включить ее в тариф.

Есть важные нюансы, в которые, как правило, не вникает обыватель. Министерство экономического развития и торговли приказом от 21.04.2016 № 729 утвердило предельный уровень регуляторной нормы дохода в сфере передачи электрической энергии местными (локальными) электрическими сетями и в сфере поставок электроэнергии по регулируемому тарифу на уровне 19,11% (ранее было 14,69%).

Регуляторная норма дохода на регуляторную базу активов на уровне 19,11% по задумке должна привлечь дополнительные внешние инвестиции. Но в реальности внешние инвестиции не заходят,зато тарифы накручиваются по-полной. Потому что запланированную высокую доходность нужно чем-то обеспечивать. А поскольку рентабельность привязана к активам, то делай себе крупные активы и закладывай соответственную прибыль в тариф. В таком случае невольными «инвесторами» выступает все население страны.

Эксперты утверждают, что благодаря стимулирующему тарифообразованию облэнерго получают крупные активы. Компании проводят переоценку активов, во время которой их стоимость может возрасти в 3-5 раз. Также эта стоимость может вырасти, если часть прибыли будет вновь заведена в облэнерго.И так по спирали накручивание тарифов может продолжаться до бесконечности.

Повышать тарифы планируется в пять этапов до 2017 года.Можно только представить, сколько денег украинцы «инвестируют» в личные дивиденды хозяев облэнерго. А если учесть, что за каждым из них стоит какой-то украинский или российский олигарх, то очевидно, что они то и являются главными бенефициарами всей этой затеи с тарифами.

Известно, что облэнерго есть у Ахметова, Григоришина, Бойко, Левочкина, Кломойского, Суркисов. Многие из них имели и, возможно, до сих пор имею влияние на НКРЭКУ.

Также известно, что за некоторыми облэнерго стоит российский бизнес. Например, "Киевоблэнерго" в апреле 2013 года купила компания VS Energy International, подконтрольная депутату российской Госдумы Александру Бабакову. А это уже не просто бизнес. Это политика. Помнится, когда компания попала под санкции, начались отключения электроэнергии, которые, кстати, были согласованы с местными органами самоуправления.

Плач энергетиков о дефиците и нерентабельности – также сказки «для приезжих». Прибедняться, чтобы получить больше – известная стратегия. Та же история, что и с Метрополитеном и Киевпастрансом: искусственное завышение затрат, хитрые схемы вывода денег акционерами.

Облэнерго, водоканалы и т.д. всегда были и будут рентабельны, потому как гарантия сбыта электроэнергии, воды, тепла – пожизненная. И кроме них, никого. Если бы олигархи были дураками и брались за то, что нерентабельно, они бы не были олигархами и не красовались в топах самых богатых людей страны.

Схем вывода по-крупному и по-маленькому много: от «липовых» тендеров своим же фирмам до золотой жилы – ремонта и модернизации.

Если возле вашего дома трубы регулярно прорывает на одних и тех же участках, несмотря на неоднократный ремонт,вас удивляет, что одну и ту же трубу штопают много раз вместо того, чтобы один раз заменить полностью – ищи, кому выгодно. Ремонт – это списание средств, материалов и завышение затрат. Рабочих материально стимулируют за каждый аварийный выезд. А раз есть стимул, ремонт не закончится никогда.

Негласная составляющая

Как сообщалось ранее, по официальной правительственной информации, потребители с оккупированных территорий Донбасса задолжали госпредприятию "Энергорынок" 21 млрд грн – это большая часть задолженности общего уровня долгов на рынке электроэнергии, который достиг 27 млрд грн. За поставленную электроэнергию не платили угольные предприятия, водоканалы.

Эксперты не раз высказывали предположения, что все эти долги тоже могут быть неофициально заложены в новых тарифах. Если это так, то все население Украины из своего кармана оплачивает компенсацию этих долгов. Какие компании поставляют на Донбасс электроэнергию- не секрет.

Возможные решения

Все эти круглые столы, заседания и говорильни о внедрении теплосберегающих технологий, установлении счетчиков и т.д., возможно и полезны. Но они не остановят тарифное цунами и обкрадывание украинцев. Потому что речь идет о таких огромных суммах чьей-то личной выгоды, что вряд ли от нее откажутся добровольно.

Поэтому из действенных методов есть всего несколько:

- Полностью и срочно пересмотреть механизм тарифообразования, отменить «запланированную прибыль» и многие другие составляющие.Жесткий контроль и проверка реальных затрат и прозрачность в закупках. Убрать все стимулы и лазейки для воровства (потому что добровольно воровать никто не откажется).

- Возвращение контроля над стратегически важными объектами (а такими являются облэнерго, водоканал и т.д.) государству. Это тем более целесообразно в условиях войны, так как население практически оказалось в заложниках не только у своих олигархов, но и у воротил страны-агрессора, приближенных Путина.

Если вообще ничего не предпринять, то аналитики прогнозируют «социальный взрыв», который может проявиться уже осенью. Если взрыв будет настоящий, а не режиссированный, то кто знает, может мы наконец избавимся от феодально-олигархичной модели страны.

А что поделать, не доросли мы еще до цивилизованного бизнеса и здорового рынка. Не наблюдается пока приоритетности человеческих ценностей над личной выгодой.

 

Наталі Травнева

freshnews.media

Дата і час 25 червня 2016 г., 23:34     Переглядів Переглядів: 4248