Прекращение сотрудничества определенно принесет серьезные проблемы обеим странам. Работа некоторых украинских и российских предприятий ОПК на 60-70% построена на взаимодействии между собой в виде поставок техники и комплектующих.
Несмотря на то, что в РФ уже несколько лет действует программа импортозамещения продукции наиболее важных отраслей собственным товаром, выстроить самодостаточную работу оборонно-промышленного комплекса федерации пока не удалось и в ближайшие годы вряд ли удастся. Судя по всему, именно поэтому Путин сделал щедрое предложение украинским специалистам мигрировать в РФ.
INSIDER сделал подборку предприятий, работников которых больше всего ждут в России.
“Мотор-Сич”
Запорожское предприятие, занимающееся производством авиадвигателей. Является одним из ключевых в военно-техническом сотрудничестве с Россией. Это крупнейшее предприятие на постсоветском пространстве, выпускающее такого рода продукцию.
Сегодня “Мотор-Сич” получает около 70% дохода за счет поставок в РФ. Остальное компания зарабатывает на поставках двигателей и запчастей другим странам, использующим вертолеты и самолеты советского или российского производства, а также в сотрудничестве с украинским ГП “Антонов“.
В рамках программы импортозамещения, РФ планирует в будущем отказаться от услуг этого предприятия, но пока для этого не хватает ни мощностей, ни кадров.
“Зоря-Машпроект”
Одно из крупнейших на постсоветской территории предприятий, занимающееся разработкой, производством и модернизацией газотурбинных двигателей для военных, торговых и пассажирских судов, а также газоперекачивающих агрегатов.
Основным рынком сбыта предприятия так же является Россия, но, кроме нее, поставки осуществляются в Белоруссию, Индию, Китай, Вьетнам, Южную Корею и другие страны.
“Зоря-Машпроект” производит газотурбинные установки для двигателей всех строящихся сейчас крупных российских кораблей класса “фрегат”. В случае прекращения сотрудничества значительная часть кораблестроения федерации будет остановлена на долгое время.
“Антонов”
Госпредприятие “Антонов” создано путем присоединения “Киевского авиационного завода “Авиант” к “Авиационному научно-техническому комплексу имени О.К. Антонова” в июле 2009 года. Годом позже было переименовано в ГП “Антонов”. В числе разработок – самолеты Ан-32, Ан-148, Ан-158, Ан-124, Ан-70, Ан-140.
Сегодня это предприятие является одним из немногих, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата – от предпроектных научных исследований до постройки, испытаний, сертификации, серийного производства и послепродажного обслуживания.
Для “Антонова” Россия является крупнейшим рынком сбыта, однако и РФ без этого предприятия обойтись будет сложно, ведь самостоятельно производить модели самолетов, конкурирующие с разработанными в США и Европе она не может.
Южмаш
“Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова” – крупнейшее отечественное предприятие по производству ракетно-космической техники. За 65 лет на предприятии создано четыре поколения ракет-носителей и несколько типов космических аппаратов.
Вместе с конструкторским бюро “Южное” сохраняют огромное значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 “Воевода” и производителями ракет-носителей “Зенит”.
В будущем РФ так же планирует заменить эти ракеты аналогами собственного производства, но даже в планах случиться это должно не ранее 2022 года.
Харьковский танковый завод
Госпредприятие “Завод им. В.А. Малышева” специализируется на выпуске и модернизации тяжелой и легкой бронетехники для Минобороны Украины и иностранных заказчиков.
В частности, предприятие производит танки БМ “Оплот“, бронетранспортеры БТР-3, БТР-4, модернизирует бронетранспортеры БТР-50 и танки Т-64 до вида БМ “Булат”. Среди продукции гражданского назначения: тепловозные дизеля и запчасти к ним.
В плане производства танков Россия является относительно самостоятельной. Но лишними специалисты данной сферы редко бывают. Последние несколько лет “Завод им. В.А. Малышева” находится в затруднительном финансовом положении, из-за чего страдают и его работники. Поэтому предложение перебраться в РФ может показаться им довольно привлекательным.
“Искра”
Запорожское предприятие, которое занимается разработкой и производством наземных радиолокационных станций оборонного назначения, а также передвижных электростанций.
Среди основных видов продукции: PЛC 80К6 (трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора), РЛС 36Д6-М (мобильная трехкоординатная радиолокационная станция).
В Российской федерации есть свои предприятия, занимающиеся производством радиолокационной техники, но специалисты в этой сфере, опять же, лишними не будут. А сложное финансовое положение НПК “Искра” так же может сказаться на решении некоторых его работников перебраться в РФ.
Пока что сотрудничество Украины и Росии в сфере оборонно-промышленного комплекса приостановлено лишь частично и в свете последних событий такое решение оправдано. Но в случае их полной остановки убытки понесут обе страны.
Украина лишится крупнейшего рынка сбыта и поставщика части комплектующих. А РФ останется без украинских ракет, двигателей, турбин и прочего. Несмотря на все заявления, создать полноценное производство и полностью исключить украинскую военно-техническую продукцию в России смогут нескоро. К тому же, на это понадобятся немалые инвестиции и огромное количество квалифицированных кадров, которых Владимир Путин так дружелюбно приглашает к себе.
Автор материала: Дмитрий Король
По материалам: Theinsider.ua