За что на самом деле мир ополчился на "детские" карикатуры Шарли

Читать на русском
За что на самом деле мир ополчился на "детские" карикатуры Шарли
За что на самом деле мир ополчился на "детские" карикатуры Шарли

Участие детей в "недетских" житейских сюжетах всегда выбивает нас из "зоны комфорта"

Сатирический еженедельник Charlie Hebdo, подвергшийся атаке террористов в январе этого года за карикатуры на ислам и пророка Мухаммеда, снова оказалось в центре внимания. На сей раз бурную дискуссию в мировом сообществе и соцсетях вызвала карикатура на погибшего мальчика-беженца. На ней показан лежащий на берегу ребенок и подпись: "Так недалеко к цели". Другая картинка, изображающая идущего по воде Христа рядом с погибшим сыном, подписана так: "Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут".

Одни тут же стали обвинять журнал в ксенофобии и нетерпимости. Другие, посчитали, что карикатуры вовсе не высмеивают смерть Айлана (так звали реально погибшего мальчика), а делают акцент на отношении европейцев к миграционному кризису и подчеркивают их неспособность предотвратить его. Редакция Charlie Hebdo прокомментировала происходящее так: "Карикатуристы столкнулись со шквалом критики исключительно из-за неумения аудитории понимать явление социальной сатиры".

Сейчас даже странно вспоминать, но это было - горячие споры между коллегами на тему "этично ли публиковать фотографии трупов из зон конфликтов и бедствий". Спор не касался работы операторов информагентств и стримеров - за ними был признан статус "документалистов", которые обязаны снимать все. Но вот, скажем, газета? Или глянцевый журнал? Среди участников дискуссий были, например, эстеты, которым казалось, что смерть - это нечто интимное, а изображение мертвого тела - что-то вроде порнографии. А были рационалисты, которые считали, что изображение мертвых тел - это шоковое воздействие на реципиента, а потому надо его использовать очень малыми дозами, чтобы не вызывать привыкания. Привыкнет, мол, - чем в следующий раз будешь внимание привлекать? Были, разумеется, и прожженные профи (их обычно считают циниками - но это всего лишь профдеформация), которые считали, что публиковать надо все, лишь бы "пипл хавал".

Насколько допустимо или хотя бы оправдано то, что сделал Шарли? Оправдано, конечно, как и все, что возвращает нас к базовым, общим для всех, человеческим ценностям

Все эти дискуссии закончились с Революцией достоинства и началом войны. Теперь даже немного смешно вспоминать. Но скандальная история, разгоревшаяся вокруг изображения утонувшего малыша-беженца, заставила вспомнить о них. В том, что касалось отечественного информационного сегмента, было о чем поговорить. Например, о нашем наследственном фундаментализме, который очень плохо сказывается на умении адекватно воспринимать сатиру.

У нас есть извинение - нас на это долго учили. 75 лет - только советской школы, но и до нее было, в основном, ЦПШ. Впрочем, в СССР сатира, как раз была, и отечественные Кукрыниксы, как и популярный в СССР Битструп тоже зачастую рисовали нечто совершенно не смешное. Между прочим, в одном из музеев мне пришлось однажды видеть карикатуру 33-го года, изображающую умирающего от голода украинского ребенка. Не знаю, что это была за газета - кажется, тоже что-то французское. Думаю, условные "наши" тогда тоже бились в истерике.

Но есть и кое-что еще. На Шарли просто выплеснулось все то, что копилось в душах. Проблема беженцев, переживания, связанные с войной, страх терактов, подавляемое раздражение в отношении беженцев и стыд за собственные мысли - особенно после облетевшей мир фотографии маленького Айлана, выброшенного волной на пляж. Кажется, по крайней мере, треть мира нуждалась в сеансе психотерапии - и Шарли дал нам всем такую возможность. В дружном "фу!" мы сбросили с себя колоссальное напряжение.

Но вопросы остались. Дело в том, что художник Шарли Эбдо не сделал ничего такого, что уже не сделали до него все остальные. Он поместил изображение мальчика - условно-рисованное, но весьма узнаваемое - выполненное в стиле издания. После того, как это и другие фото с места трагедии были растиражированы всеми, кому не лень. После того, как были нарисованы и отправлены гулять по сети десятки картинок с мертвыми детьми "по мотивам" документальных фото. Все кричали о "спекуляции", но немногие смогли объяснить, почему изображение условно-рисованного детского трупа - недопустимо и безнравственно, а бесконечное передирание из издания в издание фото настоящего детского трупа - допустимо, потому что это "информирование". Где вообще заканчивается "информирование" и начинается "торговля"? И есть ли вообще эта грань в эпоху, когда информация стала едва ли не основным товаром?

 dqxikeidqxiqqeantВопрос неприятно попахивает философией. Там, где она кажется совсем неуместной - почти так же, как сатира. Потому что дети - это болевой порог. За ним - ничего. Больше ни одного аргумента. Когда "слезинка ребенка" из литературной абстракции превращается в голый факт, мы оказываемся перед ним совершенно беззащитными. 
Кстати, Достоевский прекрасно об этом знал. И в свои литературные произведения он неукоснительно вставлял "слезинки ребенка" - дозировано и всегда к месту. И в качестве идеологических манипуляций использовал их исправно - его статьи, призванные мобилизовать русских на греко-турецкую войну, поистине чудовищны, "слезы ребенка" из них так и текут. И маленький Айлан своей смертью просто взорвал общественное мнение Европы. Ее реакции с этого момента становятся совершенно предсказуемыми. В Мюнхене беженцев не просто приняли - их встретили цветами. Почти не сомневаюсь, что большая часть этих цветов предназначалась малышу Айлану. Бесчеловечность - слишком суровое испытание для Европы, отягощенной собственными травмами. Принять факт жертвоприношения детей рационально и холодно - снова почувствовать себя Молохом. Германия, во всяком случае, к этому точно не готова.

Участие детей в "недетских" житейских сюжетах всегда выбивает нас из "зоны комфорта". Примеров - море. Вспомните поступок венгерского оператора, которая поставила подножку убегающему от полиции беженцу. Возможно, он возмутил бы всех гораздо меньше (а кого-то не возмутил бы вовсе), если бы не тот факт, что на руках у беженца был ребенок. Вспомните воспитанников мариупольского пастора, которые рыли траншеи и объявили "детский пост" за освобождение Украины. Или фото девочки - дочери офицера, погибшего в АТО, получившей вместо папы орден. Фото облетело соцсети - кудрявая головка, огромные глаза, белое платьице с желто-голубой орденской лентой. За это фото многие пользователи ФБ были забанены администрацией ФБ по "смешному" обвинению в распространении "изображений, имеющих признаки порнографии".

А еще можно вспомнить "рекламные сюжеты" от ИГИЛ с жестокими расправами над детьми и реляциями о том, сколько малышей принудительно отправлено в тренировочные лагеря джихадистов. Или о сотнях девочек, неведомо куда угнанных Боко Харам. И ни в коем случае не забудьте о теракте в Беслане, превратившем массу людей в обомлевших от ужаса зомби. Радикалы и подонки хорошо понимают "рекламную" силу детского страдания. Отказ тормозов в отношении детей - сигнал о том, что планка "нечеловеческого" сорвана. Дети - это последний аргумент информационной войны. Ее ультима рацио. То, что безотказно действует всегда - лишает нас воли, способности критически мыслить и топит в эмоциях.

Это иррационально, конечно. Как и очень многое в нас, что составляет нашу "человечность". И, главное, у меня так и нет ответа на вопрос "насколько это допустимо". Или хотя бы оправдано. Оправдано, конечно, как и все, что возвращает нас к базовым, общим для всех человеческим ценностям. Оправдано, потому что в каждой конкретной Айлан Курди - полномочный представитель десятков безымянных детей, утонувших при попытках достичь европейских берегов. Как и тех тысяч детей, которые погибли и еще погибнут в этой войне, но останутся для нас только цифрами в статистике. Но где заканчивается информирование и начинается спекуляция? Тем более - манипуляция? И что мы будем делать, когда этот болевой порог будет пройден?

dsnews.ua

Дата і час 19 вересня 2015 г., 19:23     Переглядів Переглядів: 7605