Чем опасен для Украины новый этап информационной войны?

Читать на русском
Чем опасен для Украины новый этап информационной войны?
Чем опасен для Украины новый этап информационной войны?

После фактического прекращения на Донбассе активной фазы боевых действий Украина оказалась в сложной ситуации: с одной стороны это уже не война, а с другой – это еще не мир. Провокации со стороны оккупированных территорий не прекращаются, однако политики в высоких кабинетах полным ходом ведут речь о перемирии.

 Безусловно, стрелять и убивать стали меньше. Но мир ли это?

Скорее – имитация перемирия.

Языком терминологии информационной войны – такую ситуацию следовало бы называть переходом в новую фазу информационного противостояния. На смену открытой информационной агрессии пришли скрытые информационные мероприятия под маской минского перемирия.

Информационная война Кремля не останавливалась ни на минуту.

Главная задача Москвы – постоянно подогревать донецкий анклав по типу режима в Приднестровье, Осетии, Абхазии или в Карабахе.

Высокий градус нестабильности всегда можно использовать в выгодных для Кремля ситуациях.

Условно этот этап можно назвать «информационная адаптация», главной целью которого есть создание условий для полного восприятия населением сложившейся ситуации в призме Кремля. Иными словами – нужно легализовать всю аргументацию российских террористов в отношении захваченного Крыма и Донбасса.

Кратко напомним, что информационная война России против Украины проходила несколько этапов:

 dqxikeidqxitkant

первый – информационные конфликты, которые проходили в стадии мирного противостояния сторон. Россия вела точечные информационные акции против Украины с момента распада СССР и до конца июля 2013 г.Этому этапу были присущи отдельные информационные всплески, которые по своей мощи не способны были причинять ощутимый ущерб политическим взаимоотношениям Украины и России.

второй – активация Россией информационного повода для столкновения «надуманных» интересов с Украиной. Согласно нашим исследованиям, этот этап реализовывался с августа по декабрь 2013 г. Его итогом было резкое обострение отношений пророссийски настроенных сил и военизированных группировок с украинскими силовиками и мирным населением. Характерной чертой информационных действий того периода были массовые дезинформации, провокации, а также начало формирования условий для информационного доминирования России в украинском информационном потоке.

третий – информационная конфронтация. В Украине этот этап занимал период с декабря 2013 г. по февраль 2014 г. Он характеризуется информационной агрессией в Крыму и раскачиванием ситуации на Донбассе. В практике проведения информационных операций информационная конфронтация четко разделяет стороны на агрессора и жертву. Агрессия сопровождается локальным применением силы – комплексным информационно-психологическим воздействием на население и информационной блокадой контролируемых террористами регионов.

четвертый – открытое информационное противостояние. Оно продлилосьс марта 2014 г. по август 2015 г.  В конфликте на востоке Украины этот этап характеризовался крайними формами разрешения противоречий в информационно-психологической сфере. Это:

·         распространение информации с элементами запугивания, ненависти, разрушения социальных связей;

·         привлечение инструментария «мягкой силы»;

·         применение экономического «рычага»;

·         использование международного дипломатического влияния и т.д.

пятый – информационная адаптация (сентябрь 2015 г. – по н.в.). Бурная информационная экспансия Кремля и Донбасса заставила людей в контролируемых боевиками регионах безропотно подчиняться установленной диктатуре. В непризнанных республиках возникли группы людей, которые не принимали позицию российских террористов, но высказать открыто свое мнение они не пытались – это угрожало их жизни. Задачей этого этапа есть нивелирование таких групп путем создания доверия всего населения к пророссийским представителям власти и источникам информации.

Информационная адаптация практически исключает информационное давление, как метод. В этом случае применяются приемы разъяснения и убеждения.

Общие характеристики этапа «информационная адаптация»:

Итак, информационная война России перешла в новую плоскость.

Этому есть еще одно подтверждение.

Если рассматривать информационную войну России против Украины в разрезе особенностей современных военных конфликтов, изложенных в Военной доктрине РФ (2014 г.), то можно найти много сходств с украинским сценарием, например:

создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий – сегодня оккупированные районы Донбасса представляют собой подобную территорию перманентной войны;

участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний – Россия насчитывает около десятка частных военных компаний (ЧВК), находящихся под контролем ФСБ. Закон о ЧВК в России не принят, поэтому существующие «карманные» армии Кремля действуют под прикрытием различных спецслужб РФ;

применение непрямых и асимметричных способов действий – от диверсионных групп в тылу Украины до информационной дезинформации на межгосударственном уровне;

использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений – например, в Крыму – это «Русское единство», «Русский блок», «Славянская партия», «Авангард» и другие, а на Донбассе – это «Оплот», «Юго-Восток», «Великая Русь» и другие.

Безусловно, на Донбассе перестали стрелять, но вся террористическая инфраструктура  никуда не делась. Она завуалирована под различные силовые структуры и органы власти.

Поэтому, предпосылок к тому, что после событий в Крыму и на Донбассе вдруг наступит мирная жизнь – нет и быть не может.

Информационная война будет продолжаться…

Главный вопрос на сегодня – как должна защититься Украина от будущих информационных угроз?

Попробуем обозначить некоторые основные направления.

Во-первых, создание надежной системы информирования украинской и зарубежной аудитории. Этим министерство информационной политики уже занимается. Восстанавливаются ретрансляционные пункты для передачи сигнала на оккупированную территорию, создаются новые телеканалы. Организуется украинская система иновещания.

Во-вторых, необходимо больше уделить внимание Интернету – приоритетному средству информирования после традиционного телевидения и радио. Спектр применения всемирной сети для информирования чрезвычайно широк – от персональных видеоканалов до страниц в социальных сетях. Более того, события информационной войны в Украине впервые продемонстрировали применение спецслужбами России подразделений хакеров и групп троллей. Поэтому, защита украинского интернет-ресурса должна быть приоритетной.

В-третьих, возобновление деятельности зарубежных культурно-исторических центров. Попытки запустить подобную программу предпринимал в свое время президент В.Ющенко, но бессистемные шаги результатов не дали.

В-четвертых, Украина крайне нуждается в стратегическом контенте – украинских информационных продуктах, которые бы положительно отражали украинскую действительность, демонстрировали достижения в политике, рассказывали бы о традициях и культуре нашего народа. Это – одна из самых сложных задач, которую придется решить в ближайшее время. Отсутствие национальных информационных продуктов приводит к тому, что на телевидении ограничивают российский контент, а заменить его буквально нечем.

Более того, в Украине практически не работает государственная система поддержки литераторов, кинопроизводителей, художников и других творческих направлений. В этой связи, нам оказывают помощь частные и иностранные фонды. Например, МИД Германии и Гете Институт в Одессе и Черновцах проводят конкурсы проектов современной искусства Украины. Подобные мероприятия проводят также PinchukArtCentre, Международный фонд «Відродження», благотворительный фонд «Розвиток України» и другое.

Украина пока не может похвастаться новыми киносериалами, произведениями украинских литераторов или работами украинских художников. А ведь это заделы на десятки лет вперед, когда следующие поколения может даже и не вспомнят о сегодняшней войне.

В-пятых, для поддержки международного имиджа Украины крайне необходима тесная связь с зарубежными общественными институтами. Это зарубежные диаспоры, информационные центры или землячества. До 2014 г. популяризация Украины за рубежом работала настолько слабо, что развязанный Россией конфликт в Украине иногда воспринимался зарубежным сообществом, как «внутрироссийские межэтнические споры».

Список мероприятий можно продолжать.

Вывод только один: информационная политика Украины требует срочных изменений, от которых будет зависеть дальнейшая судьба нашей государственности.

Информационная война продолжается, и сегодняшнее затишье – это лишь перегруппировка сил противника.

Не возникает сомнений, что следующая информационная атака Кремля будет проводиться на Украину с учетом ошибок и особенностей прежних мероприятий 2013-2014 гг.

Поэтому в самое короткое время Украина должна выстроить собственную информационную политику и систему информационной безопасности.

Автор: Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ,группа "ИС"

Дата і час 06 листопада 2015 г., 13:58     Переглядів Переглядів: 3005