
Все больше и больше граждан Украины оказываются за чертой бедности, и эта черта неуклонно расширяется. Что самое интересное, уже правительство признает: даже после недавнего широко разрекламированного повышения социальных стандартов, они значительно ниже прожиточного минимума, который, к тому же, имеет тенденцию к неуклонному росту, что ведет к дальнейшему обнищанию все большего количества граждан.
Но есть одно обстоятельство, которое нынешняя «демократическая» власть пытается замолчать. Расчет прожиточного минимума производится на основе давно устаревшей потребительской корзины, установленной еще 15 (!) лет назад, хотя, согласно действующему законодательству, она должна пересматриваться не реже, чем один раз в пять лет. По сути, власть манипулирует понятием прожиточного минимума, искусственно занижая его. Если корректно посчитать потребительскую корзину, то реальный прожиточный минимум окажется в разы выше того, который установлен правительством. Таким образом, за чертой бедности оказывается подавляющее большинство граждан страны.
Кстати, последнее утверждение полностью соответствует оценкам, сделанным согласно критериям международных институций. Так, по критериям Мирового банка, к категории бедных можно отнести свыше 70% населения, а по критериям ООН, бедными в Украине являются 81% населения. Причем оценки эти делались еще до революции на майдане и войны на Донбассе, то есть до нынешнего жесточайшего экономического кризиса, сопровождающегося обвальной девальвацией гривны, обесценивания и сокращения доходов граждан, галопирующей инфляцией, неуклонным ростом безработицы и так далее.
Недавно Министерство социальной политики опубликовало цифры реальных прожиточных минимумов (ПМ) для разных слоев населения. Оказывается, что эти реальные ПМ значительно выше тех номинальных ПМ, которые установлены правительством в настоящий момент. Иными словами, даже если рассчитывать ПМ по той устаревшей, с искусственно заниженными цифрами, по сути, по незаконной методике, которой пользуется правительство, то и в этом случае прожиточные минимумы должны быть намного выше, чем они установлены сейчас.
Цифры нищеты нашей
Так фактический средний ПМ, то есть стоимость минимальной потребительской корзины, в октябре 2015 года составил 2388 гривен в месяц на человека «чистыми», с налогами 2544 гривен. В тот же время, официально установленный ПМ составляет 1330 гривен. Как говорится, почувствуйте разницу!
Столь же разительно отличаются цифры прожиточных минимумов для разных групп населения. Реальный ПМ для трудоспособных граждан составляет 2488 гривен, а минимальная зарплата, являющаяся официальным ПМ для трудоспособных, установлена в размере всего 1378 гривен в месяц. Реальный ПМ для нетрудоспособных граждан, по расчетам Министерства социальной политики, составляет 1972 гривны, а минимальная пенсия установлена в размере всего 1074 гривны. Реальный прожиточный минимум для детей и подростков в возрасте до 6 лет составляет 2308 гривен, а официальный ПМ установлен в размере 1167 гривен. Для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет ПМ составляет 2815 гривен, а установлен в размере 1455 гривен.
Таким образом, для всех слоев населения официальный прожиточный минимум меньше реального почти в два раза, а если точнее, то более чем на 90%.
Расчеты Минсоцполитики также показывают, что это расхождение катастрофически увеличивается с большой скоростью. Так, еще в январе 2015 года, то есть за 10 месяцев до приведенных выше значений, фактический ПМ, рассчитанный Минсоцполитики, составлял 1536 гривен, а официальный – 1176 гривен, то есть тогда фактический ПМ был «всего» на 30% выше официально установленного значения.
Это последствия обвальной девальвации, галопирующего роста цен на товары и продукты питания первейшей необходимости, а также тарифов на коммуналку.
Министерство социальной политики периодически проводит подобные расчеты, чтобы ознакомить с реальным социально-экономическим положением в стране правительство, президента, парламент, профсоюзы. работодателей. Таким образом, указанные расчеты носят чисто информативный характер и абсолютно не обязывают что-либо изменять.
Потребительская корзина с давно истекшим сроком годности
Но как сказано ранее, что указанные выше расчеты реальных прожиточных минимумов Министерством социальной политики на самом деле являются далеко не адекватными настоящей реальности. Проще говоря, эти реальные значения ПМ на самом деле реальными не являются!
Нынешняя «демократическая власть», как и предшественники, устанавливает прожиточный минимум и связанные с ним социальные стандарты «с потолка», грубо нарушая действующее законодательство, которое предписывает в подобных случаях исходить из так называемой потребительской корзины. На этом вопросе следует остановиться подробнее.
По закону «О прожиточном минимуме», который был принят еще в 1999 году, прожиточный минимум — это суммарная минимальная стоимость набора продуктов питания, продовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей, для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья. Согласно действующему законодательству, именно на основе прожиточного минимума, который является государственным социальным стандартом, определяются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования. Исходя из ПМ, устанавливаются минимальная зарплата и минимальная пенсия, социальная помощь по безработице и семьям с детьми, стипендии и другие социальные выплаты, а также размеры необлагаемого подоходным налогом минимума доходов граждан.
Величина прожиточного минимума устанавливается отдельно для 4 категорий населения – для детей до 6 лет, детей возрастом 6—18 лет, трудоспособного и нетрудоспособного населения, то есть взрослых инвалидов и пенсионеров.
А теперь самое главное: по закону, набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который принято называть потребительской корзиной, должен в обязательном порядке пересматриваться не реже чем раз в 5 лет. В то же время, последний раз прожиточный минимум устанавливался в далеком 2000 году, то есть 15 лет назад.
Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум устанавливается трехсторонней комиссией общей численностью 12 человек из расчета 4 представителя от правительства (Министерства экономического развития, финансов, социальной политики, здравоохранения), от объединения работодателей и от профсоюзов. Правительство вносит научно обоснованные предложения по минимально необходимому набору, входящему в потребительскую корзину. Если комиссия дважды отказала в согласовании, вопрос выносится на специальный национальный социально-экономический совет. Кстати, кто-нибудь слышал о существовании такового?
После утверждения содержимого потребительской корзины определяется величина потребительского минимума для указанных выше категорий граждан.
Повторим, что ныне действующая потребительская корзина установлена в 2000 году, с тех пор не изменялась, а потому ее ныне считающаяся действующей версия давно не отвечает ни рациону питания, ни бытовым и иным потребностям граждан. Есть информация, что в установленные законом сроки, а именно в 2005 году при Ющенко и в 2010 году при Януковиче, указанная трехсторонняя комиссия рассматривала вопросы по изменению потребительской корзины, но эти выводы тогдашними правительствами игнорировались.
Например, согласно ныне действующих «просроченных» норм, для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет ежедневно положен следующий рацион: 220 г хлеба, 11 г макарон, 42 г круп и 556 г овощей, 160 г мяса и мясопродуктов, 60 г рыбы, 35 г сливочного масла, 20 г — подсолнечного, 450 г молока и кисломолочных продуктов, 70 г сыра, 1 яйцо, 170 г фруктов и 150 г фруктового и овощного соков. Для трудоспособных граждан минимальный дневной рацион установлен еще более спартанским: 280 г хлеба, 25 г круп (9 кг на год!!!), 553 г овощей, 164 г фруктов, 36 г рыбы, менее 15 г сливочного масла. Подобному «рациону строгого режима» позавидуют, наверное, гитлеровские и сталинские концлагеря! Но при нынешнем уровне цен и тарифов даже этот рацион в принципе невозможно обеспечить при условии получения минимальной зарплаты или пенсии. Тем более что кроме еды, необходимо еще платить за жилье, одеваться, умываться, стирать одежду и так далее.
Кстати, что касается одежды, то здесь уже полнейшая безнадега. Ныне действующей прожиточной корзиной предусмотрено, что трудоспособному мужчине для жизни достаточно одной зимней куртки на синтепоне на 5—8 лет, одного костюма на 5—7 лет, двух пар брюк (полушерстяные и джинсы) на 3—5 лет, один свитер на 3 года, а пенсионеру одного свитера хватит и на 6 лет, двух пар демисезонных и двух пар зимней обуви на 5-6 лет, 5 штук рубашек на 4 года, а пенсионерам – 3 рубашки на 5 лет. К женщинам правительство столь же сурово, полагая, что им достаточно одного зимнего пальто на 8 лет, а для пенсионеров – на 10 лет, одного демисезонного пальто на 7-8 лет, одного плаща на 5-8 лет, два платья (полушерстяное и хлопчатобумажное), один халат, три блузки, по одной юбке и свитеру сроком до 8 лет. Очевидно, что минимальной зарплаты, да еще с учетом питания и оплаты жилья, даже на подобный нищенский гардероб не хватит даже близко.
Особо веселит минимально необходимый перечень лекарств и медицинских препаратов, заложенный в потребительскую корзину. На семью в год положено 5 упаковок валидола, аспирина и анальгина, 2 флакона йода и зеленки, 900 таблеток витаминов (!) и 1 тюбик детского крема. Других лекарств, по мнению власти, нашим людям не надо!
В апреле 2015 годя несколько общественных организаций подали в Окружной административный суд Киева коллективный иск на Кабинет министров о систематических нарушениях действующего законодательства, выражающихся в игнорировании установленных процедур установления прожиточного минимума и других социальных стандартов. По мнению активистов, только с учетом обязательной индексации доходов на размер инфляции с начала 2014 года минимальная заработная плата должна составлять не 1378 гривен, а 2174 гривны. И это без учета пересмотра давно устаревшей потребительской корзины и прожиточного минимума, а пересматривать ее необходимо незамедлительно, и делать это нужно, как нынче модно говорить, прозрачно. Поэтому истцы обоснованно требуют признать действующие социальные стандарты не только смехотворно низкими, но и незаконными, а также требуют обязать правительство немедленно выполнить все предусмотренные законом процедуры с тем, чтобы установить действительно законные социальные стандарты.
На этапе предварительных слушаний в суде произошли удивительные вещи. Оказалось, что Кабмин совершенно не готов аргументировать свою позицию. А когда суд затребовал стенограмму заседания Кабмина, на котором решался вопрос о повышении социальных стандартов, представлявший интересы правительства юрист Кабмина заявил, что эти данные являются конфиденциальными и не подлежат оглаcке.
Камень в ботинке
Указанное судебное разбирательство и вызванный им общественный резонанс заставил-таки власть заняться давно перезревшей проблемой пересмотра потребительской корзины. По данным Министерства экономики, новая потребительская корзина уже разработана совместной рабочей комиссией и проходит согласование с министерствами, профсоюзами и работодателями. Но срок ее подачи на рассмотрение в правительство пока неизвестен.
Первоначально ставилась задача ввести новую корзину с 2016 года. Но, по информации Министерства социальной политики, в эти сроки чиновники не укладываются. Более того, еще не родившись, новая потребительская корзина уже превратилась в этакий камень в ботинке, который мешает власти одним фактом своего существования. Впрочем, это и не удивительно: ведь если правительство не выполняло нормы старой корзины 15-летней давности, то новая редакция, конечно, если она установлена честно, и подавно будет им костью в горле.
По некоторым неполным данным, которые просочились в СМИ, в новую потребительскую корзину включены расходы на образование, лечение и отдых. Примерно вдвое облегчены нормы по одежде: например, если сейчас мужчине положен 1 костюм на 5 лет, то новая версия потребительской корзины позволяет получить это «удовольствие» один раз в 2 года. Увеличены и расширены нормы по лекарствам.
В целом, стоимость потребительской корзины по новой методике достигает 4000 гривен на 1 человека в месяц. Сравните с нынешней минимальной зарплатой в 1378 гривен и почувствуйте разницу.
Правда, юрист Станислав Батрин, поддерживавший иск против Кабмина в упомянутом выше судебном процессе, утверждает, что, по его мнению, стоимость потребительской корзины должна составлять не менее 7000 гривен в месяц. Последняя цифра представляется вполне разумной…
Но с точки зрения принятия в качестве официального прожиточного минимума, 7000 гривен является утопией, равно как указанные выше, высчитанные чиновниками 4000 гривен. Возможно, это является одной из причин того, что новую потребительскую корзину никак не утвердят и, похоже, она еще долго будет неутвержденной. В лучшем случае, правительство будет, как обычно, повышать социальные стандарты на 10% в год.
А подавляющее большинство граждан уже находятся за гранью нищеты.
Александр КАРПЕЦ, специально для издания МИР