«В настоящее время в ЕСПЧ есть 16 активных межгосударственных дел, инициированных разными государствами», — отмечает Ирина Мудра, заместитель министра юстиции. Почти половина из них связана с российской агрессией: пять дел инициировала Украина против России, еще два – Грузия.
Одно из первых заявлений касается российской агрессии и аннексии Крыма в 2014 году. Последнее сейчас дело о полномасштабном вторжении России – самое масштабное в истории ЕСПЧ по словам Ирины. К этому заявлению присоединились 25 государств-членов Совета Европы и одна неправительственная организация.
На каких стадиях находятся межгосударственные дела Украины против России в ЕСПЧ, будут ли решения по этим делам и какие временные рамки рассмотрения дел – журналисты Общественного радио расспросили исполнительного директора Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александра Павличенко.
Дело об оккупации Крыма
ЕСПЧ является международным инструментом, когда речь идет о нарушении Россией Европейской конвенции по правам человека. Есть пять межгосударственных дел, возбужденных против России, связанных с войной, начатой Россией на территории Украины с 2014 года. Межгосударственные дела может возбуждать одно государство против другого, или несколько государств могут подать заявления о нарушении Конвенции другим государством.
Первое дело против России связано с оккупацией Крыма и было подано еще в 2014 году. В 2021 году она имела первое решение в ЕСПЧ. Это первый этап – принятие решения о признании приемлемости дела. Этим дело признали приемлемым для рассмотрения: суд признал факты нарушения норм Конвенции. Дальше дело переходит на другой этап рассмотрения – установление фактов.
Соответственно, стороны должны аргументированно доказать, что произошло нарушение, или отрицать утверждения, выдвинутые другой стороной. Рассмотрев все доводы сторон, суд должен принять решение, произошло ли нарушение и какие выводы из этого следует сделать. Государство-нарушительница должно устранить факт нарушенного права.
Но в межгосударственных делах иная ситуация, чем в личных делах. Большинство дел – это индивидуальные обращения от заявителей с обжалованием нарушения их права по Конвенции одним из государств-членов. В частности, достаточно большое количество заявлений, связанных с войной России в Украине, были поданы в порядке индивидуальных заявлений.
Стадии рассмотрения дел в Европейском суде
Дела, касающиеся российской агрессии против Украины должны пройти определенные стадии рассмотрения. Но их не так много. Первая стадия – это заполненный формуляр заявления, который принимается Секретариатом ЕСПЧ. Далее следует определение о приемлемости документов, формировании в виде конкретного файла дела и передаче их к судье-докладчику, который должен рассмотреть поданное заявление. Первый этап состоит в том, что суд должен рассмотреть эти материалы и принять решение в стадии приемлемости. Стадия приемлемости – это определение заявления на предмет его приемлемости для рассмотрения Европейским судом.
Далее следует стадия коммуникации. Материалы направляются каждой из сторон для того, чтобы определить, произошло ли нарушение Конвенции в свете практики ЕСПЧ, а не так, как это считает конкретный заявитель. Фактически происходит обоснование правовых позиций каждой из сторон в ходе этой процедуры.
Следующий шаг рассмотрения дел в Европейском суде – судебное разбирательство дела по существу. Это уже третий этап, когда суд, собрав все материалы и проанализировав всю свою практику, формулирует решение. Соответственно, суд определяет, произошло ли нарушение, в чем заключалось нарушение норм Конвенции.
Также суд своим решением фактически указывает путь для исправления ситуации. В случае признания нарушения норм Конвенции ЕСПЧ выявляет системную проблему в государстве и формулирует, чем она вызвана и в чем, собственно, заключается одновременно и указывает, каким путем должна быть исправлена эта проблема на системном уровне.
Далее следует процедура выполнения решений ЕСПЧ. Есть два процесса: выполнение решения по конкретному делу: если речь идет об индивидуальном заявителе – это выплата компенсации или возобновление в ином виде заявленного нарушенного права. В большинстве случаев речь идет о выплате компенсации, иногда происходит пересмотр судебного решения. И второе — исправление этой системной проблемы: изменения либо на законодательном уровне, либо на правоприменительном, чтобы сделать невозможным повторение такой ситуации.
Если говорить об Украине: большинство решений (на декабрь 2021 года их было 1659) более чем на 90% не выполнены, поскольку государство не приняло системные шаги по снятию с контроля дел, чем занимается специальное подразделение в структуре Комитета министров Совета Европы. Короче, это весь путь процедуры прохождения заявления, если оно действительно достигает уровня решения Европейского суда.
Будут ли решения по делам против России
По делам Украины до решений ЕСПЧ еще далеко. Если говорить о заявлениях, поданных в качестве межгосударственных дел в Россию, Суд очень осторожно и с политическим подходом относится к принятию решений. Прежде всего, я бы сделал шаг назад и сказал бы, что первые дела в практике Европейского суда, касающиеся государств-членов, фигурировавших как государства-нарушительницы норм ЕКПЧ, принимались в единичном порядке. На сегодняшний день мы видим фактически сотни дел, которые принимает Суд. О чем это говорит? Что Суд прежде всего учитывает, насколько государство способно реагировать и исправлять заявленное нарушение.
Первое межгосударственное дело Украины против России было связано с оккупацией Крыма. Европейский суд очень долго собирал эту информацию и доказательства, чтобы определить, как он может отреагировать на заявленные нарушения Конвенции. Там был ряд нарушенных прав: право на жизнь, право на мирное владение имуществом, право на свободу выражения мнений, право не быть подвергнутым пыткам. Полный спектр основных конвенционных прав, нарушенных.
Я всегда подчеркиваю, что ЕСПЧ не является сугубо юридическим органом. Он является квазиполитическим органом. Суд учитывает политический элемент, насколько его решение может повлиять на устранение проблемы. Если бы это заявление Украины было рассмотрено в срочном порядке и в 2018 или 2019 году Суд принял решение, это никоим образом не повлияло бы на восстановление прав и на признание той же Россией решения ЕСПЧ.
Суд понимает, что это проблема и, исходя из этого, действует таким небыстрым способом. Это заявление находится на рассмотрении фактически 7,5 лет и на сегодняшний день только прошла этап признания и принятия решения о приемлемости его к рассмотрению. Остальные четыре заявления, которые поданы как межгосударственные, еще не дошли до этой стадии.
На сегодняшний день Российская Федерация, как государство, исключена из состава государств-членов Совета Европы, начиная с 16 марта 2022 года. Она также вышла из системы Конвенции от 16 сентября 2022 года. Это означает следующее: Россия сейчас не находится в зоне юрисдикции Европейского суда и она не обязана выполнять решения этого органа. Она отказалась выполнять их.
Рассмотрение даже продолжающихся дел находятся в суде и были представлены до 16 сентября 2022 года, осуществляется в расчете на то, что Россия вернется в систему Европейского суда и Конвенции. В прошлом такие случаи были. Греция и Турция выходили из состава Совета Европы и денонсировали ЕКПЧ. За два или три года они возвращались и соответственно снова брали на себя обязательство выполнять решение Суда.
«ЕСПЛ – это как джентльменский клуб»
Обязанность выполнять принятые Европейским судом по правам человека решения распространяется исключительно на государства, взявшие на себя такое обязательство, соответственно ратифицировав это решение в национальных парламентах. Однако это не означает, что все решения производятся на 100% после принятия. Украина не выполняет на протяжении десятилетий решения Европейского суда, не принимая определенные законодательные акты, не меняя судебную практику, в результате чего большое количество дел остается невыполненным на уровне мер общего характера.
Если говорить о хронологических рамках, можно привести несколько анекдотический пример по итальянским делам. Еще в 90-х гг. большое количество поступавших от Италии заявлений касалось чрезмерной продолжительности судебных производств в этом государстве. Чрезмерными они были 7-8-10 лет.
Решения по такой категории дел с чрезмерной продолжительностью в ЕСПЧ также занимали 7-8-10 лет. Это был такой анекдотично-зеркальный случай, когда Европейский суд по продолжительности разбирательства в своих инстанциях установил такой «рекорд» рассмотрения дел, признав, что национальные судебные инстанции долго рассматривали заявления и нарушили статью 6 Конвенции — право на справедливое судебное разбирательство.
Чем является ЕСПЧ? Когда государства ратифицируют Европейскую конвенцию по правам человека, они добровольно заявляют о соблюдении определенных в настоящей Конвенции прав. И если они нарушают эти права, они дают согласие, что ЕСПЧ может рассматривать индивидуальные заявления или межгосударственные заявления и признавать факт нарушения, указывая государству, что оно нарушило право, должно исправить это нарушение и не допускать его в будущем. Это как такой джентльменский клуб, в котором работают джентльменские правила.
Сегодня Россия не является членом этого джентльменского клуба, там не работают никакие правовые нормы, которые закреплены в стандартах Конвенции, или являются международными стандартами соблюдения прав человека. Россия из этого вышла, она находится на другой цивилизационной ступени.
Мы же не будем говорить, что общество 18 века должно было соблюдать Европейскую конвенцию. Или даже восемьдесят лет назад, когда существовала смертная казнь, а также после Нюрнбергского трибунала были лишены жизни представители высшего руководства. На сегодняшний день эти стандарты не могут даже быть применены, потому что смертной казни в Европе нет, кроме государства Беларусь, где она закреплена официально.
Когда мы говорим о России, мы говорим о том, что сегодня мы не должны терять доказательства или прекращать процедуру сбора доказательств и представления их в международные инстанции. Россия будет отвечать за серьезные нарушения и несоблюдение Европейской конвенции по правам человека, когда вернется в зону ЕКПЧ.
Опубликовано на сайте Украинского Хельсинкского Союза по правам человека