Как силовики "кошмарят" бизнес, полностью провалив борьбу с экономической преступностью


Бюро экономической безопасности провалило задачу борьбы с экономической преступностью, как это сделали его предшественники – налоговики, Нацполиция и СБУ.

Теперь власти обещают МВФ начать все заново, пишет Экономическая правда.

За почти два года существования БЭБ расследовало около 2000 уголовных производств.

Из них в суд передало 54.

Приговор вынесен за 36. Почти все по соглашению со следствием (по инициативе прокуратуры).

Заключенный один. Оказалось, что он неоднократно судим и нарушил условное отбывание наказания по предыдущему приговору 2021 года.

За почти два года существования Бюро экономической безопасности (БЭБ) из более трех десятков приговоров по расследуемым БЭБ делам в Реестре судебных решений числится только одно решение, согласно которому обвиняемый получил суровое наказание – реальное тюремное заключение.

Всё можно было бы списать на небольшой период работы БЭБ. Его создали в мае 2021 года, работать он начал с конца 2021 года, а его штат сформирован всего на 20%. Поэтому в суд успели попасть только 5% уголовных производств, которые расследовало БЭБ. Дальше этот процент будет расти, как и количество громких дел об экономических преступлениях.

Однако, похоже, дело не только в юности бюро.

Во-первых, большинство производств, оказавшихся в суде, – это 1 часть 204 ст. Уголовного кодекса: незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров (санкция предусматривает штраф).

Во-вторых, на существенный рост процента переданных в суд дел не стоит рассчитывать. Это проблема всех органов, продолжающих заниматься правонарушениями в хозяйственной деятельности (Национальная полиция и Служба безопасности Украины) и на которые в этом году приходится почти половина всех уголовных производств в этой сфере.

За половину 2023 года все они передали в суд только 13% дел (282 из 2098). В 2022 году этот показатель составлял 34% (1166 из 3414), в 2019-2021 годах – 35-45%.

Возможно, эта статистика не была бы проблемой, если бы не реальность: в 2022-2023 годах в Украине зафиксирована рекордная доля нелегального рынка подакцизных товаров и значительные объемы неуплаты налогов с игорного бизнеса.

Есть много причин, которые могут объяснить, почему БЭБ не стал эффективнее предшественников. На бюро стоит клеймо токсичного замглавы Офиса президента Олега Татарова. По данным источников УП, на него ориентируется заместитель директора БЭБ и его кум Виталий Гагач.

Другой факт: с момента создания БЭБ руководство не объявило ни одного конкурсного отбора на руководящие должности, а всех руководителей подразделений назначало с нарушением закона как временно исполняющих обязанности. Большинство этих постов занимают кадровые налоговики.

В конце концов под шквалом критики весной с должности ушел экс-налоговик и первый глава БЭБ Вадим Мельник. После этого работа ведомства несколько улучшилась, но прорывом ее результаты назвать нельзя.

"Должности в бюро, которые принадлежали работникам налоговой милиции, предположительно займут работники СБУ", - указывает на еще один риск глава депутатской временной следственной комиссии, которая анализирует эффективность БЭБ, Ярослав Железняк.

В таком случае надежда, как часто бывало – на международных партнеров. Власти обязались перед МВФ перезапустить БЭБ. В начале июля, после первого пересмотра программы расширенного финансирования Украины EFF, фонд обнародовал обновленный меморандум. В документе международные партнеры детализировали отдельный пункт о реформе БЭБ.

Детали касаются того, что Украина обязалась подготовить изменения к закону, чтобы перезапустить орган, усилить аналитическую составляющую и подчинить Минфину. Среди задач – разработать прозрачный конкурсный отбор руководства и работников; ужесточить требования к выборной комиссии; ввести контрактную систему для работников; разработать механизм переаттестации персонала.

Методология Источник данных: открытые данные портала data.gov.ua (информация о зарегистрированных уголовных правонарушениях и результатах их досудебного расследования). При анализе использовались все правонарушения в сфере хозяйственной деятельности (статьи 199-233 УКУ). Результаты рассмотрения дел взяты из Реестра судебных решений.

Для дел, производство по которым открыло БЭБ, было прямо указано, что дело представляет в суде прокурор отдела надзора за соблюдением законов органами Бюро экономической безопасности. Все остальные отнесены к уголовным производствам, открытым Нацполицией или СБУ.

Под решением о заключении подразумевается такое, где не указано об условном наказании (отсрочке) в результате соглашения со следствием.

Важно, что не все соответствующие статьи наказываются лишением свободы. К примеру, преступные действия предусмотрены ч. 1 ст. 204 УК (торговля подакцизными товарами) наказываются штрафом, в то время как ч. 2 этой же статьи (изготовление и сбыт подакцизных товаров) предусматривает наказание в виде лишения свободы.

Экономическая правда /проект Weekly Chart


Теги статьи: Мельник ВадимЖелезняк ЯрославГагач ВиталийТатаров ОлегБЭББизнесэкономические преступлениязлочиниСиловики
Последние новости