Как автомойки убивают малые реки столицы


Как бизнес загрязняет воды Днепра, каковы масштабы несанкционированных врезок в городские коммуникации и коллекторы рек, и борются ли с этой проблемой городские чиновники и экологическая инспекция.

В Киеве насчитывается более трех десятков малых рек. Они были важной частью жизни предков – на берегах строили дома, ставили мельницы, насыпали плотины, возводили защиту от захватчиков. Сейчас роль этих рек значительно меньше, отмечает издание "Европейская правда". Абсолютное большинство из них частично или полностью скрыты в подземные коллекторы и протекает в малолюдных промышленных зонах и частном секторе. Поверх загнанных в бетон рек построены автомобильные дороги.

Главная функция, которую выполняют малые реки Киева, сейчас – прием дождевой воды. Во время летних ливней и весеннего половодья объем воды в реках существенно увеличивается. Потом вся эта вода попадает в Днепр.

Вмешательство человека ухудшило состояние водоемов. Главными факторами загрязнения являются мусор и незаконные врезки для слива стоков. Владельцы сооружений без централизованной канализации несанкционированно врезаются в коллекторы, чтобы не строить септики, а частные предприятия сливают в реки загрязненные отходы.

Пока украинцы переходят на бесфосфатные стиральные порошки и пытаются сортировать мусор, отдельные недобросовестные предприниматели превращают воды Днепра в "цветущее" болото. Одними из самых больших загрязнителей воды являются автомобильные мойки, врезающиеся в коллекторы сбора дождевой воды и коллекторы рек. Они сливают воду, перемешанную с дешевыми автомобильными шампунями и горюче-смазочными материалами.

Масштабы проблемы

Стоимость строительства и запуска автомобильной мойки в Киеве составляет десятки тысяч долларов и зависит от размера и расположения, делится в разговоре с ЕП один из владельцев такого бизнеса. Для этого необходимо подготовить стопку документов и получить разрешения от государственных и местных органов власти, а также от контрольных инстанций.

Среди перечня разрешений – согласование управления земельных ресурсов города, управления экологической безопасности, главного врача санитарно-эпидемиологической станции. Обязательным условием есть получение технических условий для подключения канализации и водоснабжения. Кроме этого необходимо обеспечить минимальное влияние автомойки на природу.

"Сброс сточных вод от автомобильных моек в водные объекты должен производиться на основании разрешения на специальное водопользование, а в канализационную сеть – на основании договора с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства", – сообщили ЕП в Государственной экологической инспекции.

На автомойках необходимо установить очистные сооружения, стоимость которых составляет 3-5 тыс. долл., и подключиться к системе центрального водоотвода. Установка системы фильтрации и накопления воды будет стоить еще 4 тыс. дол. В список ежемесячных расходов на обслуживание такого бизнеса также входят фильтры и картриджи.

На этом шаге некие бизнесмены решают сэкономить, чтоб прирастить маржинальность бизнеса и уменьшить окупаемость инвестиций. Экономия происходит путём нарушения законодательства. Самое распространенное нарушение – незаконные врезки в канализационные коллекторы, коллекторы приема дождевой воды или расположенные рядом с водоемами. То есть, предприниматели несанкционированно прокладывают под землей пластиковые трубы.

Одна из подземных рек Киева – Скоморох. Фото: TEXTY.ORG.UA

Исследователь малых рек Киева и дигер Кирилл Степанец говорит, что в Киеве существуют "умельцы", специализирующиеся на врезках в коллекторы. "Есть люди, которые за деньги делают эту работу. Может, часть владельцев автомоек пытается методом "тыка" выйти к коллектору, но какую-то консультацию бизнесмены у них берут", – говорит он.

Назвать точную долю автомоек, незаконно сливающих неочищенную воду в коллекторы, невозможно, добавляет исследователь. Для этого необходимо проводить масштабное исследование и принимать анализы воды у каждой из них. "Например, на улице Сырецкой на открытых участках реки Сырец в воде видны потоки пены. Такая же ситуация на улице Глубочицкой, только река Глубочица полностью спрятана под землей", – рассказывает Степанец.

Он добавляет, что отдельные автомойки могут очищать часть воды и сливать стоки "умеренно", чтобы не привлекать к себе внимание.

В Киеве насчитывается около 2 тыс. незаконных врезок в сети водоотведения, говорится в Экологической стратегии развития Киева до 2030 года, разработанной Киевской городской государственной администрацией. Помимо этого, существуют сотни ливнестоков, которые не находятся на балансе ни одного предприятия.

"Сколько токсичных веществ попадает в Днепр из-за незаконных врезок и бесхозных ливневок – неизвестно, ведь официальные проверки просто не учитывают эти объекты", – сообщил экс-председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Константин Яловой.

Проверки не ко времени

По данным автора книги "Малые реки Киева" Виктора Вишневского, протяженность дождевой канализации в Киеве составляет 2700 км, из них коллекторы дождевой канализации – 805 км. В состав последних входит большинство малых рек Киева.

Фото: TEXTY.ORG.UA

Коллекторы дождевой канализации находятся на балансе коммунальной корпорации "Киевавтодор", еще 62 км малых рек, преимущественно с открытым руслом – на балансе КП "Плесо".

Киевские диггеры сотрудничают с "Киевавтодором" и сообщают о найденных незаконных врезках. Однако этому сотрудничеству не хватает системности, говорит Степанец. "Киевавтодор" ликвидировал врезку по нашим подсказкам, но в последние годы процесс остановился. Масштабную работу по ликвидации незаконных врезок они не проводят», – говорит исследователь.

В департаменте защиты окружающей среды и адаптации к изменению климата КГГА сообщили, что не владеют информацией о сливах отходов от автомоек в коллекторы или водоемы и не ведут учет автомоек и наличие у них полного пакета документов. Контролировать соблюдение законов в сфере экологии должна Государственная экологическая инспекция.

В ответе на запрос ЕП в инспекции сообщили, что во время действия военного положения государственный контроль не осуществляется. "Государственная экологическая инспекция пока лишена возможности системно осуществлять меры государственного надзора в отношении субъектов хозяйствования, эксплуатирующих автомобильные мойки", – говорится в ответе.

В то же время в случае угрозы правам, законным интересам, окружающей среде, жизни и здоровью человека инспекторы могут инициировать внеплановые проверки.

Помыл машину – "озеленил" Днепр

Моющие средства с содержанием фосфатов, использующиеся автомойками, создают благоприятную среду для размножения микроскопических водорослей, вызывающих цветение водоемов. В последние годы летнее цветение Днепра приобрело тревожные масштабы. Главным "донором" фосфатов для Днепра в пределах Киева является его приток Лыбидь. В нее впадают около 20 рек и ручьев. Лабораторный анализ свидетельствует о плохом состоянии Лыбиди: в воде содержатся соли, аммиак, фосфаты и горючее.

"В реку Лыбидь вливаются малые реки-притоки, каналы, ливневые дождевые воды, стоки незаконных врезок. Качество воды в реке контролирует лаборатория по всему руслу – от истока до места впадения в Днепр.

В точке впадения Лыбеди в Днепр по качественным показателям вода относится к экологической категории и классу "вода плохая, грязная". В воде недостаточна концентрация растворенного кислорода, высокое содержание нитритов, аммиака, нитратов, фосфатов, органических соединений, фенолов, синтетических поверхностно-активных веществ, нефтепродуктов», – сообщили в КП "Плесо".

Срок самоочистки водоема зависит от концентрации и количества сброшенных загрязнений, скорости полного обмена воды в водоеме, испарения или разложения загрязняющего соединения климатических условий. Синтетические поверхностно-активные вещества разлагаются более шести месяцев.

Подземная часть реки Лыбидь. Фото: TEXTY.ORG.UA

Коммунальщики утверждают, что периодически обследуют и очищают русло реки Лыбидь, ее притоки, прибрежно-защитные полосы и защитные решетки на пропускных трубах реки. По мнению Степанца, в Киеве больше чем грязная вода от автомобилей рекам вредят врезки с хозяйственно-бытовыми отходами. "Автомойки – вторая по серьезности проблема после нелегальных канализаций", – говорит он.

Загрязнение поверхностных или подземных вод и самовольное проведение гидротехнических работ карается штрафом от одной до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17-85 тыс грн) или заключением на срок до пяти лет. Сделать воду в столичном регионе чище поможет инвентаризация сетей и ликвидация незаконных врезок.


Теги статьи: Экологическая инспекцияДержавна екологічна інспекціяекологіяАвтомойкиЭкологическая катастрофаекологічна катастрофаКиївКиев
Последние новости