Продолжим тему зернового коридора интересным фактом.
Анализируя работу рискованных компаний, о которых я писал в предыдущих постах и которые занимаются экспортом «серого» зерна без уплаты налогов, обнаружил интересную тенденцию.
Большинство судов, обслуживающих эти компании - суда, которые до и после перевозок украинского зерна находятся в российских портах и обслуживают грузы российских компаний.
Далее я опубликую перечень судов и компаний, но забегая наперед скажу, что такая ситуация сейчас очень распространена, но законодательных запретов такого формата работы нет. Законом запрещено пускать в Украину суда, которые заходили в оккупированные порты Украины (Крым, Мариуполь и т.д.), но не пускать суда, которые просто сотрудничают с агрессором - нет. И таких судов становится всё больше. Пообщавшись с экспертами рынка, я выяснил, что такая ситуация начала формироваться примерно с весны 2024, когда маржа и заработки судовладельцев на «зерновом коридоре» стали падать и что именно рынок сам сформировал такую ситуацию.
До момента, когда на перевозках украинского зерна можно было зарабатывать х2 х3 от стандартной маржи, рынок был наполнен крупными игроками и операторами для которых Россия – токсичный партнер.С падением заработков, при больших рисках безопасности, крупные судовладельцы с новым флотом начали терять интерес к зерновому коридору, а рынок начали шаг за шагом подбирать под себя перевозчики со старым флотом и не очень принципиальным отношением к войне.Им всё равно чей груз и куда везти, лишь бы платили. Именно они стали мощными игроками акватории Черного моря.Более того, основным заработком таких судовладельцев стал отказ от покупки военной страховки, а это дополнительные 2-3 $ заработка на тонне перевезённого зерна. Судовладельцы с именем на такое никогда не пойдут, а вот такие, полупиратские, перевозчики – легко.
Что с этим делать? Вопрос очень хороший, так как с одной стороны мы должны влиять на обслуживание российских грузов и заход судов в их порты и делать эту работу токсичной, но искусственные запреты могут привести к обратному эффекту. Не имея очередей судовладельцев работать в зерновом коридоре, можем потерять и этот флот.Поэтому должны искать другие выходы.Пока эта ситуация является просто фактовой.
А теперь список.Анализ морских судов, которые в течение 2024 года участвуютв т.н. «зерновом коридоре»:
1. ООО «Грин Лайт» - использовала:- судно OSPREYS, под флагом Либерии. Постоянно находится впортах Новороссийск и Тамань, РФ;- судно MINOANPIONEER, под флагом Либерии. Постояннонаходится в порту Тамань, РФ;- судно BRAVE ARSENAL, под флагом Барбадоса. В данный моментнаходится в порту Новороссийска, РФ;- судно SUNNY LYNN, под флагом Панамы. Постоянно находится впорту Новороссийска, РФ;- судно ALANDA STAR, под флагом Барбадоса. Постоянно посещаетчерноморские морские порты РФ;- судно MAMASTRENGTH, под флагом Маршалловых Островов. Постоянно посещает морской торговый порт Усть-Луга, РФ.- судно TESSA, под флагом Монголии. В данный момент находится в порту Находка, РФ(Японское море);- судно NOTA APP, под флагом Панамы. Постоянно находится в портуНовороссийска, РФ;
2. ООО «Западная Сдоба» - использовала судно AJAX, под флагом Сент-Китс и Невис, которое постоянно находится в порту Владивосток, РФ;
3. ООО «Юка-Агроснабинвест» - использовала:- судно OSMANBEY, под флагом Сьерра-Леоне. Постоянно находитсяв морском торговом порту Туапсе, РФ;- судно BLUE SHARK, под флагом Белиза. Постоянно находится впорту Тамань, РФ;- судно PRINCESS FAYZAH, под флагом Барбадоса. Постояннонаходится в порту Новороссийска, РФ;