Заместитель Председателя Правительства РФ Денис Мантуров выразил намерение увеличить темпы производства среднемагистральных пассажирских самолётов Ту-214 до 20 единиц ежегодно. По его словам, такого уровня планируется достичь к 2027-2028 году, то есть выпускать от одного до двух самолётов в месяц.
"Мы планируем изготавливать эти самолеты, если не десятками, то хотя бы двумя десятками к 2027-2028 году", — отметил Мантуров, не уточнив, идет ли речь исключительно о Ту-214 или также о SSJ-100 и МС-21.
Ту-214 как военная платформа
Это заявление приобрело особое значение на фоне недавних инициатив в России по адаптации гражданских самолётов под военные нужды. В начале июня 2025 года в оборонных кругах РФ началось обсуждение концепции "мобилизационного ракетоносца" — переоборудования Ту-214 на платформу для запуска крылатых ракет Х-101 или Х-22. Эта идея рассматривается как временное решение на фоне значительных потерь стратегических бомбардировщиков, таких как Ту-95МС и Ту-160, и отсутствия возможности быстро восстановить парк этих машин.
Гипотетически, Ту-214 способен нести до 25 тонн полезной нагрузки и имеет дальность полета более 7000 км. Самолёт уже использовали в специальной модификации — Ту-214Р (радиоразведка) и Ту-214ОН (для миссий в рамках Договора об открытом небе), однако такие версии изготавливались лишь в единичных экземплярах. Поэтому возможность преобразовать Ту-214 в носитель ракет рассматривается как способ создания "резервного" ударного средства, пригодного для массового производства.
Ту-214: реальные производственные возможности
Однако текущие темпы производства Ту-214 явно не соответствуют заявленным целям. В 2023 году "Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова" (КАПО), единственный завод, выпускающий эти самолёты, не изготовил ни одного борта, несмотря на план в три машины. Наибольшая степень готовности была у спецборта для государственных нужд, но и его не удалось завершить.
В 2024 году предприятие выкатило лишь один Ту-214 (RA-64535), который совершил первый полет и был отправлен в Беларусь на покраску. Иными словами, КАПО выпустило один самолёт за год, и теперь от него ожидают увеличения темпов производства в 20 раз в течение следующих четырёх лет — что означает рост на 2000%. Такие амбиции в условиях санкций, дефицита комплектующих и кадров выглядят чрезвычайно нереалистично.
Таким образом, слова Мантурова о перспективах Ту-214, по крайней мере на сегодня, можно рассматривать как характерное заявление российского чиновника, ориентированное на внутреннюю аудиторию.