Именно поэтому с самого начала процессов распада СССР Москва создала целый ряд “замороженных конфликтов”, которые должны помочь ей манипулировать бывшими союзными республиками и сталкивать их между собой. И нужно признать, что в этом Кремль преуспел – на Кавказе его политика привела к предвоенному сосуществованию враждующих держав, да и на востоке Европы существование того же Приднестровья до последнего времени позволяло не просто давить на Кишинев, но и создавать определенное непонимание в украинско-молдавских отношениях.
В столицах относительно благополучных постсоветских государств могут относиться к этой политике Кремля без особых опасений. Ну, в самом деле, что может Россия предпринять против Грузии? Абхазия и Южная Осетия уже отторгнуты и даже признаны “независимыми”, Аджария, напротив, безвозвратно утрачена. Но ведь из Абхазии и Южной Осетии можно соорудить неплохой плацдарм для провокаций. Думается, свержение при помощи Кремля президента Александра Анкваба, на место которого уже реально претендует вечный политический неудачник чекист Рауль Хаджимба и является воротами в грядущую дестабилизацию Грузии.
Потому что если абхазские власти вместо интеграции грузин Гальского района в абхазское политическое пространство попытаются их изгнать, это приведет не столько к мобилизации Абхазии, сколько к радикализации Грузии, население которой просто не сможет равнодушно взирать на новый этап изгнания соотечественников.
В ситуации с Арменией и Азербайджаном ситуация может быть еще более сложной. Манипулируя Карабахом, Кремль заставил президента Сержа Саргсяна отказаться от модели европейского соседства, открывавшей возможности для ухода России из региона и урегулирования армяно-азербайджанского конфликта при западном посредничестве. Но кто сказал, что в Москве на этом остановятся, тем более на этапе затаскивания Еревана в Евразийский Союз? Можно радикализировать ситуацию на границах – причем, как мы видим в последние месяцы, не только на традиционном участке в районе Карабаха, но и в районе некогда благополучной Нахичевани. А другой рукой помогать “настоящим” патриотам в Баку, гневно вопрошающим у Администрации президента Ильхама Алиева, доколе она будет терпеть провокации, зачем Азербайджану армия и не пора ли людям самим ответить, если власть не способна, в особенности, людям в Нахичевани… И всё – фитиль подожжен!
Казалось бы, сейчас, когда серьезные экономические санкции Запада стали уже реальностью и под угрозой оказалась финансовая система России и ее экономическое выживание, в Москве должны одуматься, прекратить поддержку вооруженных формирований на украинском Донбассе и заняться улучшением своих отношений с цивилизованным миром.
Но это – формальная логика, а Кремль никогда не действует в ее рамках. Он действует в рамках логики экспансии, означающей, что нужно усиливать давление по всем возможным направлением, пока еще есть хоть какие-то силы – потому что уже через несколько месяцев у России уже не будет возможностей плотно заниматься соседями и придется сосредотачиваться на своих собственных проблемах.
Именно поэтому первоначальным следствием западного давления на Москву может оказаться не успокоение политического руководства России, а всплеск дестабилизации по всему периметру российских границ на постсоветском пространстве – всюду, где это можно будет организовать.
Автор материала: Віталій ПОРТНИКОВ
По материалам: Uainfo.org
