
Недавно открыли Театр на Подоле. Если прогуливаться мимо, то увидеть на нем можно только одну табличку — с благодарностью меценату — кондитерской корпорации «Рошен», которая помогла со строительством финансово.
Может даже сложиться впечатление, что запуск театра — это исключительная заслуга частной корпорации президента. Но на самом деле не меньше денег в его восстановление вложили и сами киевляне — через финансирование долгостроя из бюджета города в течение долгих лет.
О неустановленной справедливости рассказала программа «Схемы» (совместный проект Радио Свобода и канала «UA: Первый»), передает «Народная Правда«.
Правда, деньги киевлян, похоже, расходовались неэффективно — часть бюджетных средств могли просто разворовать, о чем еще при прошлой власти сообщали правоохранители. Впрочем, за это до сих пор не было никого наказано, а уголовные дела об этом пока похоронены.
9 октября 2017. На Андреевском спуске в Киеве — праздник. Театр на Подоле получает собственное здание с современной сценой. На торжества прибывает президент Украины Петр Порошенко. Он благодарит кондитерскую корпорацию «Рошен», владельцем которой является сам, за то, что театр наконец-то открылся: «Хотел поблагодарить за то, что этот театр есть,» Рошен «. И президента «Рошена». Он сегодня здесь — это Вячеслав Москалевский. Он приложил кучу усилий для того, чтобы это произошло. Хочу настоять, что это было нелегко «.
Эта дата стала исторической для актеров — закончилась, казалось бы, бесконечная 25-летняя эпопея возведения здания театра.

«В 1992 году началось строительство. Разобрали тот дом, который валился, уже здесь были провалены потолок и чердак, как рядом 18-й номер (дом, — ред.), его разобрали, начали создавать проекты», — вспоминает художественный руководитель Киевского академического драматического театра на Подоле Виталий Малахов.

Кондитерская корпорация «Рошен» последние два года была меценатом реконструкции и завершала строительство. Изменили проект, пригласили другого архитектора. По окончании на стене театра появилась табличка, посвященная меценату — все реконструировано и оборудовано на средства корпорации.
В то же время эксперт по градостроительству Виктор Глеба предполагает, что меценат — корпорация «Рошен» — присвоила себе ключевую роль в реконструкции театра. Мол, львиная доля здания была готова: «На разрезе видно, что готовность объекта была 85%. И по контуру, и по фактажу фотографий, на момент получения спонсором здания. И мы, киевляне, участвовали финансово в строительстве театра. И , к сожалению, все лавры достались одному человеку — владельцу «Рошен».
И действительно: если посмотреть новости в СМИ об открытии театра — основное внимание сосредоточено на том, что меценат восстановления — корпорация президента. О том, что в театр вложились и сами киевляне через свои налоги — ни слова. Насколько это справедливо?
«Схемы» решили исследовать, сколько средств из бюджета Киева было вложено в театр. Об этом и спросили у руководителя Театра на Подоле Виталия Малахова, но он не смог ответить: «Я де-юре не имел к этому никакого отношения, — говорит он. На уточнение журналиста, что это из-за того, что этим занимался департамент, добавляет — я даже, я говорю, когда вот тогда я пришел говорить о сцене, то мне просто сказали в более корректной форме: «а кто Вы такой?». Де-юре я не имел к этому строительству никакого отношения «.
Не смогли озвучить цифры ни в районной администрации, ни в департаменте финансов КГГА. Отмечают, что документы потеряны еще во время Революции достоинства.
«В связи с событиями, произошедшими во время проведения массовых акций гражданского протеста в 2013-2014 годах, информацию о финансировании из бюджета города Киева объектов капитального строительства к 2014 году в департаменте финансов потеряно», — ответили в департаменте финансов Киевской городской администрации на запрос редакции.
Несмотря на непонятную ситуацию с финансовыми документами, которые якобы исчезли, журналистам удалось проанализировать суммы, которые закладывались в городском бюджете на реконструкцию театра в рамках ежегодных программ социально-экономического развития. Данные на сайте Киевского горсовета сохранились только с 2000 года. Поэтому редакция проанализировала 15 программ — с 2000 по 2015-й включительно, до прихода частного мецената — компании «Рошен».
В течение 15 лет на реконструкцию театра в бюджете закладывались разные суммы. Меньше в 2014 — 434,6 тысячи гривен, больше всего в 2006 — 3,5 млн грн. Общая сумма с 2000 по 2015 годы составляет 103,75 миллиона гривен. А это всего на треть меньше 174 миллиона заявленного взноса «Рошен».
Табличка на стене Театра на Подоле торжественно сообщает, что здание реконструировано и оборудовано на средства компании «Рошен». По данным компании, это 174 миллиона гривен или по курсу на момент финансирования, 6,8 миллиона долларов. Здесь могла бы быть еще одна табличка, в которой говорилось бы о 17 миллионов гривен, собранных с киевлян налогов, но об этом решили не сообщать.
Почему вклад киевлян, за счет которого десятилетиями финансировалась реконструкция, остался без внимания, а все внимание и благодарность получила корпорация, владельцем которой является президент Украины? Об этом «Схемы» спросили у самого Петра Порошенко.
«Обращайтесь в «Рошен», пусть они дадут вам ответ. Все просто. Я думаю, что вы имеете неточную информацию. Проверьте, и я тоже проверю», — ответил президент Украины.
В ответ на запрос редакции с «Рошена» сообщили, что не располагают информацией, сколько в театр выделялось бюджетных средств: «Информация, связанная с указанной реконструкцией в период до появления мецената, не касается корпорации «Рошен».
Большой вопрос к качеству выполнения работ предыдущих подрядчиков. Когда начались работы по реконструкции, выяснилось, что в несущих конструкциях недостаточное количество арматуры, зафиксировано непрофессиональное выполнение работ по армированию, и это отражено в дефектных актах работ».
Поэтому можно предположить, что городские бюджетные средства не всегда осваивались в запланированном объеме, а власть управляла строительством неэффективно. Экс-начальник Главного управления культуры и искусств КГГА Александр Быструшкин убеждает: театр открыли бы в 2007 году, если бы не очередные выборы мэра.
«Мы хотели его открыть в 2007 году. И открыли бы. Потому что к лету, когда состоялись перевыборы, и Черновецкий со своей розчудесною молодой командой пришел к власти, то там уже было на 80 процентов построен. Такие хозяйственники пришли … Кустарники выросли на той недострое! «, — рассказал Александр Быструшкин.
Автор реализованного проекта Театра на Подоле Олег Дроздов тоже жалуется: «Было три проблемы: дорогие материалы, преступно плохое качество строительства, отсутствие охраны и воровство смонтированного оборудования».
Генподрядчиком строительства театра до появления мецената была компания «БМК Планета-Буд», связанная с экс-народным депутатом из Енакиево Валерием Мошенским. Но связаться с фирмой не удалось — по месту регистрации ее нет, по указанным телефонам о такой фирме не слышали.
В 2011 году СБУ заявляла о хищении более двух с половиной миллионов гривен при реконструкции. Прошло 6 лет. Результат расследования и кого привлекли к ответственности? «Схемы» прошли длинную цепочку переписки с правоохранительными органами.
В СБУ сообщили: «В Главном управлении отсутствует информация о состоянии расследования указанной уголовного дела и возможного привлечения каких-либо лиц к уголовной ответственности. Главным управлением материалы о противоправной деятельности в ходе проведения реконструкции Киевского академического драматического театра на Подоле направлены в прокуратуру Подольского района (сейчас Киевская местная прокуратура №7) «.
Руководитель упомянутой прокуратуры передал запрос в Нацполицию.
Итак, правоохранительный пинг-понг привел редакцию в Нацполицию, где круг и замкнулся. Оказалось, что и в этом ведомстве нет производства о растрате средств во время строительства Театра на Подоле. Получается, бюджетные средства выделили, но вся отчетность исчезла еще во время революции, а хищения из городской казны почему-то никто не расследует. Хотя должны были бы понести наказание, и это, возможно, могло бы стать напоминанием о большом денежном вкладе киевлян в появление долгожданного Театра на Подоле и основанием поместить на здание табличку еще одной благодарностью. Теперь уже горожанам.