
Министр культуры Украины Александр Ткаченко предложил ввести новые правила проведения конкурса кинопроектов на получение государственного финансирования, по которым украинские режиссеры и продюсеры будут получать деньги на свои фильмы. Но эти условия многим кинематографистам не понравились. Они написали открытое письмо в Минкульт с требованием пересмотреть новые правила.
Под ним подписались одни из самых титулованных режиссеров страны разных поколений, среди которых Роман Балаян, Роман Бондарчук, Валентин Васянович и Марина Врода. Их картины побеждали на крупных международных кинофестивалях, включая Канны и Венецию. Кроме них свои подписи под этим посланием оставили более сотни режиссеров, продюсеров, драматургов и менеджеров. Главный смысл их требований заключается в том, что условия предложенные Минкультом - это дискриминация, они разрушат украинский кинематограф.
Что именно не понравилось
Если эти правла распределения денег будут приняты в том виде, как они есть, то у каждого режиссера и продюсера будет персональный рейтинг, как у футбольной команды или игрока в теннис. Как и у спортсменов, он будет формироваться из побед и успехов, где будут учитываться призы полученные на МКФ, попадание в шорт-листы авторитетных фестивалей, кассовые сборы, количество зрителей, посмотревших их картины в кинотеатрах или на телевидении. В итоге, чем выше этот рейтинг у режиссера и продюсера, тем больше у них шансов получить государственные деньги на очередной проект.
Но такая попытка проранжировать кинематографистов возмутила их. Поговорив с некоторыми подписантами, мы выяснили, что один из главных аргументов против новых правил заключается в том, что украинское кино только начинает развиваться, настоящих профи у нас пока еще мало и им неоткуда будет браться, если снимать сможет только ограниченный круг людей. Кроме этого, многие считают, что оценивать кино по кассовым сборам и бездушным цифрам нельзя. В частности, в их письме сказано:
“Проект не учитывает специфику кинематографа как культурной сферы, оценивая кинопроекты только утилитарно, по коммерческим и конъюнктурным показателям”.
Фактически, большинство подписантов испугались, что на следующем питчинге, где будут рассматривать новые проекты, им не достанется денег.
Проблема в том, что за всю историю существования господдержки украинского кино лишь два фильма окупили себя и их продюсеры вернули в казну деньги. Речь идет о кинокомедиях “Безумная свадьба” и “Я, Ты, Он, Она”. Многие остальные фильмы при активной рекламе не смогли даже приблизиться по своим кассовым сборам к выделенным бюджетам. Например, экшен-драма “Круты 1918” при бюджете 52 млн грн собрала в украинском прокате 7,3 млн грн. А самый крупный и громкий за последние годы проект “Захар Беркут” с участием заграничных актеров при бюджете в 113,5 млн грн, из которых государство выделило 30 млн грн, собрал всего 35,3 млн грн.
Немного лучше ситуация с интеллектуальным авторским кино, режиссеры которого побеждали на самых авторитетных кинофестивалях. Правда, не всегда эти проекты были сняты за госсчет. Среди них - “Племя” Мирослава Слабошпицкого, который получил несколько десятков наград, включая приз Каннского кинофестиваля, и “Атлантида” Валентина Васяновича, который в 2019 году победил на Венецианском кинофестивале. Кроме них есть еще десяток более молодых режиссеров, которые побеждали на других значимых фестивалях, менее знакомых обычным зрителям.
В чем правы
Немного странно в числе подписантов этого письма видеть режиссеров, репутация и рейтинг которых явно позволяет им не беспокоиться за свои будущие проекты. Но по мнению их коллег, это объясняется двумя причинами. Первая - внутренняя репутация. Этим режиссерам еще не раз придется пересечься с коллегами на украинских фестивалях, где они тут же попали бы в категорию изгоев. Для своего психологического комфорта они поступили правильно.
Вторая причина посерьезнее. У модели, которую предложил Ткаченко, есть очень серьезный минус - создание своеобразного клана, который распределяет между собой деньги и никого к этой дележке не подпускает.
Подобную модель в свое время избрали для себя россияне. Крупные компании, которые принадлежат Никите Михалкову, Александру Роднянскому и еще десятку знаменитых режиссеров и продюсеров, практически узурпировали право снимать за государственные деньги. В начале это приносило хорошие плоды. Российский зритель массово пошел на отечественные фильмы и в какой-то момент лидерами их боксофиссов стали не голливудские блокбастеры, а свои ленты. Некоторые из них, кстати, были лидерами и украинского проката по итогам года, как это произошло с фильмом Федора Бондарчука “Сталинград” в 2013 году.
Благодаря этой же схеме удалось создать плеяду режиссеров, которые стали побеждать и номинироваться на самые престижные награды. Например, Андрей Звягинцев, который дважды попал в шорт-лист “Оскара”, а также победил на Венецианском кинофестивале и стал обладателем “Золотого глобуса”.
Но со временем, из-за отсутствия конкуренции, большинство режиссеров и продюсеров принялись почивать на лаврах - качество фильмов снимаемых именно за госсчет снизилось, но их бюджеты при этом выросли.
При такой схеме у молодых режиссеров не будет возможности получить поддержку от государства. Их диплом об окончании режиссерского факультета и одна-две короткометражки ничего не весят против нескольких наград “Золотой дзиги” или Одесского международного кинофестиваля.
Что стоит изменить и добавить
В первую очередь, необходимо защитить от этих рейтингов режиссеров-дебютантов. Каждый год их появляется не так много - не более двух-трех десятков. По оценкам независимых продюсеров, на съемки одной экспериментальной художественной короткометражки вполне достаточно 1 млн грн. За год на первый шаг государство будет выделять 20-30 млн грн, что сопоставимо с бюджетом одного художественного фильма, который все равно вряд ли себя окупит. Это даст возможность ежегодно пополнять список качественных режиссеров, которые все равно нужны телеканалам и продакшн-студиям. Даже если каждый год будет появляться два-три новых имени, это уже гарантия того, что нынешние режиссеры больше будут задумываться над выбором темы и качеством своей картины. Уверенность в том, что государство вновь даст деньги, несмотря на постоянные коммерческие провалы и отсутствие призов международных кинофестивалей расхолаживает даже именитых режиссеров не говоря уже о тех, у которых никогда не было шансов победить на крупном фестивале. А то, что Украина слишком мала для коммерческого кино давно уже стало стандартным оправданием любого коммерческого провала. При этом попытки что-то изменить в этой индустрии мало кем предпринимаются - аппетиты только растут. Провалившись с бюджетом в 10 млн грн режиссеры и продюсеры чувствуют в себе талант на следующий раз ярко промотать в два три раза большую сумму.