"Адольфыч": "Когда вернутся девяностые, вы их узнаете, не ошибетесь"

Читати українською
"Адольфыч": "Когда вернутся девяностые, вы их узнаете, не ошибетесь"
"Адольфыч": "Когда вернутся девяностые, вы их узнаете, не ошибетесь"

Писатель Владимир Нестеренко уверен, что от разгула бандитизма Украину пока спасает война

Владимир Нестеренко — писатель, применяющий давний рецепт классика: пиши либо о том, что знаешь хорошо, либо о том, чего не знает никто. Получив криминальный опыт, однажды он пришёл к выводу, что писать криминальные истории интереснее, чем в них участвовать. Истории понравились читателю, Нестеренко прославился. Не менее известен и созданный им сетевой персонаж Адольфыч — знатный тролль, отличающийся своеобразным чувством юмора.

Нестеренко создаёт ореол таинственности вокруг своего имени. Лицо прячет, на телеэфиры приходит в балаклаве. Из всех предложенных вариантов интервью: встреча, телефон, скайп или чат — выбирает последний. На вопрос, откуда такая склонность к мистификациям, искренне отвечает: "Фану ради. Жизнь довольно скучна, вот это уже третья революция на моей памяти и вторая война (первая — Афганская кампания) с гробами на дом. Про музыку и моду говорить не хочу. Так что, почему бы и нет?"

Писатель рассказал "Фокусу" об отечественной культуре, угрозе ядерной войны и нелёгком будущем Украины, которая имеет все шансы повторить опыт девяностых.

"Украинская культура — это миф"

Ключевые деятели в области культуры назвали наиболее желаемых кандидатов на руководящие посты в Минкульте вместо Вячеслава Кириленко и его команды. Среди опрошенных упоминали и вас. Каким, по-вашему, должен быть человек, который курирует эту сферу, и что вас не устраивает в Кириленко?

— Украина нуждается в культурной революции, каждый чиновник от культуры может ей помочь. Во-первых, не красть сверх всякой меры — я понимаю, что без расхитительства жить невозможно, но всё же надо стараться минимизировать ущерб. А во-вторых, перестать субсидировать что бы то ни было по знакомству, а главное — по собственному разумению. Культурная революция как раз должна быть направлена против собственного разумения чиновников и даже, не побоюсь этих слов, пересічного українця. Чаще обращаться к мнению экспертного сообщества, не забывая, что это сообщество имеет свои интересы и цели, поэтому хороша коллегиальность — они друг друга будут останавливать, тормозить, заниматься любимым делом.

Что касается Кириленко, меня в нём не устраивает в первую очередь то, что, придя на должность, он не позвонил мне, не спросил — как ваши дела, Владимир Адольфович, всё ли у вас хорошо, не нужно ли помочь? Думаю, и остальных это же не устраивает. Ну и как в анекдоте, когда Брежнев диктовал по "красному телефону" Картеру, кто он: "Машеров... Устинов... Демичев... Андропов... Кириленко". ФИО уж очень простое, примелькалось.

Создаётся впечатление, что украинская культура жива вопреки, а не благодаря Минкульту.

— Украинской культуры нет, это миф. Точнее, она есть, полумёртвая, но никак не отражает бытие современной Украины, той самой "большой страны в центре Европы". Народная культура почти уничтожена урбанизацией, а так называемая "высокая" уничтожена отрицательным отбором и общим обыдлением потребителя, то есть телевизором и отделом продаж.

О вас пишут, что вы имели солидный криминальный стаж, были судимы, а потом завязали с криминалом, не захотев нарываться на новый срок. Как так получилось, что из бандита вышел писатель?

— Чушь пишут — "не захотев нарываться на новый срок". Движ окончился, стал мне неинтересен, поскольку основными действующими лицами нулевых стали оборотни в погонах и без. А вот литературные занятия, наоборот, привлекли и стали интересны, сказалась детская и юношеская любовь к чтению. Попробовал, получилось, ну и хорошо.

По вашему сценарию Первый канал снял фильм. Как вы думаете, почему именно криминальные истории так популярны на российском ТВ?

— По моему сценарию фильм снял Константин Эрнст вместе с Игорем Толстуновым и 20th Century Fox, Первый канал здесь ни при чём, по нему даже не показали "Чужую". Жёсткие криминальные истории там не очень популярны, в основном "мыло" и комедии о любви и дружбе.

Но снимают много сериалов о ментах, чекистах и бандитах — значит, есть спрос. Можно ли из этого делать какие-то выводы о российском обществе?

— Примерно те же, что и интерес английской публики к новым экранизациям "Записок о Шерлоке Холмсе". Людям всегда интересны истории о неординарных поступках, преступлениях и всём таком, что зритель себе позволить не может из соображений самосохранения. А о российском обществе выводы следует делать не по сериалам, а по количеству неусыновлённых детей, например. Впрочем, украинское общество недалеко ушло, и надуваться от гордости не стоит.

Насколько я понял, вы зарабатываете в России, а живёте в Киеве.

— Вы поняли немного неправильно, эта схема работала в мирное время. Сейчас я, конечно, что-то делаю для российских потребителей, но это не основное моё занятие, поскольку перспективы весьма туманны, а точнее — ясны как никогда: нынешнее состояние мэйджоров Рос-ТВ о многом говорит понимающему человеку.

И о чём же оно говорит?

— Бюджеты режутся, проектов меньше, и они стали попроще. В целом, санкции не действуют, а то, что каналы в минусах, — ну это так, просто совпало.

Насколько трудно талантливому украинскому писателю пробиться к публике?

— Не знаю, трудно или нет, я не пробивался, но предполагаю, что лучший способ пробиться — писать лучше и интереснее других. Желательно там, где никто ни на что не влияет — в интернете, например. А там как получится.

А как у вас получилось?

— Я стал известен благодаря интернету. Выход книги в московском "Ад Маргинем" не сделало меня "знаменитым", а просто дало статус "бумажного писателя", и — заметьте, это важно — не за свой счёт. Лучше я скажу, чем хорошее московское издательство отличается от плохого московского и любого украинского. Хорошее ищет авторов, а остальные засоряют своим присутствием информационное поле.

О чём сейчас пишется легко, а о чём писать нет никаких сил?

— Да всё тяжело, начинаешь жить жизнью героев, примеряешь на себя их мытарства и так далее. Писать что бы то ни было в целом тяжело и неблагодарно, если не страдаешь графоманией. Графоманам писать легко, поскольку они не знают сомнений.

Сейчас много говорят о том, что Украина возвращается в бандитские девяностые. Согласны ли вы с этим и какие отличия замечаете между двумя эпохами?

— Да, возвращается. Но фактором, тормозящим настоящее возвращение девяностых, стала война как элемент неопределённости и некоторой мобилизации общества. Как только война окончится, народ бросится себя спасать, уж очень он обеднел, а привыкли-то жить неплохо — ну и начнётся. Вот, например, сейчас через милицию никакой вопрос не решить — хоть правый, хоть левый. Они вообще ничего не хотят делать, боятся люстрации или увольнения под шумок. А вопросы у населения есть, и они нарастают, отягчаются, решать их надо. Вон Правый сектор пытается решать что-то, но не очень получается. А 90-е — это когда Правый сектор, Левый сектор, Чёрный и Красный, и Синий, и Зелёный, и все друг друга уничтожают понемногу, каждый день, без особых сражений, постоянная тихая война. Когда вернутся девяностые, вы их узнаете, не ошибётесь.

1 dqxikeidqxiqqeant

Нестеренко тщательно создаёт ореол таинственности вокруг своего имени. Лицо прячет, на телеэфиры приходит в балаклаве. Фото: colta.ru

Война рано или поздно закончится, множество пассионариев от Киева вернутся домой. Как вы думаете, обойдётся тогда столица без погромов?

— Они, несомненно, вернутся, как возвращались с войны солдаты в 17-м году, в 21-м, в 45–47-м, и так далее. Вернутся, создадут фрайкоры, партии и будут что-то делать. Конечно, те из них, у кого кукушка не вылетела окончательно. Таких уничтожат физически, но и они наделают шороху.

Если третий Майдан будет, чем он может закончиться?

— Смотря что за Майдан. Может закончиться отставкой правительства или президента, настоящей люстрацией, настоящим народным представительством, легитимизированной обратной связью власти и общества (а не как сейчас — эпизодически через Facebook). А может — анархией и захватом значительной части Украины противником.

Хотелось бы сказать той части гражданских и военных активистов, которые думают, что третий Майдан позволит им построить некий гибрид национализма, социализма и, наконец, запанувать в своей сторонке. Это утопия. Ни в одной стране мира этого нет и не будет, пока за миром присматривают победители Второй и Третьей мировой. Майдан как освобождение от власти олигархов и в целом от клепто-плутократии возможен, а как ВОСР-2 — вряд ли.

Вы однажды сказали, что украинцы не приемлют сакральности власти. Как вы думаете, это понимают нынешние руководители страны?

— Думаю, понимают, и получше нашего. Они давно во власти, насмотрелись всякого. Да, у нас нет сакральности власти и это здорово – ну представьте себе школьников, поющих "Боже, президента Святенко храни, сильный державный". При Кучме ещё пытались какую-то сакральность внушить, по ТВ бубнили: "Президент, президент!" И чего? Кучму гэть, плёнки Мельниченко, грузин, выкинуть к х…ям без штанов — и всё на этом.

Своё будущее и будущее своих детей вы связываете с Украиной?

– Своё я связываю с Лесным кладбищем, песочек этот наш, левобережный. Дети сами разберутся, они уже почти все взрослые. Или это был вопрос про офшоры и двойное гражданство? Нема. К сожалению, разумеется.

Что подпитывает ваш оптимизм?

— Каждый день, просыпаясь утром, я говорю: "Спасибо, Господи, что вернул мне душу". В одной древней книге вычитал и пользуюсь, и всем советую — утренний глоток оптимизма, вместо рассола.

Мы переживаем события, сродни тем, что описывал Булгаков в "Белой гвардии". У вас не возникает желания отрефлексировать их в художественном тексте? Или время для этого ещё не пришло, всё должно утрястись?

— Всё будет своевременно или чуть позже, всё отрефлексируют со мной или без меня — не важно. Ещё будут и талантливые книги о войне, и фильмы, и воспоминания. Мы переживаем более значительные события, чем у Булгакова: мир фактически на грани новой войны, ядерной, ничего подобного не было с 1985 года, а тогда на "атомных часах" было без четырёх двенадцать, сейчас — без трёх.

Асоциальный тип

Зачем вы создали сетевого персонажа Адольфыча? Чем он отличается от Владимира Нестеренко?

— Как и всё, что делал в жизни, — шутки ради, из любопытства и из стремления к прекрасному. Отличается паспортом — у Адольфыча нет паспорта, семьи и в целом он асоциальный тип. Нестеренко же ответственный квартиросъёмщик.

Адольфыч часто троллит вату, дураков, политиков. Зачем он это делает, ведь писателю Нестеренко тролли не нравятся?

— Тролли бывают разные. Как и женщины. Одни нравятся, другие нет. Платные какие-то граждане — ну как платные женщины, танцуют которых другие, а мне наблюдать их отходы жизнедеятельности — кому это понравится?

Чем ватники отличаются от вышиватников?

— Нет такого слова — "вышиватники", это язык врага. Чем ватник отличается от недалёкого и малообразованного украинского патриота? Ватнику нравится порабощать свободных (хотя бы путём одобрения), а недалёкий украинский патриот ну просто такой вот, дитя природы с выходом в интернет. Он не поработитель.

Вы не скрываете своего отношения к понаехавшим в Киев. Почему они вас так злят, ведь многие перебрались сюда, спасаясь от войны?

— Почему злят? Крысы, например, кого-то злят? По поводу войны — а до войны они где жили? В мегаполисе, в столице? Нет, в областных центрах в лучшем случае. Ну вот туда и добро пожаловать: Житомир ждёт, Бердичев, какая-нибудь Ясногородка.

Кем вы себя больше чувствуете — писателем, блогером?

— Отдыхающим под ласковыми лучами Господней любви. Отойди, человек, ты загораживаешь мне солнце.

По материалам: "Фокус"

Дата и время 02 августа 2015 г., 15:55     Просмотров Просмотров: 3135