Беларусь в войне против Украины. Будут ли судить Лукашенко?

Читати українською
Беларусь в войне против Украины. Будут ли судить Лукашенко?
Беларусь в войне против Украины. Будут ли судить Лукашенко?

Какова роль Беларуси в войне России против Украины, за что нужно судить Александра Лукашенко, может ли Украина атаковать военные цели на белорусской территории?

Публикуем интервью Евгения Приходько для издания Новая Польша с доктором юридических наук из университета Лодзи Томашем Ляховским.

Евгений Приходько: С территории Беларуси Россия бомбит украинские города и убивает людей, на белорусских аэродромах размещены российские самолеты, через белорусскую железнодорожную инфраструктуру Россия опрокидывает военную технику... Как с точки зрения международного права можно охарактеризовать действия Беларуси в войне России против Украины?

Томаш Ляховский. Источник: Лодзкий университет eiqrdiqkdixtant

Томаш Ляховский. Источник: Лодзкий университет

Томаш Ляховский: В этом вопросе международное право дает однозначную оценку. Под определение акта агрессии подпадает факт, когда одна страна предоставляет свою территорию другой стране, чтобы та совершила вооруженное нападение еще на другую, третью страну. Беларусь – страна-агрессор. Это определение было принято в 1974 году в резолюции Генеральной ассамблеи ООН. 3314 (XXIX) В контексте русско-украинской войны действия белорусского режима являются классическим примером агрессии.

С территории Беларуси, на которой дислоцированы войска РФ, вылетают российские истребители, оттуда россияне обстреливают территорию Украины. На специальной сессии ООН 2 марта 2022 141 страна проголосовала за то, чтобы Беларусь, как и Россию, признать страной-агрессором. Против такого решения выступили пять государств – Россия, Сирия, Северная Корея, Беларусь и Эритрея. Это было политическое голосование, но оно также показало, что определение агрессии с 1974 года до сих пор приемлемо для мира и что Беларусь играет роль соагрессора.

ЕП: То есть Украина в будущем может взыскать репарации еще с Беларуси?

ТЛ: Теоретически да, ведь Беларусь нарушила одну из важнейших норм международного права так называемую императивную норму; jus cogens; (с лат.) – запрет агрессии, поэтому она должна выплатить какую-то форму репараций. Следует помнить, что репарациями может считаться даже прощение устами официального лица за то, что его государство причастно к нарушению целостности другого государства.

Но речь может идти и о финансовых выплатах — тогда нужно оценить ущерб, причиненный в результате атак с территории Беларуси. Но в этом вопросе очень много политики. Каким будет мирный договор после победы Украины? Это будет соглашение Украины и России? Или Украины, России и Беларуси? А может, будет два соглашения — отдельно с Россией и отдельно с Беларусью? Все зависит от того, будет ли Беларусь вовлечена в мирные переговоры и будет ли Украина требовать от Беларуси репараций. На мой взгляд, Киев будет взвешивать, получит ли выгоды за привлечение Беларуси к ответственности, ведь тогда для решения этого вопроса придется собирать отдельную политическую коалицию.

ЕП: Беларусь является таким же агрессором, что и Россия. Итак, Лукашенко должен быть осужден за военные преступления , как и Путин?

ТЛ: Скорее преступление агрессии. И здесь очень важно, кто будет рассматривать дело Лукашенко. Дело в том, что Международный уголовный суд в Гааге, с одной стороны, может рассматривать дела, связанные с преступлением агрессии. Но есть одно большое «но»: в случае агрессии между государствами этот суд не может судить лиц, представляющих страны, не подписавшие и ратифицировавшие Римский устав. А Беларусь и Россия именно такие страны.

То есть в случае геноцида, военных преступлений и преступления против человечности, суд в Гааге может судить российское или белорусское руководство, а также российских военных. В случае же преступления агрессии — нет. Поэтому Украина сейчас требует у международного сообщества создать отдельный Специальный трибунал, который занимался бы преступлениями агрессии и судил, в частности, белорусское руководство.

ЕП: Можно ли измерить уровень ответственности Беларуси в конкретных случаях, когда россияне выпускают с ее территории ракету, в результате чего в Украине гибнут люди?

ТЛ: Это непросто, ведь ситуация такова: россияне на территории Беларуси отдавали преступные приказы. С перспективы уголовного права невозможно привлечь к ответственности белорусскую сторону, ведь белорусские власти не издавали такой приказ, по крайней мере, нам сейчас об этом не известно.

Ответственность Беларуси за агрессию лежит на уровне государства (публичного международного права), а не на уровне конкретных лиц (национального или международного уголовного права). То есть, в случае, о котором вы говорите, ответственность полностью на российских военных и российском руководстве.

ЕП: А в случае гражданских белорусов, которые помогают российским военным совершать преступления — подвозят горюче-смазочные материалы, работают на аэродромах, где размещены российские самолеты? Удастся ли таких людей привлечь к ответственности за соучастие в вооруженном нападении на Украину?

ТЛ: Вполне возможно. Если бы соответствующее уголовное дело подали в украинский или международный суд, то прокурор должен оценить участие и влияние такого лица на преступления в Украине. Это уже разговор о конкретных, а не общих действиях, о которых мы говорили раньше.

Сегодня часто можно услышать, что Беларусь оккупирована Россией, что Лукашенко — марионетка Кремля и ничего не решает. Такие утверждения снимают ответственность за преступление агрессии Беларуси против Украины?

ТЛ: Не снимают, потому что Беларусь все еще является субъектом международного права. Александр Лукашенко — узурпатор, он не является представителем легальной власти, но даже в случае, если кто-то де-факто, а не де-юре принимает решение от имени всей страны, эта страна все равно несет ответственность.

Насколько правильно говорить, что Беларусь оккупирована? Я был бы очень осторожен с таким определением, ведь Россия не поглотила Беларусь. Да, Кремль контролирует ситуацию в Беларуси, но это не снимает ответственности с белорусского режима.

ЕП: А если выйти за пределы международного права — какова ответственность белорусского общества с морально-этической стороны? Можем ли в этом случае говорить о коллективной ответственности?

ТЛ: В Беларуси, конечно, есть безвольная масса, так называемые совки, поддерживающие войну. Однако у большинства белорусы против нее. Многие белорусы воюют за Украину, например, полк имени Кастуся Калиновского . Также известно, что в Беларуси партизаны взрывали железнодорожные пути , чтобы помешать россиянам поставлять оружие на территорию Украины. Я бы не сказал, что в моральном плане белорусское общество должно так же, что и российское. Большинство россиян активно поддерживают или по крайней мере одобряют действия Путина. На россиянах лежит коллективная моральная и политическая вина за преступления РФ в Украине.

ЕП: Если белорусская армия перейдет границу и нападет на Украину, как изменится статус Белоруссии с точки международного права?

ТЛ: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно короткое вступление. В контексте военных действий могут быть два правовых режима. Первый – jus ad bellum, Право на ведение войны (с лат.) по которому мы оцениваем, как страна вступила в войну – она или агрессор, или жертва. В этом плане, как я уже говорил, Беларусь является агрессором. Второй правовой режим — jus in bello Право во время вооруженных конфликтов (с лат.) уже касается законов и обычаев войны. Здесь нет категории лучше или хуже, речь идет о правилах и обязанностях, таких как солдаты не могут атаковать гражданские объекты, например, школы и больницы, потому что это военное преступление.

Таким образом , Беларусь сейчас находится только в первом правовом режиме jus ad bellum . Ее нет в jus in bello . Если бы белорусская армия напрямую включилась в войну, то с перспективы режима jus in bello с ней можно было бы воевать как в Украине, так и на территории Беларуси. А сейчас нет. Именно поэтому украинское войско не совсем может атаковать объекты в Беларуси, хотя с ее территории наносятся удары. Украина это понимает, потому и не делает этого, потому что такие действия могут иметь политические последствия.

С точки зрения международного права, территория Беларуси не является театром военных действий. Сейчас им только территория Украины и России, поэтому украинские атаки на любые военные цели в России легальны, потому что вся территория РФ является театром военных действий, так же, к сожалению, как и Украины. Сейчас Беларусь только агрессор, но она не является стороной вооруженного конфликта, как бы парадоксально это ни звучало.

ЕП: Лукашенко угрожает Польше атомной бомбой Как оценивать его слова?

ТЛ: Это угрозы силой, являющейся грубым нарушением устава Организации объединенных наций. Статья 2 (4). Когда Польше угрожает руководитель другого государства, она, конечно же, ощущает угрозу. Лукашенко, несомненно, нарушает международное право в отношении Польши. Большой вопрос – как реагировать? Польша не может выслать войска, потому что это будет непропорциональным ответом, ведь белорусский диктатор только угрожает, а мы что — сразу вышлем армию?

ЕС: Учитывая вышесказанное, не должны быть наложены на Беларусь такие же санкции, как на Россию?

ТЛ: Теоретически да, но вопрос санкций – это всегда политическое решение. Само решение имеет правовые основания, но их масштаб, то, к каким сферам они будут касаться, решается политически. Да, по-человечески, на Беларусь нужно наложить такие же санкции, как и на Россию, но с перспективы политической жизни — это вопрос позиции того или иного государства, которое налагает ограничения. Нет правила, что за тот или иной чин должны быть наложены те или иные санкции.

Евгений Приходько , опубликовано в издании Новая Польша

Дата и время 03 сентября 2022 г., 14:16     Просмотров Просмотров: 2564