
«Опиум народа» — вот как советские власти называли религию, а вместе с ними — религиозные праздники и обычаи их проведения.
Все рождественские традиции не просто отменяли, а заменяли вымышленными. Так вместо аутентичных колядок появились колядки о коммунизме и Ленине, коммунистическая звезда на елке вместо Вифлеемской, а Дед Мороз вместо Святого Николая.
Рождественские дни специально сделали рабочими, а вечером так называемые добровольцы патрулировали улицы и записывали имена всех колядников и маланкаров, чтобы на следующий день выписать им выговор на работе или отругать детей, если те вертепировали. Были случаи задержания и арестов. Самый известный из них – Арестованная коляда 1972 года.

Арестованная коляда в Киеве и Львове
12 января 1972 года КГБ арестовал участников рождественской коляды — всего 19 человек во Львове и Киеве. Среди задержанных были молодые интеллигенты, в частности, поэт Василий Стус, литературный критик Иван Светличный, публицист Вячеслав Чорновил, поэтесса Ирина Стасов-Калинец, художница Стефания Шабатура и философ Евгений Сверстюк.

— Те, кто должен быть арестован (был бы тот вертеп, не был бы тот вертеп) — все равно были уже в списках, следствие уже было проведено в основном на каждом, и все они должны быть арестованы. А мы не были диссидентами, многие из нас. Мы были украинскими патриотами.
Игорь Калинец, писатель

«Радительские жены» в Харькове
Несмотря на преследование колядников, в конце 1980-х в Харькове появился центр Союза украинской молодежи, где положили начало ежегодной традиции организовывать вертепы и колядования для местных детей и молодежи.

Фото: Евгения Седнева.
Воспитатель союза Константин Черемский помнит, как они ходили колядовать по квартирам в 1982-83 годах. Тогда существовали радительские жены, которые во время коляды стояли у подъездов домов, чтобы туда никто не заходил. Репрессии продолжались, но традиция колядования в Харькове сохранялась.
— Пытались это (вертепирование. — ред.) не фотографировать, потому что, к сожалению, за этим всем наблюдали, следили. Все одевались, в отличие от кукольного вертепа, в сшитой форме, импровизированную одежду, и делали представления сами для себя. Эту традицию они передали нашему кругу. Мы ее разнообразили, осовременили и начали внедрять активно в жизнь.
Константин Черемский, воспитатель Союза, врач

Фото: Александр Хоменко.
Запретная коляда в Кривом Роге
В советский период запрещали церковь, а вместе с ней и коляду в карпатском селе Криворовня. Потому гуцулы делали все тайно. Колядовали так называемыми верхами (верхней частью села), чтобы никто не видел, ведь за это власть могла наказывать. В городах тексты коляд могли переписывать, заменяя Иисуса Ленина, потому что КГБ преследовал колядников.

Фото: Дмитрий Бартош.
— Танцевали верховинцы у нас возле церкви, ну и криворовняне некоторые там к ним присоединялись и возле церкви почти каждый год танцевали. И то оно шос такое было, знаете, когда услышишь тот плес, то оно действительно болезненно становилось на душе. Это ничто не запрещено, там ничего такого не было, такого антигосударственного в тех ко- лидах.
Иван Зеленчук, участник коляды в Кривом Роге

Разгон Маланки в Белелуе
В галицкой Белелуе, как и в соседних регионах, во второй пол. XX ст. под запрет попало празднование Маланки. Местные рассказывают, что даже когда приехала милиция разгонять маланкаров, их заведующий клубом Михаил Герлиб призвал ряженых не разбегаться, а продолжать праздновать. Наконец отстояли собственную традицию, хотя потом мужчину вызывали на допросы и заставляли писать объяснительные.

Фото: Артём Галкин.
— Был сам тогда участником Маланки, где меня и в КГБ вызывали, и милиция вызвала. Они не любили тогда, чтобы народ собирался, чтобы собирался. Не любили такие традиции. И я должен месяц ходить в КГБ, писать объясняющие, писать слова, что нет действительно в меланковых действах религии.
Михаил Герлиб, заведующий клубом при Народном доме в Белелуе
Опубликовано в издании Ukraіner