Утрата или лишение? Гражданство Украины, которое легко потерять

Читати українською
Утрата или лишение? Гражданство Украины, которое легко потерять
Утрата или лишение? Гражданство Украины, которое легко потерять

Для прекращения вмешательства России в процедуру обретения украинского гражданства и лишения ее влияния на новых граждан Украины зарегистрирована петиция "О внесении Президентом Украины законопроекта, которым разрешить декларативный выход из гражданства Российской Федерации при обретении гражданства Украины".

Несмотря на первый взгляд либеральную и демократическую процедуру, чтобы приобрести украинское гражданство, нужно пройти достаточно непростой путь. Но потерять его можно легко и непринужденно. Хотя именно это согласно Конвенции о гражданстве, Конституции Украины и профильному закону является сложным и непростым процессом. Но наше законодательство — это Королевство кривых зеркал, в котором все искривлено.

Утрата или лишение?

Нас уверяют, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства. Но при этом есть целый перечень оснований, по которым человек в одночасье перестает быть гражданином страны — из-за утраты гражданства или отмены приобретенного гражданства. Это, конечно, не является тем самым запрещенным "лишением", но фактически и юридически так же прекращает связь гражданина и государства.

Утрата гражданства является процедурой миграционного законодательства, результат которой оформляется указами президента о том, что тот или иной гражданин уже не является гражданином. Хотя в статье 22 Закона "О гражданстве Украины" отмечается, что президент принимает решение о прекращении гражданства, а не его утрате. Поэтому часто возникает вопрос: кто именно и по каким основаниям не является гражданином Украины? Учитывая, что в самом законе указаны разные версии этого действия, становится вполне понятна такая неразбериха.

Как именно оформляется потеря гражданства — государственный секрет, ведь Офис Президента, Совет нацбезопасности и обороны и миграционная служба, наладившие поток таких решений против известных и неизвестных лиц, не раскрывают секреты, прикрываясь защитой персональных данных.

Наиболее известным лицом, лишившимся гражданства во времена президентства Порошенко, стал Саакашвили. Кажется, ради него первого открыли этот ящик Пандоры: в дальнейшем уже при нынешнем президенте единичные и опасные в правовом поле случаи превратились в бурный поток прекращенных гражданств, которые имели очевидные признаки именно лишения гражданства — к тому же на политической почве.

Достаточно точно о таком способе прекращения связи между гражданином и государством написано в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады на проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины ’О гражданстве Украины’ относительно оснований порядка приобретения и прекращения гражданства Украины" (реестр .№ 6368-д от 30.06.2022):

“…В экспертной среде есть мнение, что, хотя ’потеря’ и ’лишение’ представляют собой две разные процедуры, они ведут к одному и тому же результату: лицо, которого это касается, в дальнейшем не считается гражданином соответствующего государства, и если у него нет другого гражданства, то становится апатридом.

Как отмечается в Докладе Генерального секретаря ООН ’Права человека и произвольное лишение гражданства’ (A/HRC/25/28 19 December 2013), ’Разница между потерей и лишением не всегда очевидна, поскольку, если в одних государствах предусмотрена автоматическая потеря гражданства на определенной на основании, другие могут использовать те же основания для наделения государственных органов полномочиями по лишению лица гражданства…

Следовательно, меры, ведущие к утрате или лишению гражданства, в целях соответствия нормам международного права должны соответствовать определенным условиям, в частности, запрету произвольного лишения гражданства. К таким условиям относится то, что эти меры должны быть направлены на достижение законной цели, быть наименее интрузивными мерами достижения желаемого результата и быть пропорциональными защищаемым интересам. или другим путем’ (п. 4 Доклада).

Похоже, что институт потери гражданства Украины, который вызывает определенные сложности в правоприменении, также нуждается в толковании и/или внесении изменений в Конституцию Украины, в том числе по дополнительным основаниям потери гражданства Украины в контексте конституционного запрета лишения гражданства”.

Отмена приобретенного гражданства

Если спор между утратой гражданства и его лишением происходит в экспертной среде, то наиболее примененная "отмена приобретенного гражданства" — бесспорна и применяется гораздо чаще, чем индивидуальные указы президента.

Решения об отмене приобретенного гражданства принимаются территориальными подразделениями миграционной службы и дипломатическими учреждениями и касаются граждан Украины, которые стали ими по упрощенной системе - по рождению или территориальному происхождению. То есть все эти лица имели и имеют непосредственное отношение к Украине как этнические украинцы, потомки депортированных или вывезенных насильно украинцев и лиц, проживавших на территории Украины или близких родственников граждан Украины.

Гражданство таких людей может быть упразднено по целому перечню обстоятельств. И чаще всего такое решение принимается в отношении лиц, которые не смогли отказаться или прекратить иностранное гражданство. Наиболее актуальной угрозой это стало тем людям, которые ранее находились в правовой связи с Россией. Сегодня они не могут без риска для жизни и свободы получить разрешение России на выход из ее гражданства.

Приезд в Россию с гордым желанием покинуть ее гражданство безусловно закончится уголовным делом за фейки о российской армии или мобилизации. Но иного варианта отказа от российского гражданства на территории России не существует. Срок в два года на получение документа о выходе из гражданства России и его предоставление в государственные органы Украины невозможно для выполнения действием.

Со всем тем народные депутаты оставили в законопроекте № 6368-д абсурдное требование об обязательстве выхода из российского гражданства. В отличие от действующей нормы, в этом законопроекте любезно уточняется, что это обязательство возложено на иностранцев, включая граждан страны-агрессора. В статье 1 пункте 1 подпункте 11 проекта 6368-д говорится:

“Обязательство прекратить иностранное гражданство – документ, в котором иностранец, подающий заявление о приобретении гражданства Украины, в том числе являющийся гражданином государства, признанного Украиной государством-агрессором или государством-оккупантом, свидетельствует, что в случае приобретения гражданства Украины он прекратит гражданство (подданство) другого государства или гражданства (подданства) других государств и в течение двух лет с момента обретения им гражданства Украины подаст документ о прекращении гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств в орган, выдавший ему временное удостоверение гражданина Украины )”.

Тот факт, что законопроект оставили обязанность граждан предоставлять обязательства о прекращении гражданства страны-агрессора или страны-оккупанта, указывает на непонимание самой проблемы получения разрешения на прекращение гражданства от такой страны, как РФ.

Кроме физической опасности для граждан Украины, получение разрешения является унижением для украинцев в общении с государством-агрессором и нарушением тех же основ национальной безопасности.

Что уж говорить о дальнейшем долгом и скучном общении со спецслужбами Украины об обстоятельствах получения этого документа Да и проверить его по официальным каналам невозможно.

Еще одним непонятным основанием для отмены приобретенного гражданства является "сокрытие лицом любого существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины". Отмечу, что для наших чиновников крайне необходимо четкое определение таких "существенных фактов", перечень, который сделал бы невозможным свободную интерпретацию исполнителями. У нас таким "существенным фактом" может стать что угодно, ведь в Украине традиционно во всех случаях, где есть свободная трактовка, сомнения трактуются в пользу государства.

Если проанализировать упомянутый законопроект №6368-д, то можно увидеть, что круг оснований для потери и отмены приобретенного гражданства сильно расширяется.

Законопроект изобилует оценочными суждениями, юридическими фактами и уголовными преступлениями — осуждение в Украине за совершение преступления против основ национальной безопасности Украины, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, за совершение террористического акта, содействие совершению террористического акта, публичные призывы к совершению террористической группы или террористической организации, за финансирование терроризма, создание преступной организации, руководство такой организацией или ее структурными частями, создание преступного сообщества, установление или распространение преступного влияния, содействие участникам преступных организаций и укрытие их преступной деятельности, участие в вооруженной агрессии против Украины в составе вооруженных сил государства, признанного в Украине государством-агрессором или государством-оккупантом, или находящегося в вооруженном конфликте (войне) с Украиной или способствовавшего (способствует) совершению вооруженной (военной) агрессии против Украины, в результате представления ложных сведений, поддельных документов, представления ложных сведений, поддельных документов, документов, утративших силу, или документов, не подтверждающих наличие оснований для приобретения гражданства Украины, а также сокрытие лицом или его законным представителем какого-либо существенного факта, при наличии которого лицо не могло обрести гражданство Украины, обмана, в том числе невыполнение обязательства, взятого лицом в обязательстве прекратить иностранное гражданство, в декларации об отказе от иностранного гражданства и признании себя только гражданином Украины.

Кроме того, отсутствие сдачи экзаменов на знание языка, истории и Конституции в течение двух лет также влечет отмену приобретенного гражданства.

Что делать?

Даже краткое описание дает понимание того, что по причине опрометчивости (или если кто-то этого очень захочет), лицо может довольно легко потерять приобретенное украинское гражданство. При этом гражданство могут отменить и по независимым от нового гражданина основаниям, таким как отсутствие разрешения от страны-агрессора. Тогда человеку приходится выбирать: жизнь, свобода и статус апатрида или возвращение в российское гражданство по решению украинского чиновника.

Для прекращения вмешательства России в процедуру обретения украинского гражданства и лишения ее влияния на новых граждан Украины сейчас зарегистрирована петиция №22/191304-эп "О внесении Президентом Украины законопроекта, которым разрешить декларативный выход из гражданства Российской Федерации при приобретении гражданства Украины".

Автор: Алексей Скорбач

Информационный портал Харьковской правозащитной группы

Дата и время 03 мая 2023 г., 16:08     Просмотров Просмотров: 2274