Бригадный генерал Воздушных сил ВСУ: «Мы сможем завоевать преимущество в воздухе»

Читати українською
Бригадный генерал Воздушных сил ВСУ: «Мы сможем завоевать преимущество в воздухе»
Бригадный генерал Воздушных сил ВСУ: «Мы сможем завоевать преимущество в воздухе»

Обучение украинских пилотов на истребителях F-16 начнется в ближайшие недели, сообщил министр обороны США Ллойд Остин. Сколько времени оно может занять, как «боевые соколы» усилят Вооруженные силы Украины, о нынешней ситуации в небе на передовой и особенностях применения западного вооружения из советских самолетов?

Об этом в эксклюзивном интервью Донбасс Реалии ( проект Радио Свобода ) рассказал начальник авиации Командования Воздушных сил ВСУ бригадный генерал Сергей Голубцов.

Получение именно истребителя F-16, очевидно, было приоритетным для Украины, однако в обществе до сих пор возникали дискуссии по другим самолетам. Можете ли вы объяснить, почему F-16 нет альтернативы?

– Есть рабочая группа экспертов, которые оценивали возможность разной платформы для замены тех самолетов, которые сейчас находятся в авиации Воздушных сил [ВСУ]. F-16 – это достаточно унифицированный летательный аппарат, и он массово изготовлялся, более двух десятков стран его эксплуатируют.

Это государства, которые поддерживают Украину в нашей борьбе с российским агрессором, готовы нам предложить свою помощь и у них на вооружении есть эти самолеты. Поэтому F-16 не является догмой, но отвечает тем стратегическим требованиям , которые мы хотели бы получить сегодня для того, чтобы иметь преимущество в воздухе, остановить врага и ускорить победу.

F-16 – это всего лишь платформа, главноеэто вооружение. Какое вооружение Украина хотела бы получить?

– Совершенно верно вы говорите, самолет – это только платформа. F-16 не самый современный самолет, но это самолет, который способен использовать почти всю линейку вооружения стран НАТО и это многофункциональный самолет. Может выполнять задачи по противовоздушной обороне, бороться с воздушными целями, наносить удары по наземным и надводным целям.

Он отлично себя зарекомендовал как самолет прорыва противовоздушной обороны, постановщик препятствий. То есть, это универсальный самолет, который может выполнять почти весь спектр задач. Единственное, чем он уступает новейшим самолетам, это технология Stealth ( комплекс методов, которые делают самолет малозаметным для вражеских радаров – ред. ).

Какие возможности получат Воздушные силы из F-16, говоря о ПВО как в тылу страны, так и на поле боя?

Этот самолет может стать частью противовоздушной обороны и обеспечить истребительное прикрытие внутри страны . Находясь на боевом дежурстве на различных оперативных аэродромах, он способен реагировать на риски и угрозы и эффективно уничтожать все воздушные цели: самолеты, вертолеты, дроны и крылатые ракеты.

Сейчас, к сожалению, возможности сбивать их с советскими самолетами, которые есть на вооружении, значительно ограничены, и процент поражения этих воздушных целей именно самолетами значительно уступает способности зенитных ракетных войск.

«Самолёт мобильный – взлетает с аэродрома с расстояния 100-150 километров, выходит на нужный рубеж и ожидает там ту ударную группу, которая выходит для нанесения удара, совершает по ним пуски» dqxikeidqxitkant

«Самолёт мобильный – взлетает с аэродрома с расстояния 100-150 километров, выходит на нужный рубеж и ожидает там ту ударную группу, которая выходит для нанесения удара, совершает по ним пуски»

Что касается линии боевого столкновения, то российские истребители активно применяют управляемые авиационные бомбы, и к тому же самолеты создают препятствия для работы зенитных ракетных комплексов. Также нужно отметить, что мы не можем полностью перекрыть всю линию фронта , – а это и госграница, и морское побережье, – зенитными ракетными комплексами, это слишком большая численность этих комплексов должна быть.

А самолет мобильный – взлетает с аэродрома, с расстояния 100-150 километров, выходит на нужный рубеж и ожидает там ту ударную группу, которая выходит для нанесения удара, совершает по ним пуски, уничтожая или даже просто включая прицел на излучение, что заставляет их отказаться. от выполнения задач.

Какое количество F-16 позволит Украине противостоять российской авиации на начальном этапе и какое количество в целом необходимо?

– Конечно, мы не сможем получить и поставить в строй все сразу. Все хотят услышать количество. Нужно разделять потребность в многоцелевых самолетах в состоянии мирного времени, после победы и потребность по состоянию на данный момент, для выполнения текущих задач. Даже пара самолетов, которые способны осуществить пуск ракеты на расстоянии более 100 километров, уже заставит врага задуматься и реагировать на это… Мы их спрячем в боевых порядках тех самолетов, которые у нас есть.

Но если говорить серьезно – для того, чтобы спланировать операцию по уничтожению или нанесению ударов, нужно понимать, что еще нужен какой-то эшелон обеспечения. Чтобы спланировать от А до Я операцию, я думаю, стоит говорить хотя бы об эскадрилье, хотя бы о 12-16 самолетах.

Это такой начальный этап. Очевидно, вообще хотелось бы больше?

– Конечно. Если мы понимаем, что против нас группировки, скажем так, 50 эскадрилий и 39 аэродромов, из которых они выполняют задачи, конечно, нам бы хотелось больше. Но если это будет хотя бы 3-4 эскадрильи, я думаю, что в отдельном направлении мы сможем завоевать преимущество в воздухе и заставить врага вообще отказаться от тех ударов, которые они сейчас наносят на определенном участке, на определенной полосе обороны.

«Мы говорим: дайте нам хотя бы пару самолетов, которые способны осуществить пуск ракеты на расстоянии более 100 километров и мы их скроем в боевых порядках тех самолетов, которые имеем»

«Мы говорим: дайте нам хотя бы пару самолетов, которые способны осуществить пуск ракеты на расстоянии более 100 километров и мы их скроем в боевых порядках тех самолетов, которые имеем»

– Говоря о том, что сейчас происходит на линии столкновения, с точки зрения действий российской авиации, – можем ли говорить, что у них все же есть определенное преимущество в контексте дальности применения вооружения? В чем это проявляется и как приходится действовать украинским лётчикам?

Конечно, преимущества как такового, тактического или оперативного, враг в воздухе не имеет благодаря тому, что Украина получила от стран-партнеров достаточно мощную помощь: радиолокационные станции обнаружения, наблюдения, зенитные ракетные комплексы, и все видят на практике, как эти комплексы работают и каков процент поражения целей.

Но на вооружении в российской авиации сейчас находятся самолеты Су-35 и Миг-31БМ – они способны применять ракеты повышенной дальности и большой дальности, ракеты Р-77, это на расстоянии где-то более 100 километров. И ракеты Р-37 – эти ракеты могут применяться на расстоянии более 200 километров. У нас пока такой возможности нет.

Если бы нам просто платформу, которая способна применить, например, ракеты воздух-воздух американские AIM-120 – у них дальность около 180 километров – мы бы просто не допустили их приближение к границам на расстояние пуска этих ракет .

Россия в последнее время активно использует управляемые авиабомбы – насколько это проблема для ПВО, F-16 – это решение проблемы?

– Они сейчас для того чтобы применить эти авиабомбы, вынуждены подходить на расстояние 40-45 километров. Иногда рискуют, и для того чтобы они дальше летели, подходят на расстояние даже 30-35 километров.

Есть участки, на которых у нас не хватает зенитных комплексов, и они могут это делать безнаказанно. Там, где есть возможность, их уничтожают. Они оттягивают авиацию снова вглубь своей территории. При наличии самолетов F-16, мы могли бы просто-напросто не допустить их к этим рубежам , они отказались бы от применения этих бомб, потому что тогда они падали бы на голову своим же войскам.

Но иногда так, как в Брянской области (по неофициальным данным, 13 мая там разбилась российская авиагруппа в составе по меньшей мере двух самолетов и двух вертолетов), им не удается задумать. О причинах, я так понимаю, не будем говорить?

– В средствах массовой информации, в интернете, в телеграмм-каналах существует такое мнение, что это брянские партизаны – ради бога, мы не будем противоречить, пусть будут брянские партизаны.

Возвращаясь к F-16 – насколько сложно будет спрятать эти самолеты на территории Украины, чтобы российские ракеты и дроны их не достали?

– Просто спрятать самолеты не получится. Я думаю, что здесь нужно будет искать комплексный подход, маскировать и рассредоточивать, перемещать с аэродрома на аэродром.

И второе направление – все же нужно будет использовать часть зенитных ракетных комплексов для прикрытия этих аэродромов. Ибо противник, узнав о том, что у нас стоит что-то новое и мощное, конечно, будет пытаться это разведать и нанести удар. Мы это понимаем, и подразделения будут рассредоточены однозначно. И постараемся прикрыть аэродромы, где будут эти самолеты, чтобы минимизировать возможные потери.

«Взлетно-посадочные полосы и рулижные дорожки абсолютно пригодны для нормальной эксплуатации самолетов типа F-16»

«Взлетно-посадочные полосы и рулижные дорожки абсолютно пригодны для нормальной эксплуатации самолетов типа F-16»

– В свое время на Западе среди аргументов непредоставления F-16 Украине были несоответствие украинских взлетно-посадочных полос и сложные условия эксплуатации насколько могут быть проблемы? Есть ли там некоторые особенности, которые сложно воплотить в жизнь?

– Особенности есть. Западная техника более требовательна. Советские самолеты делались, скажем так, под аэродромы, которые способны были строить. Сейчас взлетно-посадочные полосы лучше, нет таких стыков, перепадов на этих бетонных плитах на Западе, потому и шасси слабее. Облегчают конструкцию, чтобы было больше полезной нагрузки, а именно оружия. А не возить больше железа для того, чтобы оно было крепким и выдерживало нагрузку на посадках и взлете.

В 2021 году была проведена инспекция представителями компании Lockheed Martin, для инспекции было предложено три аэродрома, я не буду называть, какие это аэродромы, но это наши обычные военные аэродромы в разных точках нашей страны – восточная, центральная и западная. Было сделано заключение, что взлетно-посадочные полосы и рулижные дорожки абсолютно пригодны для нормальной эксплуатации самолетов типа F-16.

Что касается замечаний, то это замечание развития инфраструктуры. У нас все сделано под самолеты советского производства, поэтому нужно усовершенствовать именно логистические вопросы, вопросы хранения, вопросы обслуживания самолетов. А к самым взлетно-посадочным полосам особых претензий у экспертов не было.

«Возможно, некоторое время придется потратить перед обучением на изучение языка и не просто языка, но и терминологии, технической стороны».

«Возможно, некоторое время придется потратить перед обучением на изучение языка и не просто языка, но и терминологии, технической стороны».

Об обучении летчиков уже много сказано – полгода я так понимаю будет достаточно или здесь тоже есть определенные нюансы?

– По требованию американской стороны, чтобы им было понятно, какую программу переобучения для наших пилотов выбрать и как ее модернизировать по базовой программе, на на тестирование было направлено два пилота. Они были выбраны среди большинства пилотов, они не особенные, это обычные рядовые пилоты среднего возраста, средней классности. Они прошли это тестирование в США и на основании тестирования был сделан вывод. Мы ожидали, что он будет положительным и именно таким он оказался.

Барьером может стать речь, поэтому возможно некоторое время придется потратить перед обучением на изучение языка. Не просто языки, а терминологии, технической стороны. Потому что, не имея представления об этих сроках, очень сложно переучиться на любую технику, в том числе на самолеты.

А что касается именно летной практики, то наши пилоты показали очень высокий класс усвоения и выполнения задач на тренажере F-16. И сроки, которые нам назвали, – это менее 6 месяцев. Американцы готовы переучить наших пилотов за срок менее 6 месяцев.

– Еще несколько вопросов о уже предоставляемом западном вооружении. Известно ли об использовании ракет HARM – могли бы вы рассказать об эффективности этого оружия и можно ли говорить, что платформа F-16 позволила бы использовать ее полноценно?

– Это очень хороший вопрос, потому что многие думают, что если нам предоставили оружие, то мы можем им воевать и больше ничего не нуждаться. Отчасти это так действительно интенсивность ведения боевых действий привела к тому, что запасы сокращаются, и нам нужно было думать, чем их пополнять. Пополнять их из России конечно это абсурд, и этого уже никто никогда не будет делать.

Вооружение, которое мы получили, несколько улучшило эффективность. Причем ракеты HARM, противорадиолокационные, у нас вообще отсутствовали. И они помогли переломить ход борьбы с их ПВО. Но эффективность их применения была бы гораздо лучше F-16. У них есть специальный приемник, дающий летчику информацию о том, какой из зенитно-ракетных комплексов противника из какого азимута работает. То есть ракету пускают именно по работающему комплексу. Это позволило бы повысить эффективность в разы.

То же касается других средств, таких как, например, разумные бомбы, планирующие. Мы их программируем на земле, хотя самолеты F-16 позволили бы это программирование не выполнять на земле, а работать по целям, которые проявлялись бы в полете, это также подняло бы эффективность. И это касается почти всей линейки вооружения, высокоточного имею в виду, какое пилотами на самолетах НАТО используется не просто запрограммированное с земли, а используется в зависимости от ситуации, которая есть в реальном времени.

По вашему опыту общения, есть ли понимание на Западе, что оружие, которое они предоставляют, работает не на сто процентов? И что предоставление польских или словацких Миг-29 не панацея?

– Ко всем странам-партнерам, к представителям государств, постепенно пришло понимание, что сколько бы нам ни давали просто авиационных средств, которые приспособили для использования на наших самолетах, они все равно не будут использоваться на весь свой потенциал. Это понимание есть.

Сколько бы мы ни пытались модифицировать самолеты, мы просто перерабатываем либо какие-то балки, либо меняем проводку и даем возможность их запуска с самолета, но оно не позволяет использовать весь потенциал западного вооружения.

Мы не отказываемся от модернизации, но если брать самолет МиГ-29, то для того, чтобы сделать из него F-16 – это нужно все выбросить, что есть внутри, и вставить в него то, что есть в F-16. Это может быть, но как это экономически целесообразно? Все-таки и ресурс F-16, и технологическая зрелость этих самолетов значительно превосходит самолеты МиГ-29. Потому целесообразнее изменить платформу. Использовать МиГ-29 под задачи, которые он еще может выполнять, одновременно потихоньку заменяя их новыми самолетами.

«Ракеты Zuni восполнили тот пробел отсутствия ракет. Они себя показали гораздо лучше, чем ракеты С-13 – они летят на большее расстояние и точность у них намного лучше»

«Ракеты Zuni восполнили тот пробел отсутствия ракет. Они себя показали гораздо лучше, чем ракеты С-13 – они летят на большее расстояние и точность у них намного лучше»

Что касается ракет Zuni для штурмовиков Су-25 – можете ли рассказать, насколько они эффективно себя показывают?

– Мы сейчас от стран-партнеров получили эти неуправляемые авиационные ракеты Zuni. Это ракеты немного большего калибра, чем мы применяли С-13, просто С-13 у нас почти закончились, возможности промышленности Украины их производить несколько ограничены.

Мы продолжаем их производить, но интенсивность такова, что возможности промышленности не сравнить с тем количеством, которое использует штурмовик каждые сутки. Поэтому эти ракеты Zuni восполнили этот пробел. Они себя показали гораздо лучше, чем ракеты С-13, они улетают на большее расстояние и точность у них гораздо лучше.

Еще немного подробнее о JDAM, если что-то можно добавить об их использовании. Насколько вы, скажем так, довольны, что появились такие возможности?

– Конечно, довольны. Это дало нам возможность наносить удары без особого риска для экипажей, без вхождения в зону поражения зенитных ракетных комплексов. Но у рашистов на вооружении есть такие комплексы, как С-350, С-400, они способны поражать цели на расстоянии более 200 километров. Эти бомбы можно запускать на расстояние 90-100 км с высот более 10 тыщ метров. Но мы не можем себе этого позволить, потому что это риск поражения ЗРК.

«Авиация может выполнять свои задачи, но на глубину, к сожалению, где-то 40-50 километров. Если бы мы могли делать это с больших высот, конечно, и дистанция влияния с нашей стороны была бы больше»

«Авиация может выполнять свои задачи, но на глубину, к сожалению, где-то 40-50 километров. Если бы мы могли делать это с больших высот, конечно, и дистанция влияния с нашей стороны была бы больше».

Мы выбрали такой комбинированный вариант. Мы запускаем на меньшую дистанцию, но при этом на очень короткое время поднимаемся на высоты 6-8 тысяч метров. Это дало нам возможность и наносить удар, и успевать маневрированием убежать от ракет, запускаемых противником с Су-35 или с земли. Это такая золотая середина, которую мы используем.

То есть авиация может выполнять свои задачи, но на глубину, к сожалению, где-то 40-50 километров. Если бы мы могли делать это с больших высот, конечно, и дистанция влияния с нашей стороны была бы больше.

– Что касается Storm Shadow, можете ли что-нибудь рассказать, не будем ли затрагивать эту тему?

– Скажу только то, что у нас есть средства, и они будут расширяться. Ведется работа по наращиванию наших способностей по нанесению высокоточных ударов, в том числе и линейкой управляемых ракет воздушного базирования. Россиянам не следует расслабляться, возможности и мощности авиации Воздушных сил Украины с каждым днем наращиваются и будут расти . Я думаю, что они поймут это только тогда, когда проиграют воздушное пространство, проиграют всю войну.

Ярослав Кречко , опубликовано в издании Радио Свобода

Дата и время 30 мая 2023 г., 15:22     Просмотров Просмотров: 2093