Общины переходят в ПЦУ, но московские попы оказывают яростное сопротивление

Читати українською
Общины переходят в ПЦУ, но московские попы оказывают яростное сопротивление
Общины переходят в ПЦУ, но московские попы оказывают яростное сопротивление

Переходы приходов в ПЦУ на Киевщине продолжаются, несмотря на создаваемые гундяевскими приспешниками при поддержке Москвы очагов хаоса.

На днях в одном из соборов в Белой Церкви, из-за решения власти переданного ВЦУ, забаррикадировался священник МП и огнетушителем отгонял верующих ПЦУ, желающих зайти в храм. Такого еще не было даже в нашей богатой истории переходов с МП в ВЦУ. Наверное, это плохо для репутации духовенства, но вполне хорошо для создания картины гонений. Клир МП разве что не отстреливается, отмечает   УКРИНФОРМ .

По количеству переходов общин Моспатриархата в Православную Церковь Украины Киевщина вместе с Волынью и Хмельниччиной - в тройке "лидеров".

Число общин, присоединившихся к ПЦУ приближается к двумстам. Всего же сегодня в Православную Церковь Украины перешло почти полторы тысячи приходов МП.

Заранее отметим, автор не считает, темп переходов слишком низким, в конце концов на сегодняшний день мы не знаем, сколько в УПЦ «как будто не МП» осталось общин с учетом Крыма и других оккупированных территорий (Государственная служба этнополитики и свободы совести только делает попытки сосчитать общины), как точно не можем сказать, насколько много людей осталось в храмах МП, потому что количество воскресных служб в храмах уменьшилось, а некоторые священники из МП жалуются, что в ВЦУ пошла большая часть верующих. Эти люди не ожидали перехода общин, а перешли в другой храм УПЦ в индивидуальном, так сказать, порядке. Этот материал – попытка посмотреть, как и под влиянием чего происходили церковные переходы на Киевщине.

Заметим, что лидерство в переходах Волыни (родины УПА) и Хмельниччины понятно: это традиционно украиноментальные регионы. На Киевщине ситуация несколько иная.

Киев – город, безусловно, национал-патриотический, но именно здесь находится руководство МП и отсюда озвучивались месседжи о гонении МП. Да, Киев – столица сопротивления российской нацистской агрессии, но не только, потому что долгое время здесь формировалось и продолжает функционировать промосковское лобби. Здесь бывшая МП - церковь, которая долгие годы позиционировала себя как единственно каноническая, тесно сплелась с местными элитами, и эти связи еще сохранились.

Переходы к УПЦ происходили в столичном регионе несколькими волнами. Первая прошла после получения Томоса, а вторая – после освобождения Киевщины от вражеской оккупации. Хотя автокефалия для городов-спутников, просто городков и сел столичного региона - и географически и исторически должна быть и очень природной и родной.

Священник УПЦ МП у Білій Церкві на території собору розбризкав вогнегасник в обличчя людям dqxikeidqxitkant

Священник УПЦ МП в Белой Церкви на территории собора разбрызгал огнетушитель в лицо людям

На территории всей Киевщины от Ирпеня до Здвижа тянется западный рубеж оборонной системы вокруг Киева, который формировался тысячелетия назад. В селах часто расположены городища-крепости, которые являлись частью этих укреплений. Как, к примеру, в Мотыжине. Но в 2022 году Мотыжин стал известен на весь мир не потому, что когда-то был форпостом на пути из Центра на Запад древнейшей Украины, которую эллинские, римские, византийские историки называли Скифией. В 2022-м Мотыжин стал местом ужасающих казней украинцев. В 2022-м, в мае этот городок лишился Моспатриархата через месяц после увольнения, присоединившись к ПЦУ.

Таким же быстрым был переход и общины Ясногородки. Но ведь при этом этот переход не назовешь молниеносным: Моспатриархат выгнали отсюда, только после того как дорога Мотыжин – Ясногородка стала «дорогой смерти», здесь были найдены могилы тридцати семи гражданских, убитых минами, которыми методично обстреливал оккупант из Москвы, пожалуй, из Московского патриархата – обстреливало мирное население.

Демидов, село расположенное в устье реки Ирпень и Днепр, которое благодаря самому своему расположению "защищало" Киев тысячу лет, и одноименный город Ирпень (несколько выше по течению), который принял на себя основной удар врага в феврале-марте 2022 года, тоже были в первой волне переходов в УПЦ и ликвидации МП. В Ирпене община Налоговой академии пришла в УПЦ вместе со священником. "Объединение церквей в единую церковь духовно сплотит нацию, удвоит силу и веру в нашу скорую победу над врагом", - до сих пор помню этот месседж ирпинской общины.

Ужасная цена духовного взросления Украины, наконец понявшая, что духовное пространство, пространство идей, молитв, истории, равно как сознание людей, следует беречь не меньше, чем физическое здоровье нации и географические границы государства. Никакой укрепрайон, даже и тот, которому тысяча лет, не убережет город и его людей от нападения, если духовное пространство отравлено вражеской пропагандой, фейковыми теориями, к которым приобщилась РПЦ (МП), во главе со своим кровавым патриархом.

После освобождения области всю весну и лето в прошлом году продолжались бесконфликтные и практически единодушные переходы приходов в УПЦ. Так же, как мы напряженно следили в апреле за освобождением сел и городков от рашистов (кроме вышеупомянутых, это - Дымер, Казаровичи, Сухолучье, Талакунь, Хмельная… Список неполный) так же те, кого волнуют религиозные дела, видели, как за пару недель в еще не восстановленном, раненом селе, только оплакав и похоронив по-человечески всех гражданских и военных, общины собирались и переходили в Православную Церковь Украины.

К волне примыкали и населенные пункты, до которых враг не дошел.

Шпитьки (Бучанский район), деревня с богатой казацкой историей, и где двести лет до начала ХХ века стояла казацкая церковь. Горбовичи, когда-то принадлежавшие украинскому меценату Терещенко… Первая почти сотня приходов перешла в ПЦУ до конца августа 2022-го.

Первая постокупационная волна, где уже не все было спокойно. Переход всегда инициировало местное общество, конкретные жители. Сельчане обычно были настроены категорически: Моспатриархату нет места на украинской земле, под каким названием он бы не пытался себя скрыть. Это было именно в те дни и недели, когда отечественные и иностранные журналисты фиксировали преступления - убитых, изнасилованных, замученных. При этом патриарх Кирилл (в нашем издании его называют "кровавым") публично даровал икону главе Росгвардии, совершавшей преступления в Киевской области.

Кажется, Моспатриархат делал все, чтобы поддерживать решительность по его демонтажу в Украине. Группы активистов, начинавшие процесс перехода, часто руководствовались тем, как вел себя священник прихода, когда враг стоял под Киевом. И если настоятель занимал выжидательную позицию, то о его пребывании в качестве клирика речь уже не шла.

Так, например, начался переход в селе Зазимье (Броварской район). Это село в советское время имело ярлык «бандитского» из-за того, что сто лет назад его жители воевали с советской властью, которая хотела экспроприировать там лошадей. Тогда жителям удалось уничтожить около сотни (!) чекистов . Не знаем, насколько в нынешней войне России против Украины бывший настоятель церкви в Зазимье готов принимать оккупанта, но он был категорически не готов присоединяться к УПЦ.

Господарський суд Київської області відхилив позов УПЦ МП проти законності переходу Воскресенської парафії с.Зазим’я на Київщині до Православної Церкви України

Хозяйственный суд Киевской области отклонил иск УПЦ МП против законности перехода Воскресенского прихода с.Зазимье на Киевщине к Православной Церкви Украины

Центральный аппарат УПЦ МП, митрополия, Лавра продолжали курс на сохранение себя как целостной структуры. В этом не было бы ничего плохого, но дело в том, что ни в тот момент, ни позже митрополия так и не сделала жестких и очевидных шагов по окончательному и полному разрыву с Москвой. Придя в себя от первого шока, Лавра начала юридически сопровождать «свое» духовенство, запрещая им и переходы, и шаги по сближению с УПЦ.

Переходы в Киевской области часто сопровождались скандалами. Здесь показательна история с Белогородкой (Бучанский район). Город — крепость (владение князя Владимира) 1000 лет назад был и одним из самых крепких форпостов в обороне Руси от кочевников и одной из первых шести кафедр Руси. То есть, Белогородка была выдающимся центром церковно-епархиальной жизни, а его епископ заменял Киевского митрополита, когда тот бывал в отъезде.

В нынешней Белогородке есть храм УПЦ и храм МП, в котором верующими еще летом прошлого года было решено присоединиться к УПЦ. Было проведено собрание, принято решение. И началась ужасная и громкая история с толкотней, судами, саботажем со стороны МП. Фактически, начальство МП, с помощью титушек, «сталкивает» лбами две части прихода, мотивируя это тем, что мол, настоятель общины МП на самом деле «проукраинский» и многое делает для ВСУ. Это стало неотъемлемой частью публичной риторики: наш настоятель молится за армию, волонтерит, а ПЦУ – рейдеры и захватчики. То есть последовательно предпринимаются попытки уничтожить не только репутацию УПЦ, но и саму идею духовной независимости, если она получена не из рук Москвы.

Автор просмотрела ютуб-канал УПЦ вроде бы не МП. Что бросается в глаза. Там не прекращают говорить о «гонении», унижать ПЦУ – сегодня, так же, как и два-три-четыре года назад. То есть с одной стороны выдвигают условие диалога – признать неполноценность Томоса, что делает такой диалог априори невозможным. Кроме того, упражняются в риторике ненависти. В последнее время на официальном канале МП начала смотреть видеозаписи стариков, которых эта церковь мобилизует для битвы на приходах. Это – бессодержательная истерика. Громкие крики, плачи, бросание на силовиков...

Создается впечатление, что инициация таких конфликтов - «управляемых хаосов» - это единственная цель фактических руководителей МП. Митрополия МП использует не только юристов, опирающихся на безумную концепцию, что в собрании может участвовать только тот член общины, кого священник МП признает верующим, но еще и при проведении собрания общин приглашает свистунов, плакальщиц, тетушок…

Установка "мы хорошие украинцы", а УПЦ плохая - продолжает доминировать в их выступлениях.

Да, можно доверять настоятелю храма МП, который занимается волонтерством, говорит, что любит Украину, но как можно не понимать, что любая деятельность МП уже невозможна в Украине.

Зато МП уже и не пытается доказывать, что ее уход от Москвы - настоящий. В мае прошлого года состоялся собор в Феофании, где УПЦ МП, якобы, провозгласила независимость от Москвы. На время этот шаг (в конце концов, он оказался не более чем декларацией) привел к тому, что процесс переходов в УПЦ затормозился.

Священник із Бородянки допомагав росіянам під час окупації Київщини: у підвалі церкви була катівня

Священник из Бородянки помогал россиянам во время оккупации Киевщины: в подвале церкви была пыточная.

У УПЦ МП было время, чтобы доказать искренность «феофановской декларации». Но она этим временем не воспользовалась. Риторика ненависти к УПЦ осталась какой была, а риторика осуждения Москвы – так и не появилась. Церковно-дипломатические письма, которые сообщали бы поместным православным церквям о новом статусе УПЦ, так и не были направлены. Зато повсеместно «выгуливали» - то бойца в храм не пустили, как в Тернополе, то "звон поплыл над россией", как в Печерской Лавре.

…Неудивительно, что переходы возобновились. За апрель 2023 в Православную церковь Украины из Московского патриархата перешло более 80 общин , в мае в Государственную Службу этнополитики и свободы совести поступило более 50 сообщений о соответствующем собрании общин. Пока не обнародованы цифры, сколько из них принадлежат именно Киевщине. Из информации в медиа заметно, что некоторые общины перешли абсолютно спокойно (неизвестно, будет ли митрополия МП подключать там своих юристов и раздувать скандал), а есть устраивающие громкие «спектакли». Где-то священник не отдает ключи Петропавловскому.

Где-то, как в Бородянке , переход происходит с активизацией уголовного дела против священника, который на камеру публично жаловался оккупантам в Украине.

Где-то, как в Мироновке, переход сопровождался проплаченным свистом и топотами.

Духовенство МП все еще связывает свою судьбу, свое благополучие с вертикалью епископа, боятся потерять и приход и церковное имущество. Многие из них готовы перейти в ВЦУ, но они не готовы получить за это приказ о запрете в служении. Наверное, мы свободное государство, если во время войны клир больше боится епископа, чем государства, против которого воевал этот «недуховный» класс.

Но есть еще верующие, которые по словам Виктора Еленского , главы Госслужбы по религиям и этнополитике, переживают серьезный перелом, так и не получив ответа от своих церковных начальников: что у нас с Москвой после всего случившегося и продолжается до сих пор.

Впрочем, активизировались инициативные группы из Ворзеля, Бучи, Раковки, Здвижовки , которые обращаются за консультациями к власти по процедуре перехода и помощи в составлении документов.

В Украине по поводу судьбы МП сформирован мощный общественный консенсус. И Киевщина это подтверждает. Деятельность МП запретил Киевский облсовет .

В Броварской, Кагарлыкской и Переяславской общинах местные органы также запретили деятельность УПЦ МП.

И хотя с юридической стороны запрет МП облсоветами дело сомнительное, но они - свидетельство настроений не только местных депутатов, а собственно жителей общин.

В конце концов зашли в храм в Белой Церкви. «Ресурс огнетушителя» не бесконечен… И ему точно не остановить ход истории. Даже в одном отдельно взятом приходе.

Дата и время 16 июля 2023 г., 13:24     Просмотров Просмотров: 2260