
В интернете можно встретить фотографию, на которой изображены Чрезвычайная и Полномочная Посол Украины в США Оксана Маркарова, руководитель Офиса президента Андрей Ермак, председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук и министр обороны Рустем Умеров во время их встречи с государственным секретарем США Энтони Блинкеном.
– Дай миллион, дай миллион, дай миллион! -
Потом нищий высунул толстый, грязный язык
и начал нести уже совсем не понятные глупости…
– Давай деньги! Деньги давай! – закричал он сердито.
Илья Ильф, Евгений Петров. Золотой теленок
Сумела ли украинская делегация продемонстрировать глубокое понимание проблем макрофинансовой стабильности Украины, профессиональную ориентировку в вопросе предоставления бюджетной помощи украинскому государству? На этот счет появилось немало комментариев. Всевозможных.
Об алармовом десанте киевских чиновников в США написано и сказано много. В основном не слишком оптимистично. И это официальное фото из Вашингтона также наводит на определенные размышления, невольно вызывает определенные ассоциации.
Давайте поразмышляем: когда на американском телеканале Fox News у Андрея Ермака поинтересовались, уверен ли он, что американские деньги в Украине не будут украдены, глава ОП авторитетно заверил, что американцы могут спать спокойно; мол, их деньги под контролем…
Проблема неотложного получения крайне необходимой финансовой и военной помощи для Украины требует оперативного решения. И здесь не до иронии, и не до сарказма.
Можно предположить, что Владимир Зеленский отправился в США «разруливать» ситуацию. В его планах выступление в Сенате, где украинский президент попытается призвать американцев активнее помогать ВСУ.
Независимо от социального устройства в каждом обществе его высшее руководство, элита пытаются найти ответы на вопрос: что, как и для кого/чего? С этой целью вырабатывают стратегический план для того, чтобы выяснить, где общество/государство находится, какая ситуация вокруг; где именно общество/государство хочет быть и что хочет иметь; какие угрозы существуют и как их обойти; как можно добраться до вожделенной цели, какие методы следует использовать, какие альтернативы существуют, какой план следует применить, какие приоритеты определены/установлены; временные пределы воплощения плана, ответственного за его реализацию; какие средства для этого необходимы – должно быть четкое понимание, что бюджет – это не сумма банкнот, а четкий финансовый план. Деньги дают/одалживают на что-то конкретное. Должен быть четкий сценарий, приоритеты. И только тогда декларируется сумма необходимых денежных средств для реализации задуманного.
Это относится и к политике. Должно быть четкое осознание того, что случится, если не будет воплощен в жизнь задекларированный план. Должно быть четкое понимание угроз, которые могут возникнуть, и кто и как ответит за допущенные ошибки.
Андрей Богдан (глава Администрации Президента Украины с 21 мая по 24 июня 2019 года и глава Офиса Президента Украины с 25 июня 2019 по 11 февраля 2020 года) заявлял:
«У нас нет плана. Все наши действия эмоциональны… мы сами не знаем, что мы будем делать. Это… не стратегическое планирование».
Это признавал и Владимир Зеленский:
«У меня нет времени думать стратегически. Я часто думаю тактически в интересах Украины»…
Можно предположить, что именно из-за этого экономика Украина до сих пор не переведена на военные рельсы, не организована должным образом мобилизация. Непрофессионализм государственного управления разочаровывает и демотивирует военных, людей.
«Беда, что мы традиционно, со времен Хмельницкого, не имеем стратегии развития независимой Украины и идеологического обеспечения независимости. Из тьмы-тьмущей стратегии нам нужна одна – но победная. Нам не хватает стратегии-основы. По-моему, это должна быть стратегия идентичности, обращение украинцев к своим источникам и ценностям» (Леонид Шляпной).
Можно создавать множество стратегий будущего, однако если владыки не понимают зачем они (стратегии) нужны государству, его гражданам, то ничего толкового не будет. Необходимо четкое видение перспектив, четкое понимание, кто является надежными партнерами Украины. А еще в обществе должна быть создана доверительная атмосфера. Прежде всего к власти. Если ей не доверяют свои граждане, то почему должны доверять иностранцы. Если не доверяете банку, то деньги держите под подушкой.
Украина занимает первое место в мире по нереализованным стратегиям. Давайте признаем: три десятилетия живем, не имея амбициозной цели и конкретного плана. Куда-то идем, но, согласимся, конкретной цели нет.
Обучающий пример. В 1992 году украинские национал-демократы не сумели раздобыть 50 тысяч американских долларов, чтобы приобрести телевизионный канал – тогдашний глава ТРК Охримович предлагал главе СРП Левку Лукьяненко совершить эту покупку. Не суждено. Приобрели ТВ-канал чужестранцы, не украинцы (кажется, некий Лаудер).
Мы упустили уникальную возможность создать действительно национальный телеканал. Была утеряна одна из уникальных возможностей влияния на искаженное коммунистической пропагандой сознание постсоветских граждан. Зато этот важный участок государственного строительства (речь о возможности социального и культурного воспитания украинцев с помощью телевидения) оказались в ведении не украинских патриотов. Последствия пожинаем….
Украинскому государству не хватает реальной геополитической доктрины, у ее граждан отсутствует осознание того, кем хотят быть, нет понимания мира и его видения в будущем.
В самом деле. Министерство культуры выбрасывает миллионы на неэффективные государственные медиа, секретарь СНБО утверждает, что страну может представлять только президент, премьер, спикер и МИД. Всех других (народных депутатов в частности) называет политическими туристами, таким образом косвенно называя туристами и депутатов Европарламента, конгрессменов и сенаторов США, парламентариев стран Евросоюза.
За тридцать лет ни одна власть не сумела вернуть украинцев в европейское лоно, не смогла привить гражданам Украинского государства чувство ответственности за свое будущее. Получив независимость и свободу, украинцы не смогли должным образом распорядиться ею.
Сто лет назад на это обстоятельство обратил внимание генерал-хорунжий Юрий Тютюнник:
«У нас были каменщики и порой неплохие, но не было архитекторов-создателей. У нас не было проводников. Те люди, которые считали себя проводниками, не были ими... И в том, собственно, и была наша трагедия, что они не умели говорить с врагами как следует, еще больше, они не считали россиян врагами».
Умри, Платон, лучше не скажешь.
Как поговаривал классик: «Беда, если пироги начнет печь сапожник, а сапоги берется тачать пирожник – и дело не пойдет на лад». Так иносказательно сказано о непрофессионализме – каждый должен заниматься своим делом.
Во время войны власти в стране должны перейти к военному правительству, а не находиться в руках завхозов и их заместителей и советников. Государственный корабль обрастает ракушками и тонет. Должен быть создан Государственный комитет обороны, обладающий всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти. Государством должны руководить специалисты-патриоты, а не коррупционеры, непрофессионалы.
Во времена преснопамятного СССР остроумия упражнялись в здоровом сарказме, предлагая остроумные аббревиатуры для обозначения столбовых элементов «развитой социалистической системы»: ДОРы – дети ответственных работников, ЛОРы – любовники/любовники фицированные инженеры.
Нынешние «слуги народа» прогнозируемо оказались неспособны к стратегическому планированию. Они до сих пор не осознали, что экономика не управляет идеями, а наоборот – идеи стимулируют развитие экономики и нации, порождают движение общества в будущее.
«Сейчас, как ни глянешь, то верхушка, руководство во многих заведениях, учреждениях, в государстве не украинская… Не может управлять народом личность, которая ментально не является этим народом, не является выразителем ментальности этого народа, не знает языка по-настоящему, безразлична и глуха к культуре, к истории народа. Это не украинский лидер. Нам нужно, чтобы были украинские лидеры» (Павел Гриценко, директор Института украинского языка академик НАНУ).
И они, эти лидеры, должны осознать масштабность долговременных задач, стоящих перед Украиной. Надо настроиться на долгосрочный государственный марафон: милитарный, политический, экономический, культурный. А для этого нужно иметь достаточно многочисленный ведущий слой. Закон Парето это подтверждает.
Стратегической ошибкой Украинской Центральной Рады было непонимание роли Вооруженных Сил для утверждения Украинского государства. Потерпев поражение в спровоцированной русскими большевиками неоколониалистской войне с Московией, последние подразделения армии УНР 21 ноября 1921 перешли Збруч. Сто лет прошло с тех пор. Об этом должны помнить. И должны не допустить этого.
Когда войну проигрывали, хозяином становился завоеватель. Помним пророческие слова Юрия Яновского, украинского писателя первой половины ХХ века:
«Когда мы победим, нас потом прославят и придадут нам еще чужой славы и возвысят на щитах вверх для всех грядущих поколен. Когда нас победят – ничего нам не ждать ни сейчас, ни потом – от нас и нашу славу отберут, растопчут нашу добродетель, смелость, заплюют нашу цель и наши глаза».
Автор: Олег К. РОМАНЧУК