
Под видом медикаментов и медтехники по льготной ставке НДС в Украину ввозят косметику, инъекционные импланты для «надувания» губ и другие далеко не первой необходимости товары. Бюджет теряет, таможенники наоборот.
Это краткие результаты недавнего аудита , проведенного Счетной палатой, пишет издание ZN.ua.
Анализировали аудиторы 2021, 2022 и девять месяцев 2023 года, то есть имели возможность посмотреть на динамику. Она положительна, но сильно испорчена ковидным карантином, на время которого налоговые льготы для лекарства были расширены. Соответственно, задекларированное резкое, чуть ли не вполовину снижение количества импортеров — налоговых льготников с 2022-го — это не улучшение работы таможенников, а последствия отмены «карантинных» льгот.
Само существование НДС-льготы (от нуля до 7% по базовой ставке в 20%) для импортеров медикаментов и изделий медицинского назначения кажется вполне оправданным, особенно в настоящее время. Однако не всегда таможня принимает адекватные решения о применении этих льготных ставок, хотя все нормативные документы, перечни и списки есть. Нередко те же группы товаров облагаются налогом либо по полной ставке, либо по льготной, и логика в предоставлении льгот не всегда прослеживается, в отличие от коррупционного фактора.
Счетная палата Украины провела выборочную проверку четырех таможен: Волынской, Днепровской, Львовской и Одесской. Результаты интересны: в двух сотнях случаев зафиксировано необоснованное применение НДС-льготы, в результате которого в госбюджет не поступило более 32 млн. грн. Не очень много, на первый взгляд, но речь идет только о четырех таможнях из 16, то есть и указанные бюджетные потери могут оказаться лишь четвертой частью от общей суммы недопоступления из-за мнимых таможенных льгот.
Случаи интересны. Например, аудиторы обнаружили шесть компаний, получивших льготы при импорте товаров, которых и в помине не было в перечне, утвержденном правительством. Четыре из шести компаний обслуживались во Львовской таможне, вот так совпадение. Там же нашелся другой подозрительный льготник: компания ввезла медицинские изделия по пониженной ставке НДС якобы потому, что поставка осуществлялась в рамках «выполнения государственных программ в сфере здравоохранения», вот только закупка была не государственной.
Более того, предприимчивый частник впоследствии продал этот товар одному коммунальному предприятию, на чем его и подловили аудиторы. После выяснения обстоятельств «льготник» сам согласился доплатить НДС государству и не углубляться в подробности этой истории. Якобы хеппи-энд, а как насчет одобрившего его льготу таможенника? Очевидно, отделался легким испугом.
…Или такой пример: завезли два импортера на таможенную территорию Украины марлю для дальнейшего изготовления бинтов более чем на 110 млн. грн. Оба — по льготному 7-процентному тарифу. Вот только один привез в Украину готовый товар, а второй не то чтобы марлю, а практически сырье. Конечно, он должен был уплатить 20% НДС хотя бы потому, что ввезенное сырье в результате можно использовать как угодно, не в медицинских целях тоже. Но таможня дала добро. Бюджет недополучил около 16 млн грн.
А днепровские таможенники наделили льготой в 7% партию инъекционных имплантов на основе гиалуроновой кислоты стоимостью 2,5 млн грн, хотя точно знали, что на косметические средства никакие льготы не распространяются. И при оформлении партии точно могли прочесть в декларации, предоставленной производителем, что его товар — «косметическое средство для удаления морщин и улучшения формы губ». Цена упущения? Импортер уплатил в госбюджет 175 тыс. грн, хотя у него было полмиллиона.
Совершенно странно выглядит ситуация с предоставлением медицинских льгот компаниям, по виду деятельности максимально далеким от медицины. Среди льготников оказались Львовский цирк, Национальный дворец «Украина», гостиничный комплекс «Карпаты» и компания «ОККО». По закону, без лицензии (а ее нет) они в принципе не могли ввозить медпрепараты в Украину, что с льготой, что без. Но однажды провезли, еще и со скидкой.
Так почему такая неразбериха? Процитируем пункт 4 отчета: «Аудитом установлено, что отдельный учет лиц, осуществляющих операции по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств и медицинских изделий, не ведется, поскольку это не предусмотрено нормативно-правовыми актами». Ну, а если нет учета, то и придраться не к чему.
А в дополнение ко всему, как отмечает Счетная палата, предоставленные Гостаможслужбой выборки неточны, поскольку в значительное количество таможенных кодов, по которым и определяют налоговую льготу, включены товары, которые могут относиться как к медицинским изделиям, так и другим группам. Например, код 9402 относится как медицинская, хирургическая, стоматологическая, ветеринарная мебель, так и парикмахерские кресла. К 9001 «Волоконно-оптическая продукция, линзы, призмы, зеркала, неоправленные» относятся как медицинские изделия, так и бытовые приборы. А в коде 8703 зашифрованы как автомобили скорой помощи, так и гоночные автомобили.
Кажется, такое широкое «наполнение» кодов является идеальной почвой для коррупции и произвола на таможне. Тем временем воюющей Украине как воздух необходимы налоговые поступления. И если только при ввозе марли бюджет не получил 16 миллионов, то при экстраполяции на другие сомнительные решения таможни о применении льгот по НДС для импортеров нарисуется огромная цифра.
Интересно, завозили ли в Украину «Феррари» или парикмахерские кресла под видом медтехники и с 7% НДС? Вполне могли. Но ведь это только одна проблема из затронутых в многостраничном аудите. Беда с лицензированием, с проверками, с коммуникациями между налоговиками, таможенниками и Госликслужбой. Даже с отчетностью беда: аудиторы обнаружили, например, что Львовская таможня регулярно (якобы ошибочно) вносила одни и те же данные в графы разных показателей, искривив в итоге всю свою статистику за девять месяцев 2023 года.
Хаос? Такое слово авторы в отчете не используют, но похоже. Напомним, реформа таможенной службы – один из извечных приоритетов в нашей стране.