Топ-менеджеру "Киевского метрополитена" грозит ответственность за переплату 13 миллионов россиянам

Читати українською
Топ-менеджеру "Киевского метрополитена" грозит ответственность за переплату 13 миллионов россиянам
Топ-менеджеру "Киевского метрополитена" грозит ответственность за переплату 13 миллионов россиянам

Первый заместитель начальника КП “Киевский метрополитен” Валерий Гавриленко (на коллаже справа) находится под следствием по факту служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия.

По информации правоохранителей, именно из-за него столичная подземка в 2014 году переплатила 421,8 тыс. евро (13,1 млн гривен) за закупку метропоездов российским ОАО "Метровагонмаш". Эти денежные средства, предоставленные в рамках кредитных соглашений с ЕБРР, фактически были утрачены, ведь россияне нарушили условия контракта от 2011 года по срокам поставок. Недавно суд избрал подозреваемому меру пресечения в виде личного обязательства, но отказался отстранять его от занимаемой должности. Что интересно, ранее подобные нарушения также инкриминировались главному бухгалтеру "Киевского метрополитена" Людмиле Панасюк, но в 2020 году служители Фемиды закрыли дело по нему по истечении сроков давности.

Как стало известно , правоохранители изучают факты возможных злоупотреблений со стороны чиновников КП "Киевский метрополитен" при осуществлении закупки подвижного состава.

Соответствующее следствие осуществляется в рамках уголовного производства №12015100120001603, открытого управлением полиции в метрополитене Главного управления Нацполиции Киева еще 20 августа 2015 года. Предварительная правовая квалификация преступлений, совершенных фигурантами данного дела – ч. 2 ст. 364 (злоупотребление властью и служебным положением, повлекшее тяжкие последствия) и ч. 2 ст. 367 (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия) Уголовного кодекса (УК) Украины.

В начале 2024 года, 8 января, в рамках этого производства правоохранители сообщили о подозрении первому заместителю начальника КП "Киевский метрополитен" Валерию Гавриленко. Ему официально инкриминируется совершение преступления, предусмотренного вышеупомянутой ч.2 ст. 367 УК Украины.

17 января 2024 года Подольский районный суд Киева избрал в отношении подозреваемого меру пресечения в виде личного обязательства на срок до 8 марта текущего года. Это означает, что Иван Гавриленко должен прибывать по каждому требованию к следователю, прокурору и суду, сообщать им об изменении своего места жительства и работы, сдать на хранение свой загранпаспорт и т.д. Что интересно, Подольская окружная прокуратура ходатайствовала о том, чтобы посадить подозреваемого под круглосуточный домашний арест, но в суде решили, что такая мера пресечения будет слишком суровой.

В тот же день, 17 января, суд отказал прокурорам и в удовлетворении их ходатайства об отстранении Ивана Гавриленко от занимаемой должности. Правоохранители требовали этого, в частности для того, чтобы подозреваемый не мог влиять на свидетелей по этому делу – своих подчиненных из метрополитена. Основанием для отказа стало, среди прочего, то, что Гавриленко является главой комиссии КП "Киевский метрополитен", которая занимается расследованием опасного происшествия, которое произошло 8 декабря 2023 года на Оболонско-Теремковской линии подземки (напомним, там произошла разгерметизация тоннеля. - КВ) , а также то, что подозреваемый принимает “постоянное участие в мероприятиях, связанных с возобновлением работы метрополитена на участке станция Лыбидская – станция Теремки.

На чем "поймали" Гавриленко

Как отмечено в судебных постановлениях по этому производству, 22 июля 2011 года между КП "Киевский метрополитен" и российским ЗАО "Вагонмаш" был заключен контракт на "проектирование, производство, приемку на месте производства, доставку, ввод в эксплуатацию и предоставление сопутствующих услуг" 10 новых метропоездов на общую сумму 39,5 млн евро. Согласно этому договору, подвижной состав должен был быть поставлен в Киев и введен в эксплуатацию в период с февраля по октябрь 2012 года. Эту закупку подземка осуществляла за средства, предоставленные ей в кредит Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в рамках соответствующих кредитных соглашений от 2007 года.

В дальнейшем, в течение 2012-2014 годов между "Киевским метрополитеном" и "Вагонмашем" был заключен ряд дополнительных соглашений. Согласно им, среди прочего, был продлен срок выполнения поставщиком его обязательств – метропоезда должны были быть поставлены в период с января по декабрь 2013 года. Также одним из таких соглашений (от 3 июля 2013 года) было согласовано введение в указанный контракт третьей стороны – еще одного поставщика ОАО "Метровагонмаш".

В период с 30 июля по 31 декабря 2013 года ЗАО "Вагонмаш" поставил столичной подземке и ввел в эксплуатацию 2 метропоезда, а ОАО "Метровагонмаш" поставил 4 метропоезда, из которых 2 были введены в эксплуатацию. В дальнейшем, с 29 января по 28 апреля 2014 ОАО "Метровагонмаш" ввел в эксплуатацию два вышеупомянутых метропоезда, а также поставил и ввел в эксплуатацию еще 4 единицы этого подвижного состава. Таким образом, контракт был выполнен в части закупки метропоездов. При этом, 4 июля 2014 года ПО "Метровагонмаш" передал "Киевскому метрополитену" восемь комплектов "инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию на метропоезд" общей стоимостью 63,9 тыс. евро.

В ходе следствия стражи порядка установили, что все 10 единиц подвижного состава и комплекты инструкций по эксплуатации были поставлены в Киев с задержками – на период от 4,1 недели до 26,4 недели. При этом контрактом от 22 июля 2007 года было предусмотрено, что в случае таких задержек поставщики должны были выплатить "Киевскому метрополитену" штрафные санкции за "предварительно оцененный ущерб".

По информации правоохранителей, общая сумма такого ущерба составила 896 тыс. евро. Вместе с тем, как отмечено в судебных постановлениях по этим делам, Валерию Гавриленко инкриминируется то, что в результате "ненадлежащего исполнения служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним" столичной общине был нанесен ущерб на сумму 421,8 тыс. евро (правоохранители посчитали, что это – 13,1 млн гривен по курсу НБУ 31,14 грн за 1 евро. Именно это должностное лицо подписывало платежное поручение в пользу ОАО "Метровагонмаш" от марта 2014 года. Почему сумма излишне уплаченных средств отличается почти на половину, в этих судебных определениях не уточняется.

 dqxikeidqxitkant

Постановление суда по производству от 17 января 2024 года

Следует отметить, что в рамках данного уголовного производства следователи также изучали факты других возможных нарушений законодательства со стороны чиновников КП "Киевский метрополитен". Впрочем, по состоянию на сегодняшний день, похоже, ни один из возможных фигурантов так и не получил обвинительный приговор суда.

Так, по состоянию на 2019-2020 годы правоохранители расследовали возможное завышение стоимости работ по капитальному ремонту станции "Левобережная" Святошинско-Броварской линии и строительства участка Куреневско-Красноармейской линии от станции "Выставочный центр" до Одесской площади, а также недополучение денежных средств от столичной подземки (подземных переходов и вестибюлей) за период 2014-2017 годов. Эти нарушения были установлены Государственной аудиторской службой – по ее данным, в результате городскому бюджету были нанесены убытки на сумму около 18,5 млн гривен. Вместе с тем, на январь 2020 года следователи указывали на наличие убытков на сумму около 1,7 млн гривен.

Также в рамках данного производства следователи заинтересовались скандально известным договором лизинга на поставку метрополитена вагонов метро, заключенного 16 июля 2009 года с ООО "Укррослизинг". Правоохранители установили, что в результате реализации этого договора и дополнительного соглашения к нему КП "Киевский метрополитен" был нанесен материальный ущерб в сумме 1,05 млрд гривен. По данным следствия, указанная сумма была чрезмерно уплачена в результате применения и начисления коэффициента корректировки при изменении курсовой разницы "украинская гривна/доллар США" между датой заключения договора и датой осуществления платежей (KNBU).

Что интересно, раньше к ответственности за "переплату" россиянам средств за поставленные метропоезда чуть не была привлечена главная бухгалтер КП "Киевский метрополитен" Людмила Панасюк - правда, в рамках другого дела №12019100120001100 от 22 июля 2019 года. Тогда правоохранители установили, что она могла совершить преступление, предусмотренное ч.2 ст. 367 УК Украины. По данным следствия, в результате задержек поставок столичному бюджету были нанесены убытки на сумму 26,6 млн гривен (похоже, убытки считались по разному курсу евро. – КВ). Впрочем, 29 июля 2020 года Соломенский суд Киева освободил это должностное лицо от ответственности в связи с истечением сроков давности. То есть следователи просто не успели все дорасследовать и шанс наказать виновных был упущен.

Фигуранты – кто они?

ЗАО "Вагонмаш" (бывший Ленинградский Орден Октябрьской Революции и Ордена Красной Звезды вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова, или ЛВЗ) – российское предприятие, занимавшееся производством пассажирских вагонов для железных дорог и электровагонов для подвижного состава метрополитена. В декабре 2013 года компания, базировавшаяся в Санкт-Петербурге, была признана банкротом. Генеральным директором ЗАО "Вагонмаш" долгое время был известен российский бизнесмен Сергей Кияшко. Последний также известен как бывший совладелец АО Киевметрострой, которое безуспешно строило в столице метро на Виноградарь.

В свою очередь, ОАО "Метровагонмаш" (до 1992 года - "Мытищинский машиностроительный завод" или ММЗ) также является предприятием, занимающимся транспортным машиностроением. Компания расположена в городе Мытище (Московская область) и с 2006 года входит в состав российского "Трансмашхолдинга", основателями которого являются российские бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. С 2018 года акционерный капитал данного холдинга был распределен между вышеупомянутыми Махмудовым, Бокаревым, а также другими россиянами Дмитрием Комиссаровым, Кириллом Липой и французской компанией Alstom.

Валерий Гавриленко начал свою трудовую карьеру в КП Киевский метрополитен еще в октябре 1981 года. С тех пор он успел поработать, в частности, на должностях старшего электромеханика электродепо "Дарница", главного инженера электродепо "Оболонь", заместителя начальника метрополитена по экономике и заместителя начальника метрополитена - начальника службы материально-технического снабжения. Свой нынешний пост – первого заместителя начальника данного предприятия – он занимает с 24 января 2011 года.

КП "Киевский метрополитен" с 17 июля 2014 года возглавляет Виктор Брагинский (на коллаже слева), также являющийся депутатом текущего IX созыва Киевсовета (фракция "УДАР"). Данное предприятие подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, которым с 1 сентября 2021 года руководит Руслан Кандибор . Деятельность этой структуры с 9 ноября 2021 лично контролирует глава столицы Виталий Кличко .

Дата и время 07 февраля 2024 г., 14:50     Просмотров Просмотров: 2429