Контейнерные перевозки: первый пошел

Читати українською
Контейнерные перевозки: первый пошел
Контейнерные перевозки: первый пошел

Транспортную общественность всколыхнула новость о начале морских контейнерных перевозок в порты Большой Одессы. Почему это лишь маленькая победа на фоне тотальной "зрады".

" Первый пошел ". Конечно, отдельно следует расследовать, почему первые судомеры даже не планируются в государственные порты Одессы, Черноморска. Хотя в Одесском порту 2 специализированных контейнерных терминала на государственных причалах, в Черноморске один такой же, но гигантский по своим возможностям и пропускной способности. Но... Видимо, такой бизнес-климат для контейнерных перевозчиков удалось создать АМПУ и МИУ за все последние годы своего "управления" контейнерной отраслью, которая "лучше подальше".

Пусть это будет тема будущих расследований. Кто-то должен спросить у “руководителей отрасли”: “А что же вы наделали, куда реально “ провалили ” десятки миллиардов государственных средств?”. Все идет к тому, что именно контейнерные терминалы Одессы и Черноморска еще долго будут стоять музейными памятниками портовой работы Украины, а контейнеровозы поплывут в частный рыбный или частный терминал в порт Южный.

По традиции, быстро "пройдусь" по очередям грузовиков на западных границах. Стоят. Неважно: контейнеровозы, фуры, цистерны, негабариты или что-то другое. Выстаивают неделями тысячи наших дальнобоев (на 9 апреля):

Польшу не указываю, потому что, если простоям на границе с Польшей есть объяснения, то простоям грузовиков на других границах, внятных объяснений вообще нет. Кроме того, что "Е-очередь" активно развивается и за государственный счет уже устраивает к себе операторов с иностранным языком, привлекая водителей других стран, становиться в бессмысленную и многонедельную украинскую очередь. На всех границах очередь. Грузовикам, автобусам, легковым машинам. "Очередность" какая-то.

И с этим мы в Европу собираемся?

А сделать так, чтобы очередей не было, мнения в голову не спадают чиновникам от государства?

Помню, как работали контейнерные перевозчики еще недавно, до войны. Приходилось многое писать. Плохо работали : взятки, взятки, взятки.

Например, таблица “контейнерной работы” в Одесской портовой таможне еще недавно.

Взятки для оформления в портовой таможне:

  1. Визировка наряда – от 5 до 10 USD за один контейнер;

  2. Оформление CMR в ВКДВ – от 10 до 20 USD за один контейнер;

  3. Оформление пп/юж. им-40 – от 20 до 50 USD за один контейнер;

  4. Ускорение оформления (в течение 1 часа после предоставления документов) - 50 USD за контейнер;

  5. Оформление при обнаружении весовых несоответствий: при фактическом весе менее заявленного 50 USD за каждую неполную тонну груза, при фактическом весе больше заявленного 100 USD за каждую неполную тонну груза;

  6. Отмена придуманного ухода – 50-500 USD за контейнер:

  7. Отмена придуманного ухода со 100% выгрузкой – 500-1000 USD законтейнер."

Эти расходы (поборы) были приведены в письме профсоюза экспедиторов начальнику Одесской таможни со следующими объяснениями:

"Информируем о том, что в случае отказа в оплате вышеуказанных взяток, сотрудники таможни не принимают документы к оформлению, максимально его затягивают после принятия, угрожают перевозчикам фразами о том, что груз вообще никуда не поедет и прочее".

И они действительно никуда не ехали, стояли неделями в порт и после, если без взяток.

Сколько контейнеров проходило через наши порты в последние годы? Под миллион и немного больше в некоторые годы. Масштаб коррумпирования процесса поражает, если сравнить с размерами взяток. О том, как реагировали и будут реагировать на подобные поборы “контролеры от государства в примечании 1 ниже.

Условно транспортники делят виды взяток в портах на 4 основные группы:

Кратко объясняю:

Я уже упомянул, что пункты 4-7 вышеприведенных расценок никуда не делись и начнут работать сразу после восстановления контейнерного морского сообщения с Украиной. Законный алгоритм действий таможни выписан в законодательстве времен еще Януковича-Азарова, но в реальном транспортном процессе действительность будет совсем другой. Будет точно такой, как на вышеприведенных пунктах расценок 4-7, или так, как подробно описано в моем материале “План инкассации” . Уходы и взвешивание будут назначаться тысячами в месяц, результативность их будет ниже нуля, туда же подтянутся "безработные во время войны" СБУшники . На свой "прокорм". И так далее и т.д.

Естественно, транспортный процесс быстро превратится в коллапс и можно будет встраивать Е-очередку на въезде в порт. Кроме того, учитывая специфику наших портов, сразу нужно будет встраивать Е-очередку уже и на выезде из портов. Хотя бы потому, что транспортники хорошо помнят периоды, когда машины-контейнеровозы стояли по 3-4 дня перед воротами порта, чтобы въехать, и столько же, чтобы уехать. Надо готовиться всем: таможни, СБУ, ГСБТ (Е-очередь). Надеюсь, и некоторые нынешние руководители МИУ помнят это. Они же тогда активно участвовали.

О том, как уже готовятся в таможне, становится понятным по фактам, что на юге Украины всего один таможенный сканер для грузовиков, с режимом работы 5-6 часов в сутки, постоянной нехваткой топлива в нем и специалистов, и нет никаких таможенных весовых большегрузных устройств . А если "сканирование" будет назначаться в разных портах одновременно? Сканера нет, они пожелают смотреть глубже-дороже, открывайте им дверь, вываливайте груз. Или договаривайтесь. Транспортный процесс быстро закупорится, как всегда, и Е-очередь на помощь снова будет здесь. Может, лучше сразу на таможне Е-очередь вставить.

Также о том, как готовятся чиновники околопортовой Украины к началу морской работы с контейнерами, становится понятным из последних новостей с границы, по транспортной теме: " ДБР разоблачило должностных лиц Госпродпотребслужбы , организовавших многомиллионную схему поборов с экспортеров "зернового коридора". Из этого материала видно Транзита в воюющей стране уже нет, но можно “поработать” в других направлениях.

В скором времени начнется работа с контейнерами из моря и на море. По законодательству Януковича-Азарова, по насквозь коррумпированным процедурам, с простоями транспорта круглосуточно и неделями в ожидании элементарного оформления. Особенно интересно будет наблюдать за успехами Украины, когда в страну потянутся грузы-товары на восстановление разрушенного войной. Вот тогда и система начнет работать с полной нагрузкой на наличные деньги с чиновниками. Готовимся.

Еще раз приходится констатировать, что нынешняя власть вообще ничего не собирается менять. Поплывут контейнеры в порты – поплывут деньги в кармане чиновников – заработают системы, схемы, программы и элементарное щипание.

С одной стороны, Украине уже пора готовиться к началу перевозок грузов на восстановление разрушенной страны. С другой стороны, мир заполнен технологиями искусственного интеллекта, контроля, анализа происходящего электронных документов для потоков товаров и грузов, проходящих через границы.

С третьей стороны, если Украина собирается встретить новые грузопотоки транспорта таможней, схемами, взятками "а-ля Азаров", когда каждый инспектор (с нищенской зарплатой и в грязной форме, купленной за свои же деньги), тормозить транспорт только с целью хоть что-то принести в дом и что-то передать вверх, мы полностью проигрываем и эту войну логистике . И никакие Е-очереди из безграмотных министерских голов ситуацию не исправят. Пора уже задумываться: "А что дальше?"

Александр Захаров, специально для «Аргумента»

Дата и время 11 апреля 2024 г., 14:42     Просмотров Просмотров: 2178