
В проекте государственного бюджета на 2025 год Кабмин предлагает ввести «ноу-хау».
Таким образом, в закон вводят отдельную статью, которая позволяет выплату премий судьям первой инстанции.
«Установить, что в 2025 году судьям местного суда в пределах средств, предусмотренных в смете на судейское вознаграждение, может выплачиваться премия по результатам работы, определяемая ежеквартально в размере до 40 процентов должностного оклада за каждый месяц. Положение о премировании утверждается Высшим советом правосудия» - указано в проекте госбюджета №12000.
Следует отметить, что в настоящее время законом о судоустройстве и статусе судей выплата премий судьям не предусмотрена. Более того, этот закон фактически запрещает вводить дополнительные элементы вознаграждения для судей.
Так, в соответствии со статьей 135 закона о судоустройстве «судейское вознаграждение регулируется этим законом и не может определяться другими нормативно-правовыми актами». То есть оно не может регулироваться законом о госбюджете, хотя, по сути, Правительство из года в год регулирует его, устанавливая для расчета окладов судей замороженный прожиточный минимум на уровне 2102 грн против «обычного» прожиточного минимума в 3028 грн.
Согласно закону о судоустройстве, судейское вознаграждение состоит из должностного оклада и доплат за: выслугу лет; нахождение на административной должности в суде; ученую степень; работу, предполагающую доступ к государственной тайне.
Итак, ни о каких премиях в законе о судоустройстве не идет речь, и норма о выплате премий является своего рода «ноу-хау», которое не предусмотрено базовым законом.
Действительно, «голый» оклад судьи местного суда в 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, то есть 63 060 грн, значительно меньше, чем зарплата в некоторых органах исполнительной власти, например, в НАЗК. При этом требования и нагрузка в судах первой инстанции порой значительно выше.
Тем не менее, установление премии Минфин может не решить, а создать новые проблемы.
Во-первых, непонятно, откуда будут взяты средства на премии, ведь бюджет судебной власти в 2025 году фактически остается на том же уровне, что и в 2024 году (добавили лишь немного более 1 млрд грн, что с учетом планируемого заполнения вакантных должностей фактически ничего не изменит).
Во-вторых, возникает вопрос, как это будет согласовываться с законом о судоустройстве, который предусматривает, что лишь этим законом могут определяться элементы судейского вознаграждения, а не другими законами.
В-третьих, есть вопрос, каким образом будет обеспечена справедливость в определении таких премий и на кого будет возложено финальное решение. К тому же в судах могут возникнуть споры по поводу таких премий, если кто-то из судей посчитает, что ему не предоставили заслуженной премии.