В Нацполиции расследуют "бюджетные распилы" при реконструкции Дегтярёвского путепровода

Читати українськоюRead in English
В Нацполиции расследуют "бюджетные распилы" при реконструкции Дегтярёвского путепровода
В Нацполиции расследуют "бюджетные распилы" при реконструкции Дегтярёвского путепровода

Нацполиция расследует факты возможных растрат и присвоения бюджетных средств при реконструкции в столице Дегтяровского путепровода.

Следователи предварительно установили, что как минимум 301,7 млн. из 920 млн. гривен, которые должен был получить подрядчик этих работ ООО "Ростдорстрой" (одна из крупнейших украинских компаний в этой сфере, которой владеют одесские бизнесмены), было перечислено на закупку различных материалов по завышенным. ценам. В частности, за бетон, вероятно, было переплачено около 20%, а за арматурную сталь – 33-42%. По данным правоохранителей, часть полученных из бюджета города финансовых ресурсов также оказалась на счете фирм с признаками фиктивности – для дальнейшего обналичивания. При этом также выяснилось, что должностные лица УК "Киевавтодор" (заказчик реконструкции) прямо "приказывали" подрядчику, у которых компаний должно закупаться все необходимое для работ.

Столичные правоохранители в рамках уголовного производства №12024100000000260 изучают факты возможных "бюджетных распилов" при осуществлении реконструкции Дегтяровского путепровода.

Указанное следствие было открыто Главным управлением Нацполиции Киева в начале 2024 - 28 февраля. Фигурантам данного дела предварительно инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 191 Уголовного кодекса Украины – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенные в больших размерах или в условиях военного или чрезвычайного положения.

О чем речь

1 июня 2023 между КК "Киевавтодор" и ООО "Ростдорстрой" был заключен договор подряда на осуществление реконструкции путепровода в составе транспортной развязки на пересечении ул. Дегтяревской и ул. Александра Довженко. Общая стоимость работ по этому соглашению должна составить 920 млн гривен. Подрядчиком реконструкции "Ростдорстрой" был выбран без конкурса, ведь желающих посоревноваться с ним больше не нашлось. Согласно опубликованному тогда экспертному отчету по рассмотрению проектной документации, общая сметная стоимость реконструкции на тот момент составила 1,27 млрд гривен.

В ходе следствия правоохранители установили, что при реализации указанного договора подряда должностные лица ООО "Ростдорстрой" ввели механизм хищения денежных средств путем приобретения различных стройматериалов по завышенным ценам и последующего перечисления разницы полученных от "Киевавтодора" средств на счета субъектов предпринимательской деятельности с признаками фиктивности. – с целью их дальнейшего обналичивания и присвоения. Кроме того, некоторые средства перечислялись компанией-подрядчиком таким фиктивным "конторам" за якобы полученные товары, работы или услуги, которые фактически не поставлялись и не выполнялись.

По версии следствия, все это делалось в интересах должностных лиц УК "Киевавтодор" - мол, именно чиновники данной коммунальной корпорации давали указания руководителю ООО "Ростдорстрой" по закупке материалов и оборудования у конкретных компаний, перечень которых заранее определен.

В частности, "Ростдорстрой" перечислил денежные средства в сумме около 301,7 млн гривен трем неназванным в судебных постановлениях ОООкам в качестве оплаты закупки по завышенным ценам различных товаров, которые использовались при строительстве. В том числе, 249,7 млн гривен таким образом было перечислено за асфальтобетон, еще 44,2 млн гривен – за ремонтную смесь Sika и т.д.

В ходе мониторинга цен на асфальтобетон марки 1 на битумах БМП правоохранители выяснили, что та цена, которую на этот материал отмечало ООО Ростдорстрой, оказалась на 20% выше цен такого асфальта в других регионах. Следователи обратили внимание на расстояние от производителей асфальтобетона до щебеночных карьеров, из которых сырье везут для изготовления асфальта. То есть, речь идет о том, что по логике и математическим расчетам закупленный "Ростдорстроем" асфальтобетон должен быть дешевле, ведь на его производство и доставку к стройплощадке Дегтяревского путепровода было потрачено меньше средств.

Также в Нацполиции установили, что 29 млн гривен было потрачено "Ростдорстроем" на горячекатаную арматурную сталь периодического профиля класса А-III и гладкую арматурную сталь класса А-1 разных диаметров по одинаковой цене - 63,4 тыс. гривен за одну тонну. Впрочем, как стало известно правоохранителям, в тот же день Служба восстановления Николаевщины заказала у того же "Ростдорстроя" ремонт одной из дорог, учтя в смету такую же сталь по цене 35,4-42,1 тыс. гривен за одну тонну - то есть на 33% дешевле той, за которую эта компания закупала арматуру для реконструкции Дегтяровского шлязопровода. Кроме того, следователи нашли объявление одной из компаний, которая занимается строительством сооружений защиты от Шахедов, в котором были учтены цены на такую арматуру в сумме 36,5 тыс. гривен, что на 42% дешевле.

Следует отметить, что в судебных определениях не уточняется, вошли ли расходы на арматурную сталь в те средства, которые перечислялись трем неназванным компаниям и о которых говорилось выше.

різне dqxikeidqxitkant

Скриншот судебного определения по этому следствию от 17 октября 2024 года

Таким образом, установлено, что при формировании стоимости закупки на выполнение ремонтных работ, должностными лицами коммунальной корпорации умышленно завышается объем и стоимость работ при расчете ожидаемой стоимости закупки, в результате чего потенциальные подрядные организации при проведении конкурса по закупкам товаров и услуг заключают договоры по ценам. , значительно выше рыночных. Затем, после заключения договора на выполнение работ, подписываются акты выполненных работ, которые фактически не выполнялись, а стоимость материалов при их выполнении значительно выше среднерыночных”, – говорится в судебных постановлениях.

17 октября 2024 года Голосеевский районный суд Киева разрешил правоохранителям доступ к документам, хранящимся в офисе ООО "Ростдорстрой" - проектно-сметной документации по вышеупомянутым работам, дефектным актам, актам выполненных работ и т.д.

Предыстория и подробности

Напомним, Дегтяровский путепровод был построен в 1963 году. В 90-х годах его состояние было оценено как предаварийное, а уже в 2017-2021 годах – как нетрудоспособное. В связи с этим столичные власти решили его отреконструировать, но фактически речь шла о строительстве нового сооружения без использования элементов существующего моста. При этом из-за аварийного состояния путепровода перед проведением реконструкции Киевавтодора пришлось даже временно усилить его дополнительными опорами и демонтировать часть балок. Новый же мост, к слову, планировалось сделать "большим" - проектом было определено, что его ширина должна составить 40 метров (на 12 метров шире, чем нынешний). В рамках реконструкции, как отмечали в УК "Киевавтодор" в 2023 году, планировалось также обновить покрытие улиц Дегтяревской, Елены Телиги и Александра Довженко в районе развязки.

А уже осенью 2023 года при выполнении реконструкции произошло чрезвычайное событие: 30 сентября произошел обвал пролетного строения путепровода. По словам очевидцев, во время монтажа седьмой балки она сломалась, и падая, вызвала эффект домино и обрушила все предварительно установленные балки. В результате все пролетное строение "легло" на дорогу.

різне

Дегтяревский путепровод после обвала

Через несколько часов в Киевской горгосадминистрации (КГГА) обвал конструкций путепровода подтвердили официально. В сообщении заверили об отсутствии жертв и пострадавших, сухо отметили, что на месте работают аварийно-спасательные службы и специалисты, которые выясняют причины инцидента. Вечером того же дня от столичных властей последовала дополненная информация, в которой со ссылкой на заказчика работ - УК "Киевавтодор" - говорилось, что ответственность за проведение работ на объекте несет исключительно подрядчик.

В группе "Ростдорстрой", в которую входит одноименная компания-подрядчик, подтвердили заявление чиновников - исполнители работ "на словах" взяли на себя ответственность, отметив, что "за данные виды работ оплата не производилась, и ущерб городскому бюджету не был нанесен". О том, что стало предпосылкой обрушения, подрядчик сообщать не стал, указав на необходимость проведения экспертизы.

При этом в "Ростдорстрое" подтвердили слухи о том, что ими был применен экспериментальный тип балок длиной 36 метров, которые раньше использовались в Украине только один раз (при восстановлении разрушенного моста возле Бородянки Киевской области. - СМИ). Также подрядчики заверили, что реконструкция будет завершена вовремя, хотя в день обрушения сообщалось об отсрочке ввода в эксплуатацию развязки "из-за необходимости устранения недостатков".

Впрочем, в общественной плоскости активно озвучивались разные версии по поводу того, что привело к этой аварии. В частности, некоторые активисты выразили сомнения в качестве качества применяемых балок и бетона, из которых они изготовлены. В ответ на такие упреки спикер АО “Завод железобетонных конструкций им. Светланы Ковальской Даниил Ваховский, производящий балки для этого путепровода, заявил, что на их мощностях балки такого образца изготовляют не впервые и они прошли все необходимые экспертизы. Также он отметил, что ООО "Ростдорстрой", которое монтирует балки, приняло их без замечаний, поэтому к ним претензий быть не может.

Еще одну возможную причину обрушения озвучил военный ВСУ, киевский волонтер и активист Олег Симороз. По его информации, в УК "Киевавтодоре" потребовали от ООО "Ростдорстрой" открыть движение по путепроводу уже 5 октября этого года. Вероятно, как предполагает он, поэтому у подрядчика могли отклониться от технологий, не закрепив уже установленные балки.

Устанавливать истинные причины такого события взялись правоохранители – сразу же после обвала столичная прокуратура начала досудебное расследование по факту нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на объекте строительства путепровода в Шевченковском районе столицы, что повлекло тяжкие последствия (ч. 2 ст. УК Украины). Но на сегодняшний день о результатах этого следствия, хотя бы промежуточные, правоохранители не сообщили.

20 декабря киевский городской голова Виталий Кличко открыл движение по Дегтяревскому путепроводу для проезда автотранспорта и трамвая по обновленным путям. Тогда в КГГА заявили, что все планируемые работы намерены завершить весной 2024-го. Окончательно решение было открыто 24 мая.

А уже сразу после открытия уголовного производства по возможным растратам и присвоению средств при реконструкции Дегтяровского путепровода столичные власти поспешили возразить какие-либо нарушения законодательства. Так, 4 марта 2024 года КГГА со ссылкой на УК “Киевавтодор” сообщила, что тендерные процедуры при заказе этих работ состоялись прозрачно и согласно законодательству”, а распространенная в некоторых медиа информация о завышении цен при реконструкции “содержит пристрастные выводы, которые не учитывают текущую рыночную ситуацию”.

При этом в "Киевавтодоре" еще и пригрозили СМИ, что "в случае распространения недостоверной, необъективной информации, порочащей имидж и деловую репутацию, корпорация будет вынуждена в законодательном порядке требовать опровержения такой информации и возмещения причиненного репутации ущерба". Что интересно, о вероятном завышении цен сообщали также и в Нацполиции, но "наезжать" на правоохранителей столичные коммунальные "дорожники" не стали.

Кто стоит за подрядчиком

По данным аналитической системы Youcontrol, одесское ООО "Ростдорстрой" было зарегистрировано в августе 2005 года. Его руководителем отмечены Алексей Андрюшин, учредитель - австрийская компания "Юттема АУ ГмбХ", конечные бенефициары - одесситы Евгений Коновалов и Юрий Шумахер (на коллаже слева).

Система Youcontrol относит эту компанию к одноименной группе "Ростдорстрой", которая объединяет более трех десятков субъектов хозяйственной деятельности, занятых в сфере строительства дорог и автострад. Ключевыми лицами и совладельцами этой группы являются Коновалов и Шумахер. Последний, к слову, депутат Одесского горсовета IV-VIII созывов. В текущей каденции он является членом фракции "Доверяй делам", представляющей одноименную партию мэра Одессы Геннадия Труханова. Последний, отметим, 4 мая 2023 года был арестован по подозрению в растрате при покупке админздания завода Краян. Впрочем, на следующий день после задержания Геннадий Труханов вышел из СИЗО под залог в 13,4 млн. гривен, который внес за него одесский депутат из той же фракции "Доверяй делам" Дмитрий Танцура.

ООО "Ростдорстрой" является одним из крупнейших подрядчиков по ремонту дорог и других инфраструктурных работ в Украине. По информации базы данных аналитики публичных закупок Clarity Project, на счету этой компании 669 договоров на общую сумму 89,7 млрд. гривен. Крупнейшими заказчиками "Ростдорстроя" являются областные Службы восстановления и развития инфраструктуры (бывшие "облавтодоры") - Николаевщины (81 сделка на 14,4 млрд), Одесщины (64 соглашения на 13,1 млрд), Полтавщины (62 соглашения на 11 млрд) и т.д. . Что касается сотрудничества с Киевавтодором, то Ростдорстрой заключил с этой коммунальной корпорацией 5 договоров на общую сумму 1,5 млрд гривен.

Напомним, компании, входящие в группу "Ростдорстрой" неоднократно фигурировали по делам о возможных хищениях средств городского бюджета Киева.

Например, в 2018-м Нацполиция открыла производство по факту возможного присвоения средств во время ремонта дорожной сети улицы Алма-Атинской (район ДВРЗ), который годом ранее проводило ЧП "Киевдорстрой" - одно из предприятий вышеуказанной бизнес-группы, которое на сегодняшний день имеет в своем активе 85 договоров с "Киевавтодором" на сумму 4,8 млрд гривен. Правоохранители тогда предполагали, что этот подрядчик столичной коммунальной корпорации проводил денежные операции фиктивного характера, выводя уплаченные бюджетные средства в наличные деньги.

Кроме того, с июля 2022 года Нацполиция расследует факты и других "бюджетных распилов" с участием тех же фигурантов - УК "Киевавтодор" и ЧП "Киевдорстрой". Правоохранители установили, что при ремонте этим подрядчиком трех столичных улиц в 2021-2022 годах, на который было израсходовано около 182 млн. гривен, могло быть потрачено и присвоено 8,2 млн. гривен. Для этого была использована уже привычная схема завышения стоимости материалов, необходимых для проведения ремонтов, а также проведения работ "как попало". Как следствие – в этом году правоохранители сообщили о подозрениях пяти фигурантам данного дела, в том числе – гендиректору УК "Киевавтодор" Александру Федоренко (на коллаже справа) и директору ЧП "Киевдорстрой".

Деятельность УК "Киевавтодор" и входящих в ее состав коммунальных предприятий регулярно вызывает претензии у правоохранительных органов

Так, с 2020 года Нацполиция изучает факты возможного присвоения бюджетных средств должностными лицами вышеупомянутых "Киевавтодора", а также подчиненных ему КП "Киевавтодоргород" и некоторых районных ШЭУ. По данным следствия, "дорожные коммунальщики" завышали стоимость ремонтных работ, использовали некачественный асфальт, получали взятки за использование коммунального автотранспорта частными лицами. Отдельное внимание правоохранители обратили на закупку антипарковых столбиков: большинство этих ограничивающих устройств стоимостью около 19,5 млн гривен не соответствовали нормам Госстандартов и, похоже, были закуплены по завышенным ценам. Впрочем, почти за четыре года ни один из фигурантов этого дела к ответственности привлечен не был.

Также Нацполиция сейчас расследует дело о служебной халатности начальника КП "Киевавтодоргород" Богдана Кобернюка (о подозрении ему было сообщено 15 марта 2024-го), из-за которого, по информации следствия, городской бюджет во время проведения ряда работ на мостах потерял 3,5 млн гривен . Недавно суд избрал в отношении Кобернюка меру пресечения в виде личного обязательства, но отказал правоохранителям в отстранении этого "коммунальщика" от должности. Сохранение подозреваемого на "своем посту" было обосновано его адвокатами тем, что такое предприятие критической инфраструктуры, как "Киевавтодоргород", не сможет работать без такого специалиста.

Кроме того, стражи порядка, в частности, расследуют факты служебной халатности со стороны гендиректора УК "Киевавтодор" Александра Федоренко (подозрение он получил в этом году, 15 февраля). Следователи установили, что это должностное лицо должным образом не проконтролировало работу подчиненного ему КП "ШЭУ Соломенского района", в результате чего территориальной общине города был нанесен ущерб на сумму 278,5 млн гривен. Речь о том, что "дорожные коммунальщики" организовали стихийную свалку на участке по ул. Кадетская роща, хотя ШЭУ имело действующие договоры на вывоз и утилизацию своих отходов. Результат – загрязнение почвы химическими веществами.

Отметим, вышеупомянутый Александр Федоренко возглавляет УК "Киевавтодор" с 19 мая 2020 года (до 5 июля 2022 года руководил этой корпорацией в качестве и.о. гендиректора). УК "Киевавтодор" подчинена Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 1 сентября 2021 возглавляет Руслан Кандибор. Деятельность этого структурного подразделения столичной мэрии с 9 ноября 2021 лично контролирует глава Киева Виталий Кличко.

Автор: Иван Кулик

Источник: КиївВлада

Дата и время 29 октября 2024 г., 00:44     Просмотров Просмотров: 2554