
Россия обратилась к государственной авиакомпании Ethiopian Airlines с просьбой о сотрудничестве в области аренды самолетов и технического обслуживания на фоне западных санкций.
Переговоры состоялись 29 июля в столице Эфиопии. Делегацию России возглавил торговый представитель РФ в стране Ярослав Тарасюк, который провел встречу с генеральным директором ECAA Йоханнесом Аберой.
Российская сторона выразила заинтересованность в так называемом «мокром лизинге» — аренде судов вместе с экипажем, техническим обслуживанием и страхованием. Как отмечает издание, такая схема может временно позволить российским авиакомпаниям компенсировать дефицит иностранных самолетов в условиях пикового летнего спроса. Это особенно актуально на фоне санкций, лишающих РФ прямого доступа к западной авиатехнике и запчастям.
Одним из возможных путей обхода санкционных ограничений является использование самолетов Boeing и Airbus под эфиопской регистрацией с эфиопским экипажем и техническим обслуживанием. Однако, как подчеркивает профильное издание, потенциальная сделка может вызвать серьезные вопросы у регуляторов США и ЕС, что может угрожать доступа Ethiopian Airlines к западным маршрутам и воздушному пространству.
Кроме того, из-за задержек в графике поставок от Airbus и Boeing, эфиопская авиакомпания также испытывает нехватку новых самолетов. В частности, 11 самолетов A350-900 и 11 Boeing 787-9 поступят во флот Ethiopian Airlines только к 2028 году, что на год позже первоначально запланированного срока.
В дополнение к аренде, в рамках встречи обсуждались и другие формы сотрудничества. В частности, поставки российского навигационного оборудования и участие в развитии ремонтной авиационной инфраструктуры в Эфиопии.
Делегация из России также выразила желание подписать новое двустороннее авиационное соглашение между двумя странами и попросила поддержки Эфиопии при голосовании за состав Совета ИКАО (Международной организации гражданской авиации).
Эфиопская сторона пообещала изучить предложения Москвы после консультаций с другими заинтересованными ведомствами.
Стоит также отметить, что российские гражданские самолеты, которые должны были заменить Boeing и Airbus после введения западных санкций, существенно подорожали, хотя серийное производство до сих пор не началось. Это подтвердили на совещании в минтрансе РФ с участием представителей авиакомпаний, госкорпорации РФ «Ростех», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Росавиации.
Цены на самолеты выросли на 45–70% за последние два года.
Среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21 теперь стоит 7,6 млрд рублей, тогда как летом 2023 года его оценивали в 4,3–4,6 млрд. Турбовинтовой Ил-114-300 подорожал с 1,44 млрд до 2,6 млрд рублей. В то же время министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов ранее указывал, что первые три самолета этой модели будут стоить по 4 млрд рублей за единицу.
Также возросла стоимость легкого самолета ЛМС-901 «Байкал» — с 178 млн до 315–320 млн рублей. Его производство не удалось наладить, даже несмотря на поручение главы РФ Владимира Путина ускорить процесс.
В госкорпорации РФ «Ростех», которая отвечает за выпуск самолетов, заявили, что ранее озвученные цены были лишь предварительными и не учитывали нынешней экономической ситуации. По словам представителя компании, дорожает все — от материалов до электроники.
Директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям Smartavia Виктор Аношкин подчеркнул, что стоимость владения самолетом — один из ключевых факторов для авиакомпаний, и высокая цена негативно влияет на экономику перевозок.
В протоколе совещания указано, что стоимость самолетов должна быть сопоставима с иностранными аналогами, а финансовая модель должна подтверждать возврат средств ФНБ.
19 мая польская таможня конфисковала 5 тонн подсанкционных шин для самолетов Boeing, которые были официально задекларированы как продукция для легковых авто и автобусов.
Отправителем груза значилась испанская компания, а получателем — фирма из Азербайджана. Польская сторона конфисковала весь товар.
Российская гражданская авиация начала чаще сталкиваться с техническими проблемами после западных санкций, которые ограничили обслуживание самолетов и поставки оригинальных запчастей. Чтобы поддерживать самолеты в рабочем состоянии, росавиация раздала авиакомпаниям сертификаты, позволяющие проводить самостоятельный ремонт судов, после чего некоторые самолеты начали разбирать на части.
С весны 2022 российские авиакомпании приказывают не записывать дефекты техники в бортовые журналы, из-за чего самолеты нередко летают с неисправностями. Известно, что пилоты «Аэрофлот» начали отключать неисправные тормоза из-за невозможности их замены.