АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Афера с тарифами на ЖКХ: маленькая ложь, чреватая большими проблемами

Читать на русском
Афера с тарифами на ЖКХ: маленькая ложь, чреватая большими проблемами
Афера с тарифами на ЖКХ: маленькая ложь, чреватая большими проблемами

Правительство Украины говорит: тарифы на коммунальные услуги нужно повышать, чтобы они достигли экономически обоснованного уровня. Только тогда, когда деятельность теплоснабжающих предприятий и водоканалов станет экономически выгодной, в эту сферу придут «эффективные собственники», которые займутся модернизацией трижды устаревшей инфраструктуры, построенной ещё в советское, а в ряде случаев и в дореволюционное время.

Эта ложь — или неосознанная ложь дилетантов, не понимающих, как это устроено, или преднамеренная ложь циничных подлецов, оправдывающих благими намерениями губительные аферы.

Дело ведь не только в том, что груз платежей за услуги ЖКХ ложится почти непереносимым бременем на плечи населения. Дело в том, что такая практика создаёт ситуацию, в которой модернизировать устаревшие сети собственнику будет попросту не нужно.

Действительно, что такое «экономически обоснованные тарифы», которые устанавливают сейчас? Это вот что: потребитель должен платить достаточно для того, чтобы компенсировать все затраты поставщика (себестоимость) и ещё немножко, чтобы тот мог иметь некую прибыль. Звучит разумно, не так ли? Но проблема заключается в том, что в затраты, которые потребителя заставляют оплачивать, входят также потери из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры.

Грубо говоря, для того, чтобы доставить потребителю 1 кубометр воды, средний украинский водоканал тратит на «проталкивание» через трубу примерно полутора кубометров (средний уровень потерь воды в украинских водоканалах — 40-50%). Полкубометра теряются по дороге: вытекают из дырявых труб и т.п., но потребитель платит и за них тоже, ведь водоканал включает их в себестоимость, а государство — в структуру тарифа.

С теплоснабжением и горячей водой ещё печальнее. Здесь помимо потерь за счёт дырявых труб и их плохой теплоизоляции потребитель также расплачивается за древние котлы, в которых осуществляется подогрев воды, КПД которых зачастую не превышает 30-40% вместо 70-80%.

Конечно, это совершенно неприемлемо. Именно поэтому так остро стоит вопрос модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Но проблема заключается в том, что нынешняя система не создаёт для владельцев объектов ЖКХ никаких стимулов эту модернизацию проводить.

Какая разница владельцу абстрактного водоканала, сколько воды теряется в трубах по пути к потребителю, если потребитель эту воду всё равно оплатит? Какая разница, сколько «лишнего» газа или мазута сгорит в топке древнего котла, если все эти затраты будут включены в тариф вне зависимости от того, каким он будет?

И зачем владельцу объектов инфраструктуры выкручиваться, изыскивая немалые средства на проведение модернизации, если государство уже позаботилось о том, чтобы уровень потерь никак не влиял на его финансовое благополучие?

Более того, при действующей системе производителям выгодно иметь дырявые трубы, древние нагреватели и т.п. В ситуации, когда потери оплачиваются потребителем наравне с полезной работой, больше потерь означает больше денег!

К примеру, пусть один человек в городской квартире потребляет порядка 150 литров воды в сутки. Но фактически и с учётом потерь водоканал тратит на него не 150, а более 200 литров, которые потребитель вынужден оплачивать. Не защищены от этого даже те, кто установил счётчики на воду: по факту-то в платёжке будет стоять расход в 150 литров, да только стоить эти 150 будут столько же, сколько те 200, ведь потери учтены при формировании тарифа!

Если провести модернизацию и уменьшить потери с 40-50% до, скажем, 10-20%, то получится, что потребитель будет платить уже не за 200, а за, скажем, 170 литров воды при фактическом потреблении тех же 150 литров. Иными словами, «объём продаж» водоканала уменьшится, а, значит, сократятся и его доходы. Так кто же в здравом уме будет тратить собственные деньги на мероприятия, из-за которых он станет зарабатывать меньше?

Есть ли выход из этого заколдованного круга? Есть, и он довольно прост: при формировании тарифов себестоимость услуг следует считать не такой, какой она есть сейчас, а такой, какой она должна быть после проведения всех необходимых мероприятий по модернизации. То есть, предприятие, предоставляющее услуги ЖКХ, должно быть рентабельным не всегда и вообще, а лишь в том случае, если это предприятие озаботилось приведением в порядок принадлежащей ему инфраструктуры.

И вот тогда-то у владельцев таких предприятий появится реальный стимул вкладываться в модернизацию: искать инвестиции, брать кредиты, заключать энергосервисные контракты — ведь в противном случае они будут работать в убыток и рискуют попросту вылететь в трубу!

Но правители Украины по какой-то причине не заинтересованы в таком развитии событий, предпочитая консервировать существующую плачевную ситуацию. Которая, к слову, под действием неумолимого времени будет становиться всё хуже и хуже: оборудование продолжает стареть, ветшать и разрушаться. И упомянутые выше 200 литров воды вместо 150 будут превращаться в 250, 300 и так далее. Потребителям придётся и дальше оплачивать из тощающего кошелька растущие издержки индустрии ЖКХ.

Глупость ли движет правителями, создавшими и поддерживающими эту ситуацию, или злонамеренная жадность, сказать трудно. Да этого и не требуется, ведь в обоих случаях носителям подобных качеств есть лишь одно подходящее место — на свалке истории.

Таймер


Теги: ТарифыТарифиЖКХ

Дата і час 30 серпня 2016 г., 15:31     Переглядів Переглядів: 14028
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.042468