АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Николаевский порт: союз коррупционеров и зернотрейдеров

Читать на русском
Николаевский порт: союз коррупционеров и зернотрейдеров
Николаевский порт: союз коррупционеров и зернотрейдеров

Помните недавнюю новость о странном  экс-чиновнике, бывшем руководителе Николаевского морского порта Василие Капацине, который взамен пожертвования на реставрацию  храма в Первомайске Николаевской области, потребовал, чтобы его «светлый лик» нарисовали на одной из икон?

Многие тогда смеялись над потешным Капациной, чье круглое лицо выглядывало из-за спин святых и мучеников. Как оказалось, зря потешались. Потому что Капацина, несмотря на появившийся у него после этого инцидента имидж «городского сумасшедшего», далеко не так прост и безобиден, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с верхушки айсберга.

Не так давно личностью Капацины заинтересовались силовики. Прокуратура заподозрила должностных лиц Николаевского морского порта в нанесении убытков государству самое малое на 45 млн грн. Руководство госпредприятия, будучи в сговоре с чиновниками из регионального отделения Фонда госимущества Украины, заключало договора аренды недвижимого имущества госпредприятия с частными предприятиями по существенно заниженной цене.

Дальше – больше.

По данным следователей из прокуратуры, в 2012-13 годах руководство николаевского порта совершило «путем злоупотребления своим служебным положением растрату государственных средств в особо крупных размерах». Если перевести со специфического прокурорского языка на человеческий, руководители николаевского порта заказывали некие инженерно-углубительные работы у своих же фирм, прописывали куда большие объемы работ, чем те, что были проведены на самом деле, и оплачивали их по существенно завышенным расценкам. По выявленным сотрудниками прокуратуры фактам было открыто уголовное производство сразу по нескольким статьям - по ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 364, ч. 2 ст.366, ч. 2 ст. 367 УК Украины.

Когда в прокуратуре докопались до этих маленьких «шалостей» руководства ГП «Николаевский морской торговый порт» во главе с Капациной, к ним нагрянули с обысками. Всего силовики заглянули по 26 адресам – и на территории самого порта, и на предприятия, в интересах которых действовали Капацина и Ко, а также в дома всего руководства порта, включая и экс-директора.

Но все это, как уже отмечалось, лишь верхушка айсберга. Если же копнуть глубже – история становится куда интереснее.

В последние несколько лет в Николаевском морском порту началось бурное строительство. Строились сразу несколько новых портовых терминалов. Речь шла об огромных для украинских реалий инвестициях – сотнях миллионов долларов. Инвесторами выступили сразу две достаточно авторитетных компании  - Noble Resources и Bunge.

Причина заинтересованности этих двух компаний в том, чтобы инвестировать в Николаевский порт, становится понятна, если вникнуть в то, что собой являют портовые терминалы по перевалке зерновых (именно их начали строить в государственном порту).

Фактически, такой терминал – это отдельное предприятие, находящееся на принадлежащем государству причале, которое принимает зерно из машин и вагонов и грузит его на корабли. При этом, это предприятие использует государственную инфраструктуру – не только причал, но и железные и автомобильные дороги. 

Приблизительно так подобные терминалы работают везде – с одним отличием: если в подавляющем большинстве экспортирующих зерно стран перевалка тонны зерновых стоит от 3 до 6 долларов, то в Украине она приносит владельцу около 20 долларов прибыли с каждой тонны. Так что в нашей стране дело это – действительно «хлебное». Поскольку  тот, кто владеет монополией на этом поприще, может делать выжимать из сельхозпроизводителей, не имеющих  доступа к портам, максимальную прибыль.

А теперь – вишенка на торте. Непосредственно строительством терминалов в Николаевском порту занимались не компании-инвесторы, а николаевские компании, зарегистрированные в кипрских и панамских офшорах и контролируемые… Василием Капациной. Более того, он, за время работы начальником порта, сумел вывести практически все причалы на собственные фирмы. И в итоге сумел неплохо на этом заработать: по некоторым оценкам, бедный госчиновник имеет в заначке состояние в 300 млн.долл.

Примерно в то же время, как в Николаевский порт пришли именитые зарубежные инвесторы – компании Noble Resources и Bunge – Капацина (как фактический владелец причалов порта) подружился с руководителями представительств этих американских корпораций в Украине , господами Владимиром Осадчуком и Дмитрием Горшуновым – и де-факто стал их представителем в этой портовой истории.

Была выстроена до неприличия простая схема взаимовыгодного сотрудничества между этими тремя деятелями, которая сводилась к тому, что международные компании финансировали оффшорные фирмы Капацины, из полученных денег он нанимал подрядчиков из аффилированных к нему фирм. А по завершению строительства международные инвесторы снова платили капациновским оффшоркам. Так что львиная доля тех миллионов долларов инвестиций, которых так ждала Украина, в страну даже не заходили, а сразу оседали на Кипре и Панаме. И естественно, ни о каких налогах с этих денег речь не шла.

Сам Капацина, когда его спрашивают о его оффшорных компаниях (а спрашивали его об этом часто, поскольку озвученная выше информация мало для кого остается секретом), божится, что не имеет к этим компаниям ровно никакого отношения и что основных бенефициаров этих компаний надо искать среди топ-менеджеров компаний Noble Resources и Bunge, а также народных депутатов от фракции «Самопоміч». Собственно, на этом этапе все попытки разобраться, что к чему, заканчивались. Поскольку дальнейшее копание в этой дурно пахнущей истории означало бы вступление в конфронтацию с мощными американскими компаниями.

Поэтому построенная этим замечательным трио (Капацина-Осадчук-Горшунов) схема действует.

И приносит своим идейным вдохновителям и реализаторам около 20 млн.долл. в год – по самым скромным подсчетам. Терминалы Noble Resources и Bunge контролируются непосредственно этими господами и приближенными к ним компаниями, среди которых – Dragon Maritime Agency, Vistatrade LLC, ООО Сисайд терминал, ООО НЕК. Одна из этих компаний контролирует заезд в порт каждой машины или состава – и получает прибыль от каждой завезенной тонны зерна. Стивидорная компания зарабатывает на погрузках и разгрузках суден. Даже плата за заход судна в порт и его буксировку по каналу через судового агента идет в карман наших «героев».

И живут все трое – на широкую ногу. В соответствии с их представлением о шикарной жизни: с дорогими часами, машинами премиум-класса, строительством домов и покупкой недвижимости за границей. И не беда, что все это великолепие приходится прятать от коллег, не подозревающих о том, что можно жить не только на зарплату. Главное – оно есть.

Кстати, самый колоритный в этой развеселой компании – даже не Капацина с его стремлением к святости и желанием «засветиться» на иконе.

Наиболее интересен тут гражданин Российской Федерации Горшунов. Он первым включился в строительство в Николаевском порту на пару с Капациной. Если украинские правоохранительные органы наконец заинтересуются его персоной (учитывая его возможные связи с ФСБ РФ еще со времен учебы в МГИМО и работы сразу в двух ключевых советских министерствах), а также близкое родство  Горшунова с одним из высокопоставленных российских дипломатов, они не смогут пройти мимо, например, провернутых Горшуновым афер с покупкой земли у причалов, складов у Николаевского порта и многое другое, что Горшунов делал якобы для блага родной компании Bunge, но не забывая положить пару-тройку миллионов долларов и себе в карман.

И кто знает, не за эти ли деньги не так давно Горшунов обзавелся домиком в элитной Конча-Заспе, где цены на недвижимость стартуют от 2 млн.долларов – и стал соседом Левочкина и Живаго?

Или может украденные деньги он инвестировал в покупку квартиры в родной Москве, за которую выложил 3 млн.долл? Или эти деньги пошли на приобретение дома на Ривьере, квартиры в Барселоне  (куда Горшунов частенько летает чартером) или нескольких аппартаментовв исторической части Киева? А ведь всю эту недвижимость господин Горшунов приобрел за пару последних лет.

Казалось бы – ну и что? Воруют-то эти товарищи у частных корпораций, а не у страны? Но так кажется только на первый взгляд. Ведь из-за них Украина недополучила инвестиции и налоги. Это раз. Ну и каждый ворованный этими деятелями у собственного работодателя доллар автоматически увеличивает себестоимость работы корпораций, где они «трудятся». А значит, эти деньги корпорации выдавят из украинских фермеров-производителей, у которых, при сложившейся в Николаевском порту монополии, попросту нет других вариантов.

Ну и самое главное. Подумайте, будь вы инвестором – захотели бы вы вкладывать собственные деньги в страну, где повально воруют не только госчиновники, но даже менеджеры от западных компаний, имеющие кучу дипломов, сертификатов и зарплаты, на которые относительно безбедно мог бы жить, скажем, небольшой поселок? Ответ – очевиден.

А значит, украинской правоохранительной системе пора обращать свои взоры не только на оголтелую коррупцию среди госслужащих, но и на таких вот «менеджеров», которые ради очередной машины или 50-того по счету дома раз за разом втаптывают  нашу страну в глазах международного сообщества в грязь. Тем более, что весь цивилизованный мир, начиная со Штатов, уже не делает различий между коррупцией госчиновника и коррупционером из частной компании.  И наказывает и тех, и других одинаково строго.

Олег Бойко


Теги: Осадчук ВладимирГоршунов ДмитрийЗернотредерыКоррупцияНиколаевский портНиколаевский морской портКапацына Василий

Автор статті:
Олег Бойко
Всі статті автора

Дата і час 03 жовтня 2016 г., 16:36     Переглядів Переглядів: 17442
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041496