АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Как Россия проводит гибридные спецоперации против Украины в соцсетях

Читать на русском
Как Россия проводит гибридные спецоперации против Украины в соцсетях
Как Россия проводит гибридные спецоперации против Украины в соцсетях

В современной гибридной войне информационное оружие используется активнее, чем оружие традиционное, ведь приносит не менее ощутимые результаты малой кровью. Это подтверждают и кибератаки Кремля, и попытки России повлиять на общественное мнение во время выборов в США, Франции и других странах, и использование проблемы мигрантов в Европе и тому подобное.

В начале российской военной агрессии против Украины все информационные операции Кремля были направлены на популяризацию «русского мира» и отрицание возможности существования Украины как государства. Но эти попытки на практике не оправдались. Наоборот, украинская нация консолидировалась и продолжает динамично уходить от Москвы. В частности, по последним данным Центра Разумкова, 92% граждан считают себя этническими украинцами, а украинский язык считают родным 68% украинцев.

Кремль сменил тактику

На смену откровенным пророссийским «ботам» пришли псевдоукраинские, которые навязывают гражданам «эффект присоединения к большинству»

Кремль был вынужден сменить тактику и подходы к воздействию на ум украинцев. Москва начала информационно расшатывать ситуацию изнутри Украины, используя украинских лидеров общественного мнения, журналистов и политиков. В российском бот-центре Ольгино тоже перестроились – на смену откровенным пророссийским «ботам» пришли псевдоукраинские, которые навязывают гражданам «эффект присоединения к большинству».

Вместо категорического тезиса «Украины никогда не существовало» Кремль стал продвигать месседжи «Слава Украине, Порошенко – предатель» и «Украина существует, но она никому не нужна – Европа и Америка бросили Украину». Вместо рисования радикальных образов «хунты» Кремль начал применять риторику, что «украинцев миллионами убивают на Донбассе – надо остановить войну», мол ради кого защитники должны умирать на этой войне, когда олигархи на костях Небесной сотни пришли к власти.

Произошел переход к коварной коммуникации с акцентами на подавление оптимизма и всего победного, а также на обострение пессимизма

Одним словом, произошел переход от агрессивной «топорной» коммуникации, полностью потерявшей свою эффективность среди украинцев, к коварной коммуникации с акцентами на подавление оптимизма и всего победного, а также на обострение пессимизма с целью господства панических настроений среди украинцев.

Пример «безвиза»

Очень ярко это прослеживалось на примере «безвиза». Все время против Украины шла долгосрочная информационная кампания «Украине не дадут «безвиз» – вы там никому не нужны».

Но когда стало известно, что Украина все же получит его, информационные войска врага быстро переобулись и сделали резкое изменение вектора коммуникаций, используя новые тезисы: «теперь украинцы покинут Украину», «безвиз» только на бумаге, а для пересечения границы нужна еще куча документов, еще больше, чем для получения визы», «получили «безвиз», но мы все равно не сможем ездить из-за нищеты и низких зарплат» и т.д.

Кейс с санкциями против российских соцсетей

Другой свежий пример – санкции против российских соцсетей и других компаний. Враг стремительно развернул информационную кампанию буквально через несколько часов после объявления новости. Главный коммуникационный фокус был на попытке подменить объективно обусловленные санкции необоснованной и незаконной блокировкой соцсетей и вообще зачисткой интернета. Для этого использовались тезисы вроде «домайданились и построили диктатуру», «все направлено против обычных украинцев», «Запад осудил цензуру в Украине», «мы повторяем путь России и Северной Кореи» и другие.

Отдельно следует подчеркнуть факт наличия украинских диджитал-агентств, которые предоставляют услуги по информационному сопровождению конкретных политиков и политических сил с использованием «ботов». Подобные методы работы в медиа-сфере часто создают громкие противоречия на информационном уровне в отношении любых вопросов в повестке дня, даже, казалось бы, таких однозначно понятных, каким, например, был запрет участия представительнице России в «Евровидении». И это с радостью использует Кремль, включаясь в подобные распри, для расшатывания ситуации.

Главными целями Москвы является дискредитация «идей Майдана», войны на Донбассе как освободительной, а также запугивание украинцев бесперспективностью

Подытоживая, скажем, что на сегодняшний день главными целями Москвы на информационном поле битвы с Украиной является дискредитация «идей Майдана» (европейский выбор, демократия, свобода слова и т.д.), дискредитация войны на Донбассе как освободительной войны против российских оккупантов, а также запугивание украинцев бесперспективностью.

Противостоять подобным нарративам в соцсетях и других каналах коммуникаций можно только с помощью проактивной государственной информационной политики, которую до сих пор не смогли сформировать и реализовать соответствующие органы. Вместе с развитием критического мышления, это делает украинцев уязвимыми перед дезинформацией и манипуляциями, которые ежедневно используются врагом в завуалированной форме.

АвторАлексей Минаков, политический обозреватель,  Радіо Свобода 


Теги: Российско-украинский конфликтСоцсетиМинаков АлексейРусский мирКремльроссийская пропагандаИнформационные войны

Дата і час 22 травня 2017 г., 14:57     Переглядів Переглядів: 3954
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041167