АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Время работает на всех нас: о декоммунизации, Украине и украинцах

Читать на русском
Время работает на всех нас: о декоммунизации, Украине и украинцах
Время работает на всех нас: о декоммунизации, Украине и украинцах

Где декоммунизация...И вот мы едем из города Днепра в город Кропивницкий. Правда, для этого нам нужно выехать с территории Днепропетровской области и въехать на территорию Кировоградской.

Украинские реалии последних лет выглядят не только трагично ‒ временами они выглядят вполне гротескно. Но никто не обещал, что всем все будет понятно. 

Иногда мы просто не замечаем, в каком спрессованном временном отрезке нам всем выпало оказаться. В наших реалиях об истории не обязательно говорить в прошедшем времени. История, по большому счету, это воздух, которым мы ежедневно дышим. Воздух этот не всегда свежий и целебный, но другого у нас просто нет. Так же, как нет у нас другой истории. Есть эта, с ее длинным и тяжелым послевкусием, с ее травмами, комплексами и страхами. В том числе со страхом переоценки ценностей, со страхом заглянуть в шкаф и увидеть там несимпатичные тебе в целом скелеты. То есть со страхом называть вещи своими именами.

Очень хорошо помню все эти декоммунизационные дискуссии четыре года назад. Помню отчаяние в глазах сторонников памятников Ленину и решимость в глазах тех, кого эти памятники не устраивали. Могло показаться, что главный вопрос был ‒ стоять или не стоять в том или ином населенном пункте ленинской фигуре. Пожалуй, так оно и было, и важность этого вопроса не стоит недооценивать. Ведь защищать тогда, весной 2014-го, выходили не отдельно взятых политиков ‒ защищали и отстаивали потребность избавиться (или необходимость оставить) персонального Ленина в своей голове. Даже не так Ленина, конечно, как все то, что за ним стояло, весь тот набор историко-культурных символов и метафор, сохранившихся по ту сторону линии фронта. Зато по эту сторону линии фронта Ленин не устоял. По крайней мере, его нет на площадях и улицах. А вот остался ли он в головах ‒ вопрос сложный. Хотя чрезвычайно важный.

Как изменилось наше восприятие декоммунизированных имен и фамилий? Наших ‒ я имею в виду не только тех, кто выступал против советского исторического и идеологического наследия еще до того, как это стало «частью государственной политики», я говорю и о тех, кто сомневался, не понимал, считал ненужным и откровенно отрицал. Что сегодня думает рядовой гражданин Украины о памятниках Ленину, которые убрали из его города? Не берусь утверждать, но могу предположить, что не думает вообще. Вдруг оказалось, что незыблемость и неприкосновенность многих мировоззренческих концептов, насаждавшихся нам как нечто, что в принципе не может подлежать ревизии и пересмотру («это наша история», «это наше прошлое»), довольно сомнительна и неясна, а сами концепты легко теряют свой вес и сакральность, стоит только на них посмотреть критически и беспристрастно. Другое дело – насколько мы способны на подобную критичность и беспристрастность. 

Время работает на всех нас

Это довольно странное ощущение ‒ находиться так близко к истории, иметь возможность прикоснуться рукой к ее коже, почувствовать ее тепло, или вообще ‒ изменение ее температуры. Ведь, по большому счету, дело не в переименовании как таковом ‒ любую улицу всегда можно перепереименовать. Дело в тех изменениях ‒ внешних и скрытых, ‒ которые за всем этим стоят. Дело во времени, которое так или иначе работает на нас, на нас всех ‒ и согласных и несогласных ‒ во времени, которое мы проживаем на улицах и площадях наших городов. Ты живешь, привыкая к площади Защитников Украины, и замечаешь, как это название становится частью окружающего пространства, как на него начинают нормально реагировать даже таксисты (которые в принципе не могут нормально реагировать на жизнь), замечаешь, как исчезают из памяти старые названия, а главное ‒ как естественнее без них. Как-то так и должно быть, не так ли?

Вот и в Кропивницком, куда мы наконец приезжаем, нам объясняют, что горожане к новому названию привыкли, что по Кирову не убиваются, что все идет, как и должно идти. А мы и понимаем, что собеседники наши – люди хоть и симпатичные, но предвзятые, что они первыми выступали за отказ от предыдущего названия, и все же слушаем их, анализируем, делаем выводы. Ведь что нам всем остается, когда речь идет о нашей стране? Слушать, анализировать, делать выводы.

Сергей Жадан


Теги: УкраинцыПереименование городовЗакон о декоммунизацииЖадан СергейВремя

Дата і час 06 квітня 2018 г., 14:24     Переглядів Переглядів: 1511
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
07 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.042289