АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Обещали развивать местные бюджеты, а сделали все наоборот

Читать на русском
Обещали развивать местные бюджеты, а сделали все наоборот
Обещали развивать местные бюджеты, а сделали все наоборот

Если рассматривать заявления наших политиков, то Украина идет по пути создания европейского государства. 

Но когда читаешь наши законы и Госбюджет на 2015 год, сразу видно, что говорим одно, а делаем другое. 

Тяжело даже пересчитать, сколько было разных выступлений и высказываний политиков и представителей нашей власти, что нужно проводить децентрализацию и давать больше финансовой самостоятельности местным органам власти (не путайте с сепаратизмом). При этом постоянно заявляли, что Украина сделала европейский выбор и у нас формируется европейская система бюджетов. В реальности действующая власть сделала все наоборот. Вместо расширения экономической свободы регионов, она их лишила даже тех небольших доходов, которые они собирали, зато передала им на содержание большое количество учебных и здравоохранительных учреждений. Понимая, что в этом случае местные бюджеты просто их закроют, так как денег на их содержание не будет. 

Как работает бюджетная система в странах ЕС? Все очень просто: в центральный государственный бюджет поступают, как правило, только НДС и акцизы. Что же касается всех других налогов, то они остаются в местных бюджетах. Как результат, местные органы власти заинтересованы в привлечении инвестиций в регионы, увеличении количества предприятий и работников. Так как это их деньги. Но, самое главное, там местные бюджеты действительно экономически самостоятельные, и поэтому, когда украинцы хвалят дороги, школы и муниципальные больницы в ЕС, то это, прежде всего, благодаря деньгам из местных бюджетов. 

В Украине была и остается старая система, которая осталась еще от СССР. Большая часть налогов собирается в центр, а уже потом Минфин эти деньги распределяет по местам, как правило, с большими проблемами и по коррупционным схемам. И этого никто во власти менять не хочет. Хотя и прошел Майдан. 

Когда принимали госбюджет на 2015 год, под шумок переписали Бюджетный кодекс, и тем самым уменьшили доходы местных бюджетов. Если раньше 100% налогов их физлиц поступали в местные бюджеты за исключением Киева, то теперь в местные бюджеты будет поступать только 75%. В Киеве вообще будет оставаться только 40% от налога на доходы физлиц. При этом областные центры получат налоги на доходы физических лиц 60%, областные бюджеты 15%, а в бюджеты районных центров и других населенных пунктов вообще не будет поступать этого налога. Но зато теперь 10% налога на прибыль предприятий должно поступать в местные бюджеты. Красиво сказано, но обмен не равноценный. 

У нас налогов с физлиц собирается более чем в 2,5 раз больше, чем налога на прибыль предприятий. Кроме этого теперь в центральные органы власти будет перечисляться 75% от рентных платежей за добычу полезных ископаемых, а раньше было 50%. Теперь 20% экологического сбора будет уходить в центральный бюджета, и даже 15% от суммы платежей за внесение в Единый реестр предпринимателей. Большая часть налогов, как и раньше, будет собираться в центральном государственном бюджете. А местные органы власти будут без денег. 

Хотя, для того чтобы компенсировать изъятие денег из местных бюджетов, правительство Арсения Яценюка реформировало налог на недвижимость. И теперь все разговоры сводятся к тому, что за счет увеличения налогов на недвижимость местные бюджеты будут благоденствовать. Еще, как большую реформу, презентуют то, что они поменяли распределение денег между бюджетами областных центров, областными и районными бюджетами, хотя от этого денег больше не станет. 

Все остается по-старому. Местным органам власти опять придется просить Киев о субвенциях и кредитах. Согласно Госбюджету-2015 года местным бюджетам обещают выделить из госбюджета 3 млрд. грн на дотации по медицинским программам, около 43 млрд. грн на образовательные субвенции, около 46 млрд. грн на медицинские субвенции. И еще отдельно базовую, реверсную дотацию и целую коллекцию различных субвенций. Понятно, что это выделение денег будет сопряжено с трудностями, и местные органы власти будут жаловаться, что им недостаточно и несвоевременно выделяют деньги. 

При этом возникает вопрос: зачем правительство Арсения Яценюка оставило неэффективную систему бюджета, которая осталась от СССР, и не хочет переходить на европейскую систему бюджетных отношений? Да, действительно, в ЕС местные бюджеты и регионы намного более самостоятельные, и центральному аппарату приходится постоянно просить у местных бюджетов денег, а не наоборот. В этом случае центральная власть вынуждена учитывать интересы разных регионов и проявлять гибкость. А самое главное, местные региональные власти реально хотят развивать свои территории. У нас же все наоборот. Местным властям вообще неинтересно развивать свои регионы, так как все отбирает Киев, и потом выдает с большим трудом. Проще в этом случае быть бедным и нищим, чтобы больше можно было получить субвенций и дотаций из государственного бюджета. 

Зато как красиво говорили о децентрализации. 

Александр Охрименко 


Теги: Бюджетный комитетБюджет

Дата і час 16 січня 2015 г., 14:26     Переглядів Переглядів: 2932
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
10 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.03851