АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Сильный премьер и вступление в НАТО: как в Украине хотят изменить Конституцию

Читать на русском
Сильный премьер и вступление в НАТО: как в Украине хотят изменить Конституцию
Сильный премьер и вступление в НАТО: как в Украине хотят изменить Конституцию

За год до президентских выборов основные кандидаты и действующие лица отечественной политики практически синхронно раскритиковали Конституцию Украины. Правда, такими месседжами уже давно никого не удивишь.

За время независимости Украины фактически каждый новый президент и состав Верховной Рады Украины грозились переписать Основной закон. Им это часто удавалось. У всех на слуху вечные перипетии вокруг формы правления Украины, распределения обязанностей и ответственности, измененные Конституции 2004, 2010 и 2014 годов.

Очевидно, весь спектр нестыковок сводился к проблеме распределения власти, к вопросу: кто более влиятелен - президент или Рада?

Как попытались ответить на этот вопрос украинские политики - читайте в первой части материала OBOZREVATEL.

Гройсман за усиление роли премьера

“Проблема в том, что украинский премьер-министр не имеет права даже выдать распоряжения, указы. Их принимает только коллегиальный орган. Это размытая ответственность, размытые полномочия. Издать указ премьер-министр также не может - есть только решения правительства, постановления правительства, поручения правительства. Премьер может дать поручение, собрать Кабинет министров, внести представление правительства по определенным вопросам”, - именно так прокомментировал в интервью OBOZREVATEL свою управленческую проблему Владимир Гройсман.

По его логике премьер-министр Украины должен получить инструмент назначения членов своего Кабмина. То есть самостоятельно формировать свой кабинет. Сейчас же данная функция принадлежит президенту - он подает кандидатуры министров обороны и иностранных дел, и Верховной Рада, которая эти кандидатуры голосует.

Смотрите видео по теме

При этом нынешний премьер выступил против смены формы правления в стране. Парламентско-президентская управленческая модель, по убеждению Гройсмана, особо не имеет значения для эффективной работы политиков. Правда, проблему дуализма власти и отсутствие четких границ ответственности между премьером и президентом, все же необходимо решить именно в Конституции

А вот в систему местного самоуправления внести коррективы все же стоит. Речь идет о закреплении в Конституции базовых принципов местного самоуправления. В этом случае центральная власть все же должна иметь механизмы контроля и проверки деятельности тергромад.

“Представители государства с юридическими полномочиями, то есть префекты, имеют право следить за законностью решений руководства громад, выступать на стороне людей и государства… Вообще местное самоуправление базируется на трех базовых вещах. Первое - это полномочия, второе - финансы, третье - ответственность. Полномочия и финансы мы передали, а вот с ответственностью пока проблемы. Надо исправлять”, - считает Гройсман.

Также изменения подлежит и депутатская неприкосновенность. Ее нужно трансформировать, а также закрепить механизм ее отмены. Все эти новвоведени, по словам Гройсмана, парламент может реально принять к следующим выборам - к марту 2019 года.

Оценивая данные предложения, становится очевидным тот факт, что после очередных президентских и парламентских выборов Гройсман видит себя в кресле премьер-министра. Независимо от победителей.

Евроинтеграция Президента Порошенко

В отличие от премьера, президент никаких глобальных предложений не вносил. Учитывая тот факт, что последние 4 года власть фактически принадлежала команде Петра Порошенко, то при желании он мог внести изменения в Конституцию.

Публично об идее что-то изменить в Конституции Петр Порошенко заявил в конце февраля этого года.

Среди основных тезисов президент выделил два главных: закрепление в основном законе курса на Евроинтеграцию и членство в НАТО. По его мнению, такое стремление народа очевидно и должно быть зафиксировано в преамбуле основного закона.

"Стремление к членству в Евросоюзе и НАТО можно было бы зафиксировать в преамбуле к Конституции, для чего достаточно поддержки двух третей от состава Верховной Рады", – сказал он 28 февраля.

При этом с тех пор законопроект в Верховную Раду на эту тематику президент так и не подал.

Еще одна конституционная инициатива гаранта - ликвидация депутатской неприкосновенности.

В этом же случае законопроект уже давно зарегистрирован в парламенте и даже успел получить положительный вывод Конституционного Суда. А сам проект закона предусматривает исключение лишь пункта 3-го статьи 80, в котором и говорится о депутатской неприкосновенности.

Также в законопроекте прописывается термин снятия неприкосновенности - с 1 января 2020 года. По факту, уже для следующего созыва Верховной Рады.


Теги: ПорошенкоКонституция УкраиныВластьГройсман ВладимирКучма ЛеонидПолитикаВыборы Президента

Дата і час 25 липня 2018 г., 13:33     Переглядів Переглядів: 1628
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
08 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041385