АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Киевский транспорт "пересаживают" на электронный билет: как это работает и почему удобно

Читать на русском
Киевский транспорт "пересаживают" на электронный билет: как это работает и почему удобно
Киевский транспорт "пересаживают" на электронный билет: как это работает и почему удобно

"Передайте, пожалуйста", "Водитель, а где моя сдача?" Скоро мы будем слышать эти слова гораздо реже. С 1 ноября в киевском общественном транспорте запустили систему электронных билетов, но пока в тестовом виде. Она позволяет внедрить автоматизированную систему оплаты и полностью отказаться от расчетов наличными.

Введения этой системы мы ждали уже 15 лет, тем временем удовлетворяясь считывающими устройствами и электронными компостерами в метро и на линиях скоростного трамвая. И вот в августе прошлого года, наконец, состоялся тендер на закупку оборудования для наземного транспорта. Согласно распоряжению главы киевской госадминистрации Виталия Кличко, тестовый период продлится год, после чего все мы "пересядем" на е-билеты.

Как это работает?

Общественный транспорт оборудовали валидаторами - специальными считывающими устройствами. В каждом автобусе, троллейбусе и трамвае установят от трех до пяти устройств - все зависит от размера транспорта.

Заплатить за проезд можно:

1. Талончиком с QR-кодом, который вы приобретете в IBox на остановке, в банковских терминалах и киосках.

2. Пластиковой картой, на которую "закинете" деньги за определенное количество поездок через терминалы, интернет или специальные кассы. Схема работает, как и сейчас в метро. Приобрели больше поездок - проезд дешевле.

3. Банковской картой. PayPass тоже будет работать, так что можно прикладывать к валидатору гаджет.

4. Через специальное приложение в смартфоне, чтобы не передавать в давке за проезд карточку или даже смартфон.

5. "Карточкой киевлянина" - с ней каждый билет будет на 50 копеек дешевле.

Конечно, от "зайцев" это все равно не спасает. При игнорировании валидатора, вероятно, будет происходить такая же ситуация, как и при игнорировании компостера, - нарушителей будут выявлять бдительные контролеры. Для этого у них будут специальные мобильные устройства.

Проезд стоит 8 гривен - повышений в Киевгосадминистрации не анонсировали. В планах также создание кабинета пользователя, где пассажиры смогут определять тариф на месяц, квартал или год. Пластиковую карточку можно будет приобрести за 40-50 гривен на станциях метрополитена и в центрах предоставления админуслуг.

В случае если карта на электронный билет лежит у вас без дела год, ее заблокируют в системе, а деньги за неиспользованные поездки не вернут.

Для льготников электронные билеты предусмотрели - их можно получить бесплатно. Возможность льготного проезда тоже сохраняется. Тем же, кто не захочет делать единый билет, или, к примеру, туристам, оставили альтернативу - обычный билет, но за него придется заплатить больше. По предварительным прогнозам, их можно будет приобрести у водителя в 1,5-2 раза дороже.

В коммунальном транспорте валидаторы установили за счет городского бюджета, а вот частники будут делать это за свой счет. Сами владельцы маршруток будут заинтересованы в валидаторах, - так они смогут посчитать льготников и получить дотации за их перевозки. Таким образом, в маршрутках может подорожать проезд. Эксперты прогнозируют, что его цена будет стартовать от 10 гривен.

Зачем это нужно

Сейчас "Киевпастранс" распределяет количество движущегося состава, учитывая только утренний пик, вечернее и межпиковые часы. Утром и вечером просто добавляют пару автобусов, и они то возят воздух, то в них невозможно залезть. В реальности в столице есть 6-7 пиковых периодов, и на разных маршрутах они приходятся на разное время. Когда же необходимо открыть новый маршрут, предприятие просто снимает пару машин с других маршрутов, что еще сильнее уменьшает уровень комфорта пассажиров.

Электронный билет собирает данные обо всех перемещениях общественным транспортом с точностью до остановки. Информация попадает в дата-центр, и таким образом формируется наполненность транспорта по всей столице. Система советует, в какое время на каких маршрутах добавить или убрать транспорт. Город узнает реальный пассажиропоток, а не рисует его с потолка. Такая система учета пассажиров близка к идеальной.

 dqxikeidqxiqqeant

Благодаря электронному билету можно собрать не только информацию о пассажиропотоке, но и о количестве фактически перевезенных льготников.

Сейчас для сбора выручки коммунальное предприятие "Киевпастранс" содержит целый штат кондукторов, контролеров, инкассаторов. Деньги идут на зарплаты и печать билетов, а и из-за отсутствия учета льготников теряется почти половина собранных средств. С электронным билетом не нужны кондукторы, водителям не приходится отвлекаться от дороги на продажу билетов. Сегодня в маршрутках водитель часть отдает в кассу владельцу фирмы, часть иногда кладет в карман - электронный билет позволяет исключить человеческий фактор. Также решается ситуация с повторным компостированием билетов. Пассажир получает возможность лучше проконтролировать трату своих денег. А еще - одним проездным документом можно будет пользоваться и в наземном транспорте, и в подземке.

Электронный билет - крайне позитивное нововведение, считает Владимир Наумов, председатель совета центра реформ транспортной инфраструктуры.

"Перевозчики умышленно занижают пассажиропоток минимум вдвое. Нет 100% учета перевезенных пассажиров - нет справедливого расчета стоимости проезда. Цены растут, пассажиропоток - в тени, а качество обслуживания не улучшается. Электронный учет проезда и прозрачные конкурсы просто необходимы”.

Юлия Красовская, заместитель председателя центра, считает, что отсутствие электронного билета провоцирует необоснованное повышение цен на проезд.

"Я неоднократно утром в час пик оказывалась в ситуации, когда автобус был без кондуктора и контроллера. В итоге 80% ехало бесплатно. Как тогда можно говорить об убыточности - непонятно. Пока не будет е-билета и точной информации по спросу на общественный транспорт, никакое обоснование по повышению стоимости проезда нельзя считать достоверным, потому что убыточность пассажирских перевозок не доказана".

Можно ли было сделать лучше?

Электронный билет обошелся Киеву в 365 миллионов гривен. Финансы пошли на 1500 валидаторов, 300 мобильных считывающих устройств для контролеров, программное обеспечение и монтаж.

Можно ли было сэкономить деньги горожан? Вариант был: возложить на компанию-оператора электронного билета создание пилотного проекта, оплату программного обеспечения и самых валидаторов. Такая компания внедряет проект менее чем за полтора года и заключает с Киевом договор концессии, например, на 10 лет. В течение этого срока она получает процент от выручки или фиксированную сумму ежемесячно. А после все оборудование бесплатно переходит в коммунальную собственность. Тогда Киев проводит новый конкурс на обслуживание системы электронного билета.

Почему же так не поступили? Если компания-оператор заинтересована в выручке, она будет жестко контролировать, куда пойдут средства. Это исключает возможность "распила". Киев же решил выделить бюджетные средства, а это значит высокий риск коррупции.

То, что системой сбора выручки управляет не независимая компания, а "Киевпастранс", несет еще один риск. Для перевозчика появляется соблазн выбирать выгодные для себя маршруты, лучше обслуживать короткие дистанции с большим количеством пассажиров и саботировать не такие выгодные направления.

Как в других странах

Киевская администрация обещает электронный билет еще с 2003 года, но и сейчас мы его получаем немного не в таком варианте, как хотелось бы. Он должен был давать право проезда на определенное время, то есть обеспечить бесплатные пересадки между всеми видами транспорта.

В Варшаве, например, существуют 20-ти, 75-ти минутный, суточный билет, билет на выходные с вечера пятницы до утра понедельника, месячный и трехмесячный. Есть даже групповой билет, по которому до десяти человек могут кататься с пересадками более часа.

А в британской столице электронную карту Oyster Card пополняют на определенную сумму денег, и с этой суммы оплачивают проезд. Это избавляет от махинаций при повышении стоимости проезда, как, например, в киевском метро. Перед последним подорожанием люди запасались несколькими карточками и пополняли их "под завязку".

Но в действительности электронный билет - это только начало. Далее необходимо внедрить новые условия сотрудничества между городом и перевозчиками. Сегодня "Киевпастранс" и частники получают маршрут, а потом собирают столько выручки, сколько могут собрать. Цивилизованный вариант - оплата за километры маршрута. Тогда водители не будут стоять на остановках по несколько минут и устраивать гонки на дороге.

Анна Пешкова, newsone.ua


Теги: КиевПроездТранспортЕдиный электронный билетЕдиный билет

Дата і час 01 листопада 2018 г., 11:13     Переглядів Переглядів: 1757
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041125