АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Порты Украины: шлагбаум как коррупционная стратегия

Читать на русском
Порты Украины: шлагбаум как коррупционная стратегия
Порты Украины: шлагбаум как коррупционная стратегия

Что на самом деле стоит за двусмысленными «обнимашками» руководителей транспортной отрасли Украины? Что любая коррупционная схема в портах страны будет одобрена высшими чиновниками профильного министерства. Расскажем на примерах.

Перед самым Новым Годом Администрация Морских портов Украины наконец-то начала «постить» о своих успехах в росте грузооборота за 11 месяцев 2018 года. Аж на 0,6% долгожданно вырос грузооборот в портах Украины (в китайских портах за это же время вырос на 6% и достиг 8,5 млрд. тонн при наших 125 млн). Про увеличение оборота наших портов на почти 1 млн. тонн говорить можно очень тихо, так как это «достижение» раз в 500 меньше китайского за тот же период. Тем более, что радикально никаких новшеств, солидных инвестиций или изменений в политике привлечения грузов в наших портах новый и.о. менеджмент не может предложить все два года исполнения своих обязанностей.

Однако, даже эта небольшая цифра «подъема» сразу вызвала подозрение. Даже такая маленькая цифра, т.к. сравнение ведется с предыдущими годами: 2017, 2016, 2015... В те годы было беспробудное падение объемов перевалки и, естественно, дохода портовой отрасли в реальном исчислении (не в перманентно «летающей» гривне считать же, в самом деле).

Зная чиновников АМПУ и понимая, что любой повод хоть что-то показать в улучшении ими будет воспринят как причина к новым «обоснованным» премиям за счет возглавляемого госпредприятия, решил проверить цифру «улучшения». Нашел! Оказывается, в объем работы морских портов был добавлен показатель 1,5 млн тонн рыбного порта в Черноморске. Какое имеет к этому порту, его объемам перевалки Администрация морских портов — без допинга понять невозможно. Но дело сделано, и в отчете за 2017 год в этом месте стоял «ноль», в 2018 появились 1,5 млн. тонн «привеса» и почти 500 000% роста в одной только строчке! При том, что в Законе о морских портах прямо сказано, что к рыбным портам Администрация морских аж никак отношения не имеет! То есть, теперь лихо можно самим себе устанавливать и выплачивать премию из бюджета госпредприятия за 2018 год. Одной строчкой, одной позицией в отчете, нарушив профильный Закон, можно показать обществу 500 000% увеличения! Это дорогого стоит! И неважно сейчас, что уже 10 из 13 морских портов Украины показывают минус по сравнению с предыдущим годом и по доходам, и по перевалке. При одной «улучшенной цифре» из рыбного порта премия центральному аппарату будет «непременно и заслуженно»!

Между прочим, падение объемов продолжается и по причалам, за которые 1,5 года назад была битва ценой в миллиард государственных денег в дноуглубление китайцами — в порту Южный для руды от СКМ... Тогда привлечение китайских «днокопателей» портовые и министерские чиновники называли прорывом вселенского масштаба. Сегодня вам уже расскажут, что подобные инвестиции не так быстро окупаются... НАБУ бы не мешало такие «инвестиционные прорывы» проверить: так когда же будет отдача от закопанного китайцами в наше дно нашего же миллиарда?..

К слову, блокадные Мариуполь и Бердянск не досчитались за год по 0,5 млн. тонн грузов, что больно прежде всего для второго, тогда как для Мариуполя это всего 10% объемов перевалки. Например, в неблокадные 2017, 2016 годы падение в том же Бердянском порту было намного более значительным...

Как «вымутить» себе премии из доходов Администрации портов, когда основной доход это — государственные сборы и их расходование строго контролируется? Можно, например, положить государственные сборы на депозит в банке. В иные месяцы 2018 года депозит от АМПУ в банках составлял под 2 млрд. грн., а проценты по депозиту в сотни миллионов можно «конвертировать» себе в премии и неуемный рост зарплат центрального аппарата. И придраться не к чему, так как не портовые же сборы «проедаем», а проценты по депозиту...

Из последних «достижений» АМПУ: план по капитальным инвестициям в 2018-м осваивается только на 20%, да и то в основном за счет ущербного в экономическом смысле дноуглубления в порту Южный под руду. А число персонала в центральном офисе выросло уже на треть, затраты на оплату труда, при перманентно падающей эффективности предприятия, приближаются к миллиарду. и новый офис за миллионы гривен пришлось в центре Киева срочно снимать для разбухшего аппарата, и т. д., и т. п.. Совершенно неважно, что Госаудитслужба выносит убийственный вердикт для любого из подобных менеджеров государства. Важно то, что реакция Министерства инфраструктуры или самой АМПУ на этот вердикт — нулевая, то есть «ви фсе фрете».

Если предыдущие годы портовые чиновники проводили в вояжах по миру с бесконечными «командировками» в Корею, Голландию, Англию и т. д., якобы, перенимая чужой опыт, то в этом году тактика управления АМПУ изменилась. Так как «передача опыта» привела исключительно к банальному расходованию средств госпредприятия, то в 2018-м для бурной имитации деятельности чиновники начали подписывать в гигантских масштабах импотентные меморандумы. По-другому эти бумаги трудно назвать. Их количество уже превышает не только за здравый смысл, но и вообще какой-то смысл. Достаточно набрать в поисковике «АМПУ, меморандум», и убедиться. Тут вам и меморандум о сохранении дорог (теперь заехать в Одесский порт перегруженному грузовику стало на 20 долларов США дороже, так как появилась новая «узаконенная» взятка на воротах порта). Здесь и меморандум с портами Египта (а почему нет такого же меморандума с портами Чили или Новой Зеландии?): какое отношение наши порты имеют к портам Египта — неясно, но звучит же!

Меморандумы с АМПУ посыпались десятками, а «вишенкой на торте» надо обязательно считать подписанный двойной меморандум: АМПУ со своими же портом Мариуполь (бред в чистом виде!) и меморандум порта Мариуполь с портом Нагаро в Италии. Маленький итальянский региональный речной портик удостоился визита целой делегации АМПУ во главе с и.о. Управляющего Р. Вецкагансом для подписания очередного «знакового меморандума»! Оказывается, в этом порту надо провести расширение и изменения для получения экономии украинской частной компанией «Метинвест» в Италии 4,4 млн. евро в год! Именно так и обосновала свой визит в Италию верхушка АМПУ (см. новость). Именно на помощь «Метинвесту» в его итальянском проекте и потратили деньги госпредприятия высшие чины Администрации портов Украины. Не за свой счет и не за счет «Метинвеста» катались наши же чиновники-портовики по Италиям в оплачиваемое нашим государством время...

С заграничной деятельностью АМПУ все ясно. Ездят по миру, ни в чем себе, любимым, не отказывая... В самой Украине дела также обстоят «лучше некуда».

Крупнейшая ассоциация экспедиторов Украины вместе с АМКУ выиграли последний суд у частного шлагбаума при въезде в Одесский порт, то есть у Евротерминала. Знаковое дело в портовой отрасли! Евротерминал даже заплатил многомиллионный штраф в бюджет перед Новым Годом. При полном игноре со стороны АМПУ, естественно. Отдельным решением Евротерминал был обязан открыть грузовикам свободный въезд в порт еще в ноябре. Но что делать, если технологическую схему работы порта утверждает Администрация портов? Ничего не делать — предлагают портовики! «Стратегия» чиновников АМПУ типичная: выжидательная, и пока свободный проезд без оплаты мзды «не светит» клиентам порта. Пусть довольствуются решением суда, которое государственное предприятие выполнять не думает!

С компьютерной программой ИСПС в порту, про которую много уже писали — ситуация полностью идентичная. То есть Администрация портов отправила экспедиторов в АМКУ, дело длится уже 1,5 года. Это при том, что государство Украина активно меняет информационную инфраструктуру в стране (см. статью), сама АМПУ миллиарды откладывает «на потом», то есть в банковские депозиты, частная программа для пропусков в порт (так называемая ИСПС) 5 лет уже выкачивает в коррупционный карман десятки миллионов гривен, а воплотители схемы в АМПУ продолжают творить свои коррупционные делишки, получая за это зарплату от государства...

Интересно и то, что схема портовиков с ИСПС «пошла в новое тиражирование». А именно: изначально Администрация портов, «выкрутив руки», заставила сотни компаний экспедиторов подписать «договор присоединения» (уголовное дело по этому факту, кстати, в производстве), а экспедиторы «пошли по судам» и в АМКУ:

 

 dqxikeidqxitkant

Такой «договор присоединения» отличается от обычных хозяйственных договоров тем, что туда нельзя вносить изменения, и несогласные с ним сразу остаются без работы в портах. То есть это — классическая коррупционная «схема», как оставить на подведомственной территории только тех, кто готов «чехлиться», а остальных вышибить технически, одним договором-действием.

Перед самым Новым Годом эта «классика портового жанра» снова пошла в действие. Опять «любимый» в АМПУ «договор присоединения» — только уже с агентами судовладельцев в морских портах. Вышел приказ АМПУ № 367-П-АМПУ- 18 от 03.12.2018 — и снова уже агенты в суде пытаются остановить крайне зловредное для отрасли «очередное шлагбаумное начинание» АМПУ. Большие начальники от имени портовой отрасли по-другому, как через суд, с клиентами портов уже не общаются... Дело слушается в административном суде г. Киева № 640-21656-18, по делу выносится отдельное определение от 24 декабря, которым действие зловреднейшего приказа АМПУ останавливается. Но в Администрации продолжают настаивать на своем. Экспедиторы со своей стороны предупреждают морских агентов: если Приказ АМПУ № 367-П-АМПУ-18 начнет действовать, то схема, аналогичная предыдущим типовым «шлагбаумным схемам» по «вышибанию» из портов тех, кто не согласится нести мзду за право заниматься бизнесом в порту, заработает на многие годы. И уже тогда пресечь произвол Администрации портов будет крайне затруднительно. Очередной шлагбаумный запрет только уже для другой части бизнеса в портах. И это при том, что Законом о портах в обязанности чиновников Администрации входит: 

Однако, в привычном хамском стиле, Администрация разделяет агентов на тех, кто вынужден согласиться, и тех, кто не согласен с ее приказом. Определение суда об остановке действия приказа Администрации появляется перед самым Новым Годом, а несогласных уже предупредили, что с 2019 их работников в порты пускать не будут, бизнес для них заканчивается. Останутся только «поклонившиеся в ноги» Администрации портов и согласные платить чиновникам. Руки экспедиторов — выкручены, и очередной произвол будет твориться до тех пор, пока после долгих праздников не соберутся портовые начальнички и не начнут вальяжно решать, что же делать, когда есть определение суда на их незаконный Приказ ... Агентам за время простоя в долгие праздники никто зарплату не заплатит. А вот с зарплатой в Администрации портов по высшим расценкам — «не заржавеет». Премию сами себе также подгонят вовремя. Благо, рыбный порт помог с отчетом в 2018-м ...

В портах Украины сегодня фактически два самых больших источника доходов: от деятельности экспедиторов и от деятельности агентов. Подавляющая часть доходов Администрации идет именно из этих двух источников. Для чего Администрации портов вступать в постоянно длящиеся конфликты сначала с экспедиторами, а затем и морскими агентами, объяснить можно исключительно непрекращающимся спросом чиновников на «левые доходы». Цель — заставить и экспедиторов, и агентов стоять перед шлагбаумами в порты и выпрашивать у чиновников самой Администрации разрешение на бизнес. Небезвозмездно, естественно. Основной же деятельностью можно и не заниматься, путешествуя по миру за казенный кошт, впаривая правительству и общественности импотентные меморандумы для отчетов, раздувая штаты, зарабатывая на депозитах, размещая государственные деньги (портовые сборы) в банках и занимаясь прочей псевдо-реформаторской деятельностью.

И последнее: обжаловать действия Администрации морских портов уже два года некому.

Министр инфраструктуры, в порывах легитимизации полного провала в портах, перманентно обнимается с и.о. главы АМПУ в позах, достойных разве что специфических журналов.

Что выражают эти постоянные двусмысленные «обнималки» для руководителей транспортной отрасли такого уровня, трудно понять даже с человеческой точки зрения. Однако, чисто с профессиональной или бизнесовой точки зрения такое поведение — ясный сигнал любому западному инвестору, что каждая «хотелка» от Администрации портов будет поддержана самим министром. А любая коррупционная схема в портах Украины будет одобрена высшими транспортными чиновниками страны.

Результат этих «обнимашек» — в отчетах и министра, и Администрации портов. А хуже всего, что даже этот плохой бумажный результат не может точно отразить напрочь угробленный имидж Администрации портов (фактически — портов Украины) среди специалистов реального, а не гламурного бизнеса, среди клиентов, то есть экспедиторов по всему миру, среди морских агентов, представителей иностранных судовладельцев в наших портах.

Отсутствие инвестиций, реформ, отсутствие прогресса в изменении законодательства в транспортной сфере (всего 5% или наихудший посекторальный результат сближения национального законодательства к положениям acqis ЕС по Соглашению про Ассоциацию) и т. д. — реальная цена как многочисленных портовых шлагбаумов, так и постоянных объятий высших чиновников от транспорта друг с другом. Фальш не скроешь гламуром, не закроешь шлагбаумами. В портовой отрасли работают десятки тысяч украинцев, связаны с ней — сотни тысяч. Можно только надеяться, что после смены власти в 2019-м, новые руководители отрасли наладят честный рабочий диалог с коллективами, а не будут продолжать перманентный провал в портовой отрасли Украины.

Александр Захаров, Одесса; специально для издания Аргумент


Теги: ГрузыАМПУАдминистрация морских портовПорт

Дата і час 28 грудня 2018 г., 11:08     Переглядів Переглядів: 2933
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
05 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.040657