АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Черное золото. Почему аграрии зарабатывают все больше, а «село гине»

Читать на русском
Черное золото. Почему аграрии зарабатывают все больше, а «село гине»
Черное золото. Почему аграрии зарабатывают все больше, а «село гине»

Сельские общины и крестьяне-собственники паев в Украине получают значительно меньше доход с земли, чем агробизнес - при нынешних правилах пользования и налогообложения земель. Фундаментальная причина такого положения - в отсутствии полноценного рынка.

Из почти $270 добавленной стоимости, которую в среднем генерирует украинский аграрный сектор с 1 га сельхозземель, сельские общины в виде различных налогов получают меньше $15. И этот разрыв растет с каждым годом. Более того, за последние 20 лет в реальном выражении выгода общин уменьшается, а выгода агропроизводителей наоборот - растет. Сохраняя нынешний подход к налогообложению, основанный преимущественно на нормативно-денежной оценке земли, практически невозможно рассчитывать на успех реформы децентрализации и развитие села. Об этом свидетельствуют расчеты, приведенные ниже.

Конфликт интересов между агропроизводителями и сельскими общинами

Поскольку земля является основным производственным ресурсом для агробизнеса, он заинтересован в как можно более дешевом использовании этого ресурса. В то же время земля является одним из основных ресурсов развития сельских территорий: общины получают доходы от налогообложения сельхозугодий. А владельцы паев - от аренды. Соответственно, как владельцы, так и местные органы власти заинтересованы в как можно более высокой стоимости этого ресурса.

То есть очевидно присутствует конфликт интересов. Ниже я покажу, почему в этом «конфликте» агробизнес выигрывает с «разгромным» счетом, как на это влияют установленные государством правила игры, и как можно достичь баланса интересов.

Роль земли в формировании бюджетов сельских общин

Бюджеты сельских общин сейчас очень зависят от трансфертов из Государственного бюджета - в среднем на 60-80%.

Налоговые поступления - вторая по весу статья доходов местных бюджетов (15-30% в среднем), и в структуре собственных бюджетных доходов налоги являются основным источником. Именно на налоговые поступления приходится около 95% доходов ОТГ. Причем два крупнейших налога - подоходный налог [1] (НДФЛ) и единый налог или акцизный сбор - составляют, как правило, преобладающую долю доходной части бюджета ОТГ (65-80% - без учета трансфертов). Однако для большинства сельских общин НДФЛ - недоступен, его получают только ОТГ и районные бюджеты [2]. Создание ОТГ же происходит довольно медленно и вряд ли завершится в ближайшие 3-5 лет.

Земля генерирует налоговые и неналоговые поступления местных органов власти по следующим основным статьям:

  1. налог на землю,

  2. арендная плата за государственные и коммунальные земли,

  3. единый налог 4-й группы упрощенной системы налогообложения,

  4. налог на доходы физических лиц, в том числе полученные от сдачи в аренду паев.

В Украине базой налогообложения для первых трех названных статей дохода является нормативная денежная оценка земель (далее - НПО), которая рассчитывается по утвержденной Кабмином Методике. Во времена Независимости она менялась лишь дважды. Впервые - в 1995 году [3] (с ежегодной индексацией). Тогда в основу был положен рентный доход, который создавался при производстве зерновых культур в 1988 году (то есть при значительно низшей урожайности, искусственным ценам и абсолютно иным экономическим отношениям). Второй - с 1 марта 2017 года, когда вступила в силу новая Методика с новыми нормативами капитализированного рентного дохода [4].

Все вышеперечисленные налоги и платежи рассчитываются как процент от НПО [5]. Не углубляясь в тонкости и правильность расчета рентного дохода и нормативной стоимости земель для целей этой статьи достаточно отметить, что номинальная денежная стоимость имеет весьма незначительную связь с настоящей (рыночной) стоимостбю земель.

Почему аграрии все меньше платят на развитие сельских территорий в реальном выражении

В рыночной экономике основным фактором, который формирует стоимость земель сельхозназначения, является доходность агробизнеса, а потому в нормальных рыночных условиях можно ожидать синхронное движение цен на землю и доходов в агробизнесе. В Украине (рисунок 1) темпы роста НПО, которые определяются административно, существенно отстают от темпов роста доходности аграрного сектора. Так что номинальная денежная стоимость «не успевает» за ростом доходности, аграрии все меньшую и меньшую долю своих доходов отдают на развитие сельской местности в виде налогов и платежей. Более того, в 2018 году НПО в среднем еще и снизилась по новой Методике. Это уменьшило налоговую нагрузку аграриев и в номинальном выражении.

Если анализировать реальные цифры (номинальные скорректированные на инфляцию), то картина будет еще более впечатляющей. С одной стороны реальный рост аграрного сектора в течение прошлых 20 лет составил 50%. Однако реальная НПО уменьшилась почти на 70%! (см. Рисунок 2). Иными словами, «покупательная способность» сельских общин и соответственно их способность к финансированию своего развития за эти годы существенно уменьшилась.

Вот пример, который красноречиво иллюстрирует результат подходов к налогообложению аграриев в нынешних условиях функционирования рынка земель. За 2017 год совокупный объем уплаченного аграриями единого налога четвёртой группы (пункт 3 из списка выше) составил 4,27 млрд грн. То есть в расчете на 1 га сельхозземель, находящихся в обработке аграрными предприятиями, налоговая нагрузка составляла лишь $8.Это крайне мало, учитывая $270/га [6] добавленной стоимости, которую в среднем сгенерированный аграрный сектор в 2017 году.

Рисунок 1. Динамика номинальной добавленной стоимости и НПО в сельском хозяйстве

Динаміка номінальної доданої вартості та НГО в сільському господарстві dqxikeidqxiqqeant

Источник: World Bank WDI (2018) и Госгеокадастр

Рисунок 2. Динамика реальной добавленной стоимости и НПО в сельском хозяйстве

Динаміка реальної доданої вартості та НГО в сільському господарстві

Источник: World Bank WDI (2018), Госгеокадастр и Госстат

С другой стороны, налоговые обязательства по пункту 4 упомянутого выше перечня (это налог на доходы физических лиц по сдаче в аренду паев - НДФЛ) зависят от фактической рыночной цены за аренду паев. То есть ключевое отличие между различными налогами за пользование землей - разная база налогообложения, и как результат - совершенно противоположные картины.

Сейчас в частной собственности около 7 млн граждан Украины находится около 27 млн. га сельхозземель - так называемых паев. Большинство из этих паев арендуется сельхозпредприятиями. В среднем по Украине граждане-собственники паев в 2017 году получили 1369 грн арендной платы за гектар  или около $50 за га. В то же время, аграрный сектор в 2017 году сгенерировал около 7200 грн ($270) добавленной стоимости в расчете на 1 га сельхозземель или 9540 грн ($349) на 1 га пашни.

Из этих цифр можно сделать вывод, что аграрные производители получают значительно большую часть земельной ренты, чем владельцы паев и сельские общины. Однако Рисунки 3 и 4 также свидетельствуют о том, что распределение земельной ренты между аграриями и владельцами паев постепенно будет выравниваться, если стоимость аренды и в дальнейшем будет расти опережающими темпами по сравнению с добавленной стоимостью. Более того, отмена моратория и устранения других искажений на рынке аренды ускорят процесс выравнивания распределения прибыли от земли между агробизнесом и владельцами, а для владельцев паев это означает, что они будут получать в несколько раз выше доходы.

Для сельских бюджетов это означало бы увеличение налоговых поступлений от НДФЛ от аренды. А в случае, если бы реальная рыночная стоимость земли была единственной базой для всех налогов, такую же динамику должны иметь и налоговые поступления в сельские бюджеты от земельного и единого налога четвертой группы.

Рисунок 3. Динамика номинальной добавленной стоимости в сельском хозяйстве и стоимости арендной паев

Динаміка номінальної доданої вартості в сільському господарстві та вартості орендної паїв

Источник: World Bank WDI (2018) и Держгеокадастр

Рисунок 4. Динамика реальной добавленной стоимости в сельском хозяйстве и стоимости арендной паев

Динаміка реальної доданої вартості в сільському господарстві та вартості орендної паїв

Источник: World Bank WDI (2018), Держгеокадастр и Госстат

Три варианта, как исправить ситуацию

Сейчас на поверхности есть два довольно простых, но несистемных способа решения этой ситуации:

  1. повышение ставок налогов

  2. значительная корректировка номинальной денежной стоимости в сторону увеличения. Это может временно исправить ситуацию, однако ежегодная корректировка НПО потребует постоянных обсуждений и политических торгов с непонятным результатом.

Третий вариант потребует больше усилий, однако приблизит объемы налогов и сборов от аграриев к их подлинным экономическим возможностям, и это, в свою очередь, даст значительный ресурс к развитию сельским общинам. Речь идет о введении налогообложения на основе массовой оценки земель. Такой путь будет требовать отмены моратория на куплю-продажу земель сельхозназначения, поскольку массовую оценку нужно проводить на основе рыночных цен. Однако это позволит определять налоговые обязательства аграриев и владельцев паев на основе реальных рыночных цен, что, в свою очередь, должно значительно увеличить доходы сельских общин, что позволит улучшить условия жизни на селе. И, в конце концов, сбалансирует интересы сельских общин и аграриев.

Без изменения правил игры несправедливость распределения земельной ренты между агробизнесом с одной стороны, и сельскими общинами с другой сохранится. Все более вопиющей она становится в части разрыва между реальными доходами аграриев и налогами, которые они платят в местные бюджеты. Уменьшение реальной стоимости этих платежей ставит под угрозу дальнейший процесс децентрализации и создания ОТГ, особенно для общин с ограниченными ресурсами развития.

Олег Нивьевский, Киевская школа экономики, проект «Поддержка прозрачного управления земельными ресурсами»; опубликовано в издании  VoxUkraine


Теги: БизнесАграрииУкраинаЗемля

Дата і час 17 січня 2019 г., 12:21     Переглядів Переглядів: 2169
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
07 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.040315