АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Порты Украины: место, где нет Государства

Читать на русском
Порты Украины: место, где нет Государства
Порты Украины: место, где нет Государства

С новым министром, с обновленным составом профильного комитета Верховной Рады, вроде бы, должна была начаться и новая жизнь украинских портов. Посмотрим на ситацию со стороны.

“…Куда ни глянь, под показухой всенародного небывалого  подъема и монолитного единства партии и народа, под трудовыми вахтами, под соцсоревнованиями в честь различных химерических праздников идет, по мнению Сатаны, разрушительная работа двухсот пятидесяти миллионов рыл против одной из заповедей – “не     воруй”.

Юз Алешковский. “Рука”

Весьма активно начались увольнения начальников портов. Только за последние дни были уволены начальники в Одессе, Черноморске, Белгород-Днестровском, по хитрой процедуре увольняется начальник Николаевского порта (2 октября в Николаеве министр В.Криклий передал главе Николаевской ОГА А.Стаднику представление на увольнение начальника порта С.Митченко). Как ранее отмечено прессой: “Винницкий почтальон Войтко В.В. (начальник Одесского порта в последний год) только в 2018 году облегчил бюджет порта в пользу своей зарплаты и “стимулирующих выплат" на общую сумму 5,2 млн гривен, при том, что порт не выполнил план по чистым доходам и стремительно вошел в убытки”…

А раньше этого видно не было? А о криминальных схемах с государственными буксирами “сладкой парочки” вчерашних винницких почтовых начальников в Одесском порту разве не “кричали СМИ? Или о то, что церемониальный глава Администрации морских портов Украины (АМПУ), т. е. Райвис Вецкаганс, даже выговор не может объявить главе филиала или начальнику порта без письменного согласия Министерства - разве не знали в МИУ? Впрочем, и с этими увольнениями еще не все ясно, так как по иным сведениям уволенные “руководители” ушли в длинные отпуска с солидной материальной надбавкой “на оздоровление перед увольнением”. А потом пойдут на «больничные». Схемы с такими зарплатами на госпредприятиях уже отработаны!

Про что общественность не знает - так это про то, что начальники портов - “пустышки”, всего лишь “смотрящие” за процессом в пользу кармана высших киевских чиновников. И именно благодаря министерству инфраструктуры эти должности в последние годы обильно заполнялись почтальонами и отставными ментами. За редким исключением, наши государственные портовые предприятия уже ничего не грузят самостоятельно, а их “руководители-смотрящие” только “согласовывают” объемы “откатов” в Киев…

А, кроме того, отдельно еще раз “согласовывают” и собирают портовые сборы всех видов руководители филиалов Администрации портов там же, то есть в тех же наших портах. Где уже сидят и “доят” государство и бизнес первые надсмотрщики за процессом и дополнительно вторые надсмотрщики - “усвоители государственных портовых сборов”. Такая чисто криминальная и провальная для государства схема была выстроена во времена Януковича. Чтобы ни один “живой доллар” не проскользнул мимо “кассы”. При президентстве Петра Порошенко эта криминальная схема была незначительно трансформирована министерством инфраструктуры и поныне выдает устойчивый набор коррупционных потоков с завидной постоянностью. Только успевай расследовать…

Для отвлечения внимания украинцев от коррупции, придания “западного вида” действу под названием “портовых реформ” в руководство отраслью был подставлен церемониально-импозантный и.о. руководителя (уже три года!) гр-н Вецкаганс, а со времен прихода к власти тех, кто “жити по-новому”, в портах начала муссироваться тема “концессий”. Если при министре Андрее Пивоварском тема была разбита в пух и прах журналистами, и тому министру просто не хватило пиара, чтобы тему “протолкнуть”, то министр Владимир Омелян в своих концессионных потугах преуспел, заставляя государство тратиться на пиар “золотой” для нескольких человек в государстве, но убыточной для самого государтстве идеи. Хорошо, что про “Хатчисон”, гиперлуп и прочие безумные “идеи” с уходом министра сразу же забыла его обслуга. С концессией хуже - не молчат.

Например, очередная презентация в шикарной гостинице со всеми сопутствующими государственными расходами на приезд-прием министра, депутатского корпуса, гостей и обильной портовой челяди. Реально десятки миллионов гривен были уже выброшены из бюджета госпредприятия АМПУ только на продолжение безумного проекта с парой небольших зерновых элеваторов в степях Украины. А сколько еще собираются “освоить”, то есть выбросить освоители концессионного “флуда”? Когда, наконец-то, хотя бы проверяющие органы, аудиторская палата соберет воедино все эти расходы и предъявит: “Это - что? Только чтобы отдать в мутную схему пару причалов в небольших портах, вы столько денег “растрынькали” по презентациям? Ради чего?!Расходов на показуху уже больше, чем государство сможет когда-то заработать даже теоретически…“

Пока в Украине идет вялотекущее “концессионное реформирование” отрасли, чем же занимаются конкуренты украинских портов?

  1. На направлении север-юг нужно “поздравить” соседей. После запуска в этом августе 38-го причала Новороссийска под вместимость контейнеровозов в 10 000 ТЭУ, про контейнерный транзит в Россию украинцам лучше забывать на пару десятилетий. Эта ситуация увеличит ставки фрахта на украинские порты, так как направление Стамбул-Новороссийск с наибольшими для Черного моря судами, а главное со своей грузовой базой, центр сосредоточения грузопотоков Черного моря от одесских портов на северо-восток. А самое главное - еще раз дает понять даже неспециалистам, что именно наличие собственной грузовой базы является основой для развития портов, углубления причалов и прочих “около-политических” проектов. В России есть такая грузовая база (пока), и своим делиться с Украиной там не собираются. Нам “стрелять” пока нечем. Даже имея терминалы с такой же глубиной и склады раз в пять большей контейнеровместимости (порт Черноморск уже несколько лет не перегружает контейнеры за их полным отсутствием для него), нас осознанно вышибли из конкуренции за транзитные грузопотоки.

  2. На направлении запад-восток также ничего хорошего. Близится крах политической идеи без экономического смысла “Новый шелковый путь”, “Один пояс - один путь” и т. д.. С 2020 года ни правительство Китая, ни местные власти не хотят больше доплачивать железнодорожным перевозчикам на этих путях из бюджета китайцев и, естественно, эти пути быстро “схлопнутся”. Экономики в этих проектах не было, была политика, пиар и болтовня (полная аналогия нашей “концессии в степях Украины”). Результат для специалистов был прогнозируем. Доставить грузы из Китая морем в любую точку Европы эффективнее и проще, чем железной дорогой. В этой ситуации обслуживание транзита запад-восток полностью переходит к Констанце в Румынии и Поти в Грузии. Тем более, что правительства этих стран понимают происходящее, а наличие транзитной грузовой базы, деньги ЕС в развитие транзитного хаба в Констанце с подсоединением перевозок по Дунаю в глубь Европы отличная возможность и для Румынии, и для Грузии. Но не для Украины. К сожалению, хотя и полностью объективно. Наша территория и во всех китайских планах “не блистала”, но все же…

     dqxikeidqxidant

  1. Нельзя обойти вниманием и новые возможности для грузовладельцев, которые создает Турция в борьбе за рынки перевозок в Среднюю Азию, Иран. Сотни частных паромов уже “шатлами” перевозят тысячи грузовиков вдоль всего южного берега Черного моря от Стамбула до таможенных переходов в Грузию на восток, а турецкие железнодорожные артерии все успешнее замыкают “полу-шелковый путь” из Европы в страны Закавказья и Средней Азии. В начале 2020 года объявлено о стабильном железнодорожном соединении Стамбула с Ираном. Ни по географии, ни по экономике Украина и близко не стоит рядом. Как бы ни хотелось украинским политикам, какие бы красивые проекты им не рисовали их штатные прожектеры и их же штатные аферисты.

Можно только вспоминать, как еще 20 лет назад сотни украинских дальнобоев постоянно возили турецкие грузы и грузы ЕС в Россию (до Урала) и Казахстан. В ближайшее время этого уже не будет: наше место уже прочно занято турками, румынами, грузинами и другими соседями. Причем, занято вполне естественно, создавая новые преимущества для свободного и логистически правильного перетекания грузопотоков через их территории. Эффективная логистика и правильная конкурентная позиция за чистую транзитную работу по своей территории, а не пиар и безумные проекты за счет государства от наших “керманычей” правят балом в транспорте. Чем же уже многие годы занимаются руководители “транспортного цеха Украины”.

Например, и министр А. Пивоварский, и В. Омелян дважды с разницей в год открывали “шелковый путь” из Черноморска в Поти. Обещали заработки в миллиарды долларов на каждого… Проект ничего не принес, “сдулся”. Далее, еще раз дважды, лично открывали контейнерный терминал Одесского порта с проваленным волноломом, обильно убеждая общественность, что сотни судов-контейнеровозов уже стоят под Одессой в ожидании подъема волнолома, чтобы разгрузиться… Как стоял пустым терминал за миллиард долларов, так и стоит пустым спустя 4 года после торжественных открытий министрами.

За последние 5-6 лет транзитные возможности Украины настолько снизились, что сегодня порты показывают менее 5% перевалки транзитных грузов, причем это практически полностью уголь и руда. То есть достаточно спорные для долгосрочной перспективы грузы. Таким образом, самостоятельно (отдельная благодарность коррумпированной таможне) или с помощью северного соседа Украина практически избавлена от транзитных грузов и может только обильно и безрезультатно рассказывать о своих транзитных возможностях в портах и на железной дороге.

В такой ситуации все потуги наших портов определяются исключительно местными, локально-украинскими возможностями экспорта и импорта. Именно через эту простую постановку вопроса (уровень 2-го курса транспортного института) не смогли перепрыгнуть предыдущие министры инфраструктуры Украины, впавшие в прожектерство в планировании деятельности и реформировании портовой отрасли. А аферисты-создатели Администрации морских портов именно на это и рассчитывали, то есть на полную профессиональную неподготовленность министров к транспортной работе.

Причем, кроме дополнительно расцвета привычных коррупционных схем в портах, за последние годы добавился еще и бесконтрольный грабеж отрасли через заоблачные для Украины зарплаты высшего персонала, раздувание штатов АМПУ, бесконтрольный рост административных расходов, трат на пиар и т. д.. Естественно, с подыгрыванием  самого министерства и уже нового правительства.

Какое отношение имеет дноуглубление аж под 15-тью причалами к “эффективности функционирования предприятия морского и речного хозяйства” знают только те, кто эту “тему днокопания” вдувают в уши новому руководству страны. И ведь уже вдувают! 

А к чему приведет в действительности последняя инициатива нового Премьера “15 причалов по 15 метров глубины”?

Во-первых, в Администрации портов начнут создавать 15 новых департаментов, набирать персонал и выдумывать обоснования для очередного повышения зарплаты высшему руководству самой Администрации! Именно так и поступали в этой Администрации все последние годы.

Во-вторых, из Администрации, прогнозируемо, никто не возьмется объяснять премьер-министру, профильному министру (неспециалистам в создании и обслуживании грузопотоков), что их идея, без четкого понимания “что возить и перегружать” - очередной пузырь и исключительно повод для “облегчения бюджета” страны через Администрацию портов. А зачем объяснять, когда можно неплохо заработать на некомпетентности высшего руководства страны? Дважды заработать: и в зарплатах, и в коррупционных схемах дноуглубления - вечная тема! А министры пусть продолжают пиариться, бюджеты и не такое стерпят…

Что действительно сейчас нужно портовой отрасли Украины, так это:

- переосмысление провалов,

- жесточайшая “рубка” всех коррупционных схем,

- реальная реформа с жестоким сокращением излишнего персонала и сокращением расходов,

- отдельные программы реформирования для малых портов,

- повышение технологической эффективности процесса в больших портах (не создание рабочих мест, а повышение отдачи от уже созданных),

- диджитализация всех технологических процессов.

Но для этого нужны не постоянные “обнимашки” и совместные фотосессии руководства Администрации портов с министрами, а честная дискуссия о путях развития отрасли в условиях сокращения грузовой базы для портов, диалог с профессиональной общественностью и хотя бы немного патриотизма. Не в смысле театрально позировать под Гимн в вышиванке, а в смысле начать, наконец, мыслить государственными категориями. Именно от последнего напрочь избавлены “варяги” в управлении портовой отраслью Украины. Чистый заработок на грандиозных провалах в чужой для них стране, и ничего более.

Александр Захаров, cпециально для издания Аргумент


Теги: ГП Администрация морских портов Украины (АМПУ)АМПУКоррупцияМорские портыПорты

Дата і час 07 жовтня 2019 г., 11:59     Переглядів Переглядів: 2553
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
10 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.038995