АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Встреча бизнеса с Зеленским: говорили долго, но явно без толку — мнение

Читать на русском
Встреча бизнеса с Зеленским: говорили долго, но явно без толку — мнение
Встреча бизнеса с Зеленским: говорили долго, но явно без толку — мнение

Никто не против инвестнянь, реформ, в том числе земельной, судебной системы и защиты прав инвестора. Но нельзя жить в стране выборочной справедливости…

Хочу рассказать свои впечатления от встречи нескольких бизнес-ассоциаций с президентом Владимиром Зеленским, — пишет сегодня в в LIGA.net учредитель группы компаний Текстиль-Контакт, член Совета директоров СУП Александр Соколовский.

Сразу предупреждаю всевозможных хейтеров — я в курсе про ширму, подтанцовку и прочие напрашивающиеся характеристики формата подобных встреч президентов с бизнесом. Как и то, что часто они превращаются в очередной «плач Ярославны», а кому повезет, то в точечное решение текущих озвученных конкретным предприятием проблем.

Потому не обольщаюсь, что такие встречи могут кардинально что-то изменить. Но зародить сомнения у президента в действиях его команды, которая умеет ему очень красиво рапортовать и пиариться, они могут. Потому я и согласился на встречу, тем более она была в достаточно узком формате — по семь человек от СУПа (куда входит моя компания), ЕВА и АСС.

Ну и всегда интересно других послушать, а то в ежедневной  суете иногда голову поднять некогда…

Начало было запланировано на 17.00, задержка была, но всего получасовая. Так что удалось пообщаться с коллегами, обменяться новостями и послушать, как им работается. Как обычно, сферы деятельности разные, а проблемы у всех похожи.

Рассказал всем, что  буквально перед приездом на Банковую я был еще на одном круглом столе в Федерации работодателей Украины, где несколько часов происходило публичное обсуждение принятого Верховной Радой во втором чтении «закона фискализаторов» №1210.

Я уже писал о своих тревогах по поводу принятия этого закона, и они совпали со всеми участниками дискуссии — экспертами по налоговым и дерегуляционным вопросам, депутатами, владельцами бизнесов, финдиректорами, бухгалтерами, аудиторами. Общее мнение — закон проблемный и опасный для экономики и бизнес-климата.

Основные проблемы налоговой реформы по закону №1210:

— его главная концепция — в презумпции виновности налогоплательщика;
— усложняется документооборот и критерии контролируемых операций;
— каково придется бизнесу, когда в нынешних сложнейших контрактах инспектора-фискалы (а судьи кто?) будут уполномочены на свое разумение устанавливать, существовала ли «деловая цель» сделки;
— грядущая вслед за этим криминализация налогового кодекса — ведь любой выставленный штраф свыше 800 000 грн (который теперь), моментально превращается для директора и главбуха в открытие уголовного производства, в рамках которого может быть допрошен любой сотрудник.

Затем оно передается в суд или бесконечно тянется пока «не порешаешь»… Там еще изучать и изучать.

Но наш менталитет таков (даже если это касается владельцев бизнеса или директоров), что пока к ним не придут на проверку, не впаяют огромный штраф или не предложат договориться «с половины», они не видят проблемы и не читают новые законы…

Поэтому решение ФРУ (как, уверен, и многих других бизнес-объединений) — просить президента наложить вето на закон №1210.

Ну а встреча с Зеленским хоть и началась с небольшой получасовой задержки, но потом никто не скомкал, как мы опасались, и разговор затянулся более чем на два с половиной часа. О чем говорил президент, повторяться не буду. Ничего кардинально нового не услышал.

Перед тем, как дали слово представителям СУП, говорили представители Европейской бизнес ассоциации (ЕВА) и американской (АСС). В основном выступали крупные инвест-банкиры и импортеры (Henkel, Nestle), промышленников не было.

Томаш Фиала (Dragon Capital) похвалил президента, что в Украине стала гораздо лучше макроэкономическая ситуация, что деньги привлекаются (одалживаются) под самый выгодный процент, и что Нацбанк ведет свою политику и сохраняет независимость. Подчеркнул, что ему нравится и турборежим парламента.

Анна Деревянко (ЕBA) рассказала, что хоть очереди из инвесторов нет, но ЕВА в целом все устраивает и продолжающееся сотрудничество с МВФ в том числе…

Елена Кошарная (Horizon Capital) открыто и смело заявила президенту, что вокруг него прекрасная команда в экономическом блоке, включая присутствующих на встрече министра экономики Тимофея Милованова, министра финансов Оксану Маркарову и главу комитета, автора закона №1210, Данила Гетьманцева: «Мы их поддерживаем и просим Вас поддержать!».

Алессандро Дзанелли (Nestle Ukraine) — очень хорошие тренды по укреплению гривны.

Было еще несколько выступлений, и, как написала модератор встречи Юлия Ковалив:

«Предмет розмови — як зробити Україну привабливою для інвесторів. Відбувся відкритий та чесний діалог, де кожен мав можливість сказати про те, що болить, і висловити своє бачення змін, які необхідні державі, аби стати інвестиційною Меккою.

Бізнес відзначає відчутний прогрес у тих напрямках, про які раніше представники влади тільки говорили: макроекономічна стабільність, реформа митниці, демонополізація Укрспирту, робота над земельною реформою, збереження незалежності Нацбанку, мікрокредити для бізнесу.

Проблемні точки, на яких наголошували всі представники бізнесу однакові:
⁃ судова система, якій не вірять;
⁃ довіра до державних інституцій;
⁃ значна частка тіньової економіки;
⁃ необхідність запровадження простої та зрозумілої системи адміністрування податків…»

Потом получилось высказаться и мне. Попробую коротко о том, что успел сказать:

— Долго слушал и создалось впечатление, что все у нас хорошо и благостно. Но похоже, что отечественный бизнес живет в одной реальности, а власть, инвест-банкиры и крупные иностранные корпорации — в другой…

— Так вот, вынужден доложить, что уже девятый месяц подряд идет снижение промпроизводства, а количество рабочих мест снизилось на 300 000.

— Год назад мы встречались с кандидатом в президенты Владимиром Зеленским с теми-же тремя ассоциациями и получили книжечку с его программой, где, например, было написано «..налоги станут простыми и понятными. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал даст бизнесу больше свободы для развития и снизит административное давление…»

— А сегодня мы имеем закон №1210, основной принцип которого — увеличение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий. И все усложнения которые он принесет приведут к увеличению полномочий проверяющих на свое усмотрение решать «казнить или миловать» и, соответственно, коррупционных рисков.

В тени и так приблизительно 40% бизнеса, и никто из него не выйдет. А наоборот предприятия под давлением будут или сворачивать деятельность, или вынуждены будут для выживания уходить в тень. Ведь неуплата налогов является до сих пор одним из основных конкурентных преимуществ теневиков, с которым еще сложнее станет бороться белому бизнесу, затраты которого (на дополнительных юристов, адвокатов, бухгалтеров) после вступления в силу №1210 только вырастут.

— Год назад мы рассчитывали, что вы, г-н президент, сможете «хакнуть» систему. В которой в позиции сверху находятся всевозможные силовики, чиновники, проверяющие. Но парадигма с тех пор не поменялась. Налогоплательщики, как были, так и остаются в роли терпил и дойных коров. И те, кто считают, что так будет вечно, сильно ошибаются. Они не понимают, что сейчас открыт не только рынок труда, но и рынок капитала.

— Работодатели уже несколько лет назад столкнулись с  тем, что теперь не они на рынке труда выбирают сотрудников, а все больше наемные работники выбирают нас. Та же тенденция наблюдается и у внутренних инвесторов, которых с радостью приглашают открывать свои бизнесы создавшие все конкурентные условия для этого (включая в том числе и НнВК и другие «плюшки») прибалтийские страны, Польша, Чехия.

— А чтобы чиновник или силовик начал ценить налогоплательщика и молиться на него, нужна не только системная разъяснительная работа, начиная с президента, в виде вбивания в голову прописных истин. Например о том, что когда одно время сократили гаишников, никто и не заметил, а если сократят налогоплательщиков — страна загнется.

Но не менее важно сокращать расходы государства, а еще лучше привязать бюджет расходов к % от ВВП и с каждым годом его снижать. От сегодняшних 42% до приемлемых для развивающейся страны, которая хочет ускоренный рост экономики 28-30%. Но при этом помнить простую истину — чтобы налогов собиралось больше, они в абсолютных цифрах должны быть меньше, чем у соседей, а администрирование проще.

— И если хорошо будет внутреннему инвестору, пойдут и внешние. И никак не иначе. Никакие инвестняни не помогут. Только единые для всех правила игры и уход от нашего вечного принципа «друзьям — все, врагам — закон». Только тогда появится доверие, а за ним и пойдут реальные инвесторы…

— Также не обойдемся мы без продуманной и пошаговой стратегии экономического развития. Где одним из пунктов должно быть, что в экономике должно быть все меньше государства с его давлением. А ставка должна быть на квалификацию и эффективность.

Рассказал еще, что так нахваливаемая предыдущими выступающими политика Нацбанка, которая привела к усилению гривны, к сожалению, больно ударила по отечественным производителям — экспортерам. Многие из которых продолжают нести убытки и находятся на грани закрытия, если еще не свернули свое производство.

Вроде цитирование своего выступления закончил.

Сразу после него возник спор между мною и Маркаровой, которая вместе с Гетьманцевым привели позитивные новшества закона и рассказали, что все спорные моменты считают оправданными для борьбы с «тенью».

Я ответил, что как раз к теневикам по новому закону никто и не придет, а фискалы просто получат новые усиленные полномочия, чтобы проверять и так дышащую на ладан белую часть айсберга нашей экономики.

Кроме того президент с удивлением узнал, что кроме него и авторов, окончательную версию закона №1210 еще никто не видел, при этом закон уже лежит у него на подписи.

Надеюсь, публичное и экспертное обсуждение приведет не к подписыванию, а к ветированию этого опаснейшего законопроекта Несмотря на то, что там много и разумных норм, которых я считаю сознательно намешали в кучу с подводными фискальными камнями. Но когда я задал Гетьманцеву вопрос, зачем это было делать, и как может средний предприниматель изучить 650 страниц сложнейшего текста, ответа не было…

При этом, на вопрос всех спикеров от СУП (а кроме меня об этом говорил и Вячеслав Климов, и Екатерина Глазкова) по поводу требования №1 — о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, президент ответил расставленными во всю ширь руками. Но этот жест говорил не о том, как он рад будет этому отработанному за три года экспертной средой, бизнесом и всеми ветвями власти законопроекту, а о той дырке в бюджете, о которой ему доложили минфиновцы.

— «И что я буду делать с воооот такой дырой?» — грустно спросил у меня президент.

Я сказал: «По втратам», что имеется и альтернативная точка зрения, которую есть кому отстаивать, но ни президент, ни глава Минфина дальше эту тему решили не развивать…

Но это не значит, что это требование бизнес сообщество забудет и успокоится.

Добавлю только, что еще удалось поговорить с Маркаровой по госзакупкам, которые Минфин теперь может курировать через подчиненный ему ДАСУ — орган с мощнейшими полномочиями, но полной импотенцией по результату. Привел пример министру о планируемой на этот год закупке 10-ти новых вагонов Интерсити, анонсированной Министерством инфраструктуры. Я уже писал в конце декабря, что почему-то министр ведет переговоры только с корейским Hyundai Rotem, а свой Крюковский вагоностроительный завод даже не замечает. При том, что у них на отечественные «Тарпаны» ниже показатель отказов, ниже цена (у корейцев она $30 млн за поезд, а у КВСЗ — $22), ниже стоимость постобслуживания, да вдобавок более 7600 сотрудников. И они хотят только одного — честной конкуренции и тендера с одинаковыми требованиями. Но с ними ни в прошлом, ни в этом году никто даже общаться не желает, а дают официальные пресс-релизы о продолжении сотрудничества с южнокорейскими производителями. И таких примеров с госзакупками у меня много…

Вот такое же и послевкусие осталось после встречи президента с бизнесом. Никто не против инвестнянь, реальных реформ, включая земельную, реформирования судебной системы и защиты прав инвестора. Но нельзя жить в стране выборочной справедливости…


Теги: инвестицииБизнесЗеленскийСоколовский Александр

Дата і час 15 лютого 2020 г., 14:47     Переглядів Переглядів: 6411
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041647