АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Кабальные тарифы портовых «диктаторов» убивают отрасль: что дальше?

Читать на русском
Кабальные тарифы портовых «диктаторов» убивают отрасль: что дальше?
Кабальные тарифы портовых «диктаторов» убивают отрасль: что дальше?

Так уж повелось, что каждое новое руководство нашего государства с приходом к власти первым делом декларирует максимальную открытость и готовность к привлечению инвестиций в отечественную экономику. Особо же почетное место в таких декларациях традиционно отводится инвестированию в портовую инфраструктуру. 

В частности, этому посвящено множество публичных заявлений министра инфраструктуры В.Криклия, в том числе, и его недавнее интервью порталу Бессарабия.UA. 

И в принципе, частные операторы и инвесторы в отечественных государственных портах есть, и они регулярно вкладывают внушительные суммы средств в инфраструктуру таких портов, тем самым отвоевывая каждую лишнюю тонну груза в жесткой конкурентной борьбе с частными терминалами. Но проблема заключается в том, что во всех политических заявлениях и декларациях руководства страны ни слова не говорится о тех реальных проблемах, с которыми ежедневно приходится сталкиваться инвестору, работающему в любом из государственных портов, не говоря уже о мерах, которые государство намеревается предпринять с целью решения таких проблем.  

Список указанных проблем достаточно широк и включает в себя, среди прочего, и несовершенное законодательство, и высокий уровень бюрократии и коррупции, и низкий уровень профессиональной квалификации украинских чиновников и т.д. Однако на пути успешной деятельности по перевалке грузов в украинских портах стоят и более банальные, и приземленные (но от того не менее важные) проблемы, в частности, проблема беспредельной кабальной практики начальников портов по навязыванию и установлению тарифов на услуги, которые администрация того или иного порта предоставляет стивидорным компаниям.  

В различных портах администрация порта может оказывать частным стивидорам в среднем до 10-15 различных разновидностей своих платных услуг, начиная от оформления пропусков в порт, и заканчивая услугами по использованию канализации, водоснабжению, электроснабжению, обеспечению доступа к ж/д путям и автомобильным дорогам общего пользования и т.д.  

Если даже пока не поднимать вопрос о целесообразности и обязательности всех подобных услуг, следует отметить, что тарифы на такие услуги в большинстве своем государственному регулированию не подлежат, в связи с чем устанавливаются в одностороннем порядке внутренними приказами начальника соответствующего порта и «спускаются к исполнению» портовых операторов в диктаторском порядке. 

При этом администрации портов в большинстве случаев не только не удосуживаются предоставить документальное обоснование калькуляции установленных тарифов на те или иные услуги, но и регулярно по своему собственному разумению повышают такие тарифы, без какого-либо контроля и согласования со стороны стивидорных компаний.  

Но весь ужас ситуации даже не в этом, а в том, что в последнее время практика ценообразования на услуги в портах потеряла какие-либо разумные границы, вследствие чего тарифы на такие услуги зачастую ежегодно повышаются на 30-70%, а в некоторых случаях даже больше.  

При этом какое-либо вразумительное обоснование причин такого повышения администрацией порта в большинстве случаев не предоставляется, а стивидоров просто ставят перед фактом о новом размере соответствующего тарифа - так, мол, надо – «делайте взносы, господа» (с).  

Такая картина сегодня наблюдается абсолютно во всех государственных портах, где представлен частный стивидорный бизнес. При этом в крупных портах, где работают известные портовые операторы, умеющие постоять за себя (к примеру, порты Одессы, Николаева), эта проблема хоть как-то сглаживается с помощью того, что вопросы тарифообразования регулярно поднимаются на заседаниях совета порта, по результатам которых устанавливаются определенные ограничения на одностороннее повышение тарифов администрацией порта и т.д. В более же мелких портах (как то Херсон, Измаил, Рени и т.д.) у местных стивидорных компаний нет даже и этой возможности влияния на руководство порта.  

Не вполне понятно, каким образом такая практика тарифообразования в портах согласовывается с постоянными политическими декларациями руководства отрасли и страны о привлечении инвесторов в портовую инфраструктуру. 

Да и какого инвестора (особенно, иностранного) не смутят условия, при которых финансовые «правила игры» могут в любой момент и без какого-либо контроля меняться в одностороннем порядке одним из партнеров (в данном случае – администрацией порта), в результате чего расходы, связанные с ведением стивидорного бизнеса в порту, могут на ровном месте вырасти в несколько раз, не давая тем самым инвестору разработать мало-мальски понятный и приемлемый бизнес-план.  

И это при том, что каждое такое повышение тарифов ложится на себестоимость услуг по перевалке грузов в порту, которые стивидорные компании предоставляют своим клиентам – грузовладельцам и экспедиторам. В результате, в ответ на повышение тарифов на услуги порта стивидорные компании вынуждены либо аналогичным образом повышать стоимость своих услуг, тем самым сильно проигрывая в и так непростой конкурентной борьбе за грузопоток, либо просто работать себе в убыток. 

Возникает резонный вопрос – куда смотрит руководство отрасли и как допускает такой беспредел местных «князьков», возглавляющих администрации портов? Ведь такие действия начальников портов сводят на «нет» все положительные начинания по улучшению инвестиционного климата в портовой отрасли, включая формирование прозрачного наблюдательного совета АМПУ, проведение прозрачных концессионных конкурсов и т.д.  

Да и, кстати, пресловутая концессия от этой проблемы тоже не спасет, поскольку после прохождения всех концессионных процедур концессионер останется один на один с администрацией порта, которая будет «выкручивать ему руки» постоянным повышением тарифов на свои услуги.   

Своими действиями нынешние начальники портов показывают свою недальновидность, поскольку в случае обращения стивидоров с жалобой в Антимонопольный комитет Украины на подобное необоснованное установление и повышение тарифов, к администрациям портов будут применены внушительные штрафные санкции за злоупотребление монопольным положением, что в итоге негативно отразится на поступлениях в государственный бюджет.  

Так может пора руководству отрасли обратить внимание на эту проблему и хоть немного «подкрутить гайки» в местных администрациях портов, чтобы не гробить развитие стивидорного бизнеса в них, а самое главное - устранить причину потери грузопотоков, к которой приводят подобные действия нынешних начальников портов?! 

Сергей Шевченко 


Теги: Администрация морских портовМорские портыПортыИнфраструктураМининфраструктурыКриклий ВладиславТарифы

Дата і час 11 березня 2020 г., 10:00     Переглядів Переглядів: 33130
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041519