АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории грабежа и вывоза

Читать на русском
Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории грабежа и вывоза
Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории грабежа и вывоза

Это было целенаправленное и систематическое обескровливание украинского народа.

Судьба украинских культурных ценностей в России является одной из самых болезненных страниц отечественной истории, отмечает "День". Она связана с той духовной данью, которую Украине приходилось платить в течение многих веков имперского господства над ее территорией и над ее народом через колонизаторскую централистическую политику сначала Российской империи, а впоследствии и империи советской, которая в виде бывшего СССР продолжила вывозить украинское культурное наследие в бывшие имперские столицы - Москву и Петербург.

Это было целенаправленное и систематическое обескровливание украинского народа, присвоение его истории и культурного наследия. Формы и методы такого циничного грабежа оставались практически неизменными на протяжении всего времени пребывания Украины под гнетом российского имперского сапога. И конкретные факты это подтверждают безоговорочно и однозначно.

1. В КОГТЯХ ДВУГЛАВОГО ОРЛА

Перемещение и потери культурных ценностей с современной территории Украины были историческим явлением, присущим разным историческим эпохам и периодам. Зафиксированные в письменных источниках факты указывают на широкий круг обстоятельств, при которых происходил их вывоз или и физическое уничтожение. Украинская история сохранила немало примеров того, как уже в древние времена обычной практикой было грабеж и вывоз выдающихся реликвий в результате бесконечных войн и сражений. Так, одна из крупнейших мировых православных реликвий - Вышгородская икона Божьей матери - была вывезена из пригорода Киева и попала на современную территорию России еще в XII в. Ее привезли в Киев в 1129 или 1130 году, в период правления великого князя киевского Мстислава Великого, и установили в монастырской церкви Вышгорода, где находилась великокняжеская загородная резиденция. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский во время нападения на Киев разрушил часть Вышгорода и, ограбив его, помимо прочего похитил эту икону и вывез ее сначала в свою резиденцию - в село Боголюбово, а позже - во Владимир-на-Клязьме, где она стала главной святыней построенного Боголюбским Успенского собора. Впоследствии икона Вышгородской Божьей матери была перевезена в Москву под названием Владимирской иконы Божьей матери и находится там до сих пор.

Многие древности становились жертвами невежества и бескультурья в отношении к ним. Так, у города Путивль, который с 1500 г. относился к территориям, контролируемым Московским царством, в 1626 г. в древнем кургане в результате грабительских раскопок было выкопано большое количество золотых и серебряных предметов, вероятно I в. нашей эры. Все найденные артефакты были переплавлены в золотые и серебряные слитки, которые передали «на церковное строительство».

Но особенно значительные потери культурных ценностей были нанесены Украине Московским царством, а впоследствии Российской империей.

Еще во второй половине XV в. основой официальной идеологии московских царей стала идея «киевского наследия», которая заключалась в декларировании наследственных семейных связей московских царей с Великим князем Киевским Владимиром Мономахом (1053 -1125). Несмотря на ее необоснованность и мифически-легендарный характер, Москва начинает настойчиво претендовать на земли бывшей Киевской Руси - могущественного средневекового государства с центром в Киеве, занимавшего земли от Северного до Черного морей. Удобное время для реализации московских замыслов наступило во время войны украинцев за освобождение из-под власти Польши в середине XVII в., когда украинский гетман Богдан Хмельницкий официально обратился за помощью к московскому царю и в январе 1654 на совете в Переяславе было принято решение о переходе Украины под его протекторат на основе широкой автономии украинцев. Однако, отвергнув свои обязательства, Московия развернула целенаправленное наступление на их права и свободы, на полную ликвидацию автономии Украины. Попытки украинцев получить свободу жестоко подавлялись.

 dqxikeidqxiqqeant

ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ ШЕДЕВР — ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. В СЕРЕДИНЕ ХII ВЕКАХ БЫЛА ЗАХВАЧЕНА СЕВЕРНЫМИ СОСЕДЯМИ, А ВПОСЛЕДСТВИИ ПОИМЕНОВАННАЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ «ВЛАДИМИРСКОЙ» ИКОНОЙ

Многовековые политические и экономические притеснения Украины дополнялись ограничениями и преследованиями украинского языка и культуры, что имело целью не только полное поглощение украинских земель империей, но и нивелирование базовых признаков аутентичности и самобытности украинского народа и его денационализацию, колонизацию и ассимиляцию. Еще в 1718—1721 годах царь Петр I издал указы, запрещавшие печатание в Украине любой литературы, кроме религиозной. При этом религиозные книги должны были печататься по российским образцам, «дабы никакой розни и особого наречия в оных не было». Эта политика получила новый импульс в 1863 году, когда был издан известный циркуляр министра внутренних дел России Валуева, одобренный императором, где провозглашалось: никакого украинского языка «не было, нет и быть не может». Запреты книгопечатания на украинском языке и ввоза украинских книг из-за границы, другие дискриминационные действия вытекали также из указов 1876, 1894, 1895, 1905 годов. А во время проведения в Киеве археологического съезда было разрешено читать доклады на всех славянских языках, кроме украинского.

Украинское культурное наследие рассматривалось только через призму усиления великороссийского влияния. В имперской битве за «киевское наследие» Российская империя стремилась присвоить себе историю Киевской Руси, в то же время пытаясь отсечь от нее украинцев. С помощью простой формулы «Русь - это Россия и русские» украинскому этносу не находилось места ни как наследнику истории и культуры Киевской Руси, ни после нее на территориях, где он изначально проживал на протяжении многих веков. Для этого была развернута борьба за наследование культуры Украины, олицетворявшей тождество украинского народа, в частности за памятники старины и искусства как материальные свидетельства истории его развития. Показателен лозунг, под которым представители российской власти пытались направлять деятельность Подольского епархиального статистического комитета: «...Это доказательство в памятниках нашей страны, которые с укором будут им говорить: не трогай - это российское».

Этот процесс стал составной частью и одним из основных инструментов формирования имперской политики с самого начала. Создание и наполнение фондов многих крупнейших музеев, архивов и библиотек Москвы и Петербурга стало возможным только благодаря систематическому обескровливанию культурного наследия многих народов, вовлеченных в орбиту российского. Множество подтверждений тому имеет история Украины. Ее культурные и исторические ценности, как огромной губкой, поглощались столицами метрополии - Москвой и Петербургом. Это происходило различными путями.

Пытаясь подавить сопротивление украинцев во главе с гетманом Иваном Мазепой российской экспансии, царь Петр I ввел на территории Украины режим жестокого террора. Современник тех событий немецкий деятель Вебер в своих воспоминаниях отметил: «Московский генерал Меньшиков принес на Украину все ужасы мести и войны. Все друзья Мазепы бесчестно казнены. Украина залита кровью, разрушена грабежами и являет везде страшную картину варварства победителей». Цивилизованная Европа была шокирована зверствами российской армии в гетманской резиденции - Батурине, который, по свидетельству английского посла лорда Ч. Витворта, «был взят и сожжен, и более семи тысяч человек были убиты независимо от возраста и пола». При этом были полностью разграблены огромные коллекции древностей и книжное собрание Мазепы, о которых француз Жак Балюз после встречи с гетманом писал: «Он показал мне коллекцию оружия, одну из лучших, которые я видел в жизни, а также отборную библиотеку, где на каждом шагу видны латинские книги». Известно, что в дальнейшем упомянутая коллекция оружия составила основу частной коллекции Меньшикова, которая размещалась в его дворце на набережной р. Невы в Санкт-Петербурге.

Здесь же, в домовой церкви князя, находились серебряный крест с именем легендарного украинского гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, серебряная дарохранительница, два Евангелия - львовской печати 1644 г. и печати 1698 г. - в драгоценных окладах и два позолоченных венца. Впоследствии эти вещи находились в расположенном в доме Меньшикова Первом Кадетском корпусе, откуда попали частично в Эрмитаж, частично в другие музеи Петербурга. Захват и разрушение Запорожской Сечи в 1709 г. также сопровождалось перевозкой в ?? Москву и Петербург как трофеев казацких клейнодов: в официальных документах упоминаются 13 флагов и более 60 пушек. Такая же участь постигла реликвии казацкой церкви на Сечи - по данным источников, российская армия захватила и вывезла из нее «иконостас резной с царскими вратами и с поставными иконами, и с деисусом и с другими поставочными иконами, которые написаны на досках и на полотнах... Три креста железных больших из церкви... святое Евангелие, в ящик не в обложках...»

Новый коварный захват и разрушение Запорожской Сечи по приказу российской императрицы Екатерины II в 1775 (именно тогда, когда украинские казаки участвовали в российско-турецкой войне на стороне России) вновь обозначились разграблением и вывозом казацких клейнодов в Москву и Петербург. Тогда особенно «отличился» князь Потемкин, приобщивший к награбленному имуществу еще и реликвии сечевой церкви, в которой, по традиции, хранились казацкие клейноды. Впоследствии часть захваченных клейнодов (14 флагов и хоругвей) попала к его управляющему, после смерти вдовы которого в 1829г. — в петербургский Царскосельский Арсенал. Оттуда они со временем были переданы в Эрмитаж. «Теперь эти клейноды, дорогие для всей Украины, находятся в Эрмитаже, яко пасынки этого чрезвычайно большого и важного хозяина. Никому не нужные, запыленные, висят они на стенах прихожей средневекового отдела Эрмитажа», — так впоследствии писал о них известный украинский исследователь М. Макаренко в 1924 г.

Начало организованного и целенаправленного поиска предметов старины и исторических документов на территории Московского царства и созданной на его основе Российской империи приходится на первую половину XVIII века. Попытки российского царя Петра I следовать опыту Западной Европы в создании коллекций музейного характера положили начало процессам централизованного и систематического сбора предметов старины со всех частей вновь империи. Императорскими указами и распоряжениями имперских институтов была создана четкая система изъятия культурных ценностей в столицы метрополии.

В частности, среди первых таких актов известный указ Петра I 1702 об изъятии из арсеналов города и Батурина захваченных «у султанов турецких и в королей польского и свейского на боях» пушек, которые долны были «в Москве в новостроеном Цехаузе для памяти и на вечную славу поставить». А в 1707 году ему были отправлены монеты из клада, найденного в Киеве. Характерным было содержание указа Петра I Сенату от 16 октября 1720, которым поручалось «послать нарочных во все монастыри, обретающие в российском государстве, для осмотрения в оных и забрания древних жалованных грамот и других куриозных писем оригиналных, также книг гисторических, рукописных и печатных, какие где ко известию потребные найдутся».

Эта практика была продолжена преемницами Петра I — российскими императрицами, особенно Екатерина II, которая выявление и вывоз в Петербург и Москву предметов старины, архивных документов, древних летописей, инкунабул и старопечатных книг сделала инструментом системной политики по укреплению российского самодержавия, элементом которой стала фальсификация российской истории и истории украинского народа. Во время своих путешествий по территории Украины Екатерина II лично просматривала церковные и монастырские собрания документов, рукописей и старинных книг и забирала из них те, которые считала нужными для перевозки в Петербург. Особенно интересовали ее украинские летописи, что подтверждает приказ генерал-губернатора 1794 года, с поручением «употребить ко благождению ее императорского величества все зависящее от вас старание к отысканию и поручению из домов и партикулярных рук летописей и особенно родословных ...».

Особенно значительные масштабы вывоз культурных ценностей из Украины приобрел с конца XVIII — начала XIX века, когда внимание общественности и ученых привлекли сокровища скифских курганов, древнеславянские и древнерусские предметы старины. В 1763 году по приказу генерал-губернатора Новороссийского края (южная часть Украины) А. Мельгунова был по-грабительски изувечен скифский курган Красная (или Литая) Могила. Выявленные вещи, впоследствии получившие название «мельгуновского сокровища» (золотая царская диадема, оковка рукояти и ножен меча, золотые украшения одеяния VII — начала VI в. до н.э.) были подарены императрице Екатерине II и впоследствии вошли в основанный ею императорский Эрмитаж.

Роль катализатора в этом процессе сыграла созданная в 1859 г. Императорская Археологическая комиссия, которая стала главным центром организации археологических исследований на территории империи и решала судьбу находок. В уставе Комиссии значилось: «Самые ценные из вещей, открытых Комиссией или поступающих к ней, представляются на рассмотрение государю императору и по велению его императорского величества поступают в императорский музей Эрмитаж или в другие высочайше назначенные места».

Так, в Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Оружейную палату, Исторический музей в Москве попали все ценные скифские, славянские и древнеруськие предметы старины, открытые на Киевщине, Полтавщине, Екатеринославщине, Черниговщине и в других регионах Украины. К таким находкам относятся сокровища скифского кургана Чертомлык (около современного Никополя), среди которых — всемирно известная серебряная амфора с изображением скифов, укрощающих диких лошадей. В 1912-1913 годах на территории современной Запорожской области был раскопан «царский» скифский курган Солоха, находки из которого поразили весь мир. Достаточно лишь вспомнить золотые гребень, фиалу и украшенный серебряной пластиной горит. Находки из кургана оказались в петербургском Эрмитаже.

Самый богатый за всю историю Российской империи, а затем и СССР Перещепинский клад, найденный в 1912 у села Малая Перещепина (современная Полтавская область), состоял из золотых (вес около 25 кг) и серебряных (около 50 кг) вещей — блюда, вазы, бокалы, амфора, ритон, чаша, византийские монеты VII в., браслеты, перстни, гривна, меч в золотых ножнах. Все эти выдающиеся памятники так же хранятся в фондах Эрмитажа. В 1905 г. у с. Ивахненко Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне с. Яхники Оржицкого района Полтавской области) в урочище Скляровщина на поле казака Сергиенко был найден большой клад серебряных украшений конца IX — нач. Х в. из нескольких десятков предметов и их фрагментов. Клад был отправлен в Петербург в Императорскую Археологическую комиссию, которая, в свою очередь, передала его в полном объеме в Исторический музей в Москве, где он хранится до сих пор.

Аналогичная судьба постигла и львиную долю найденных в течение XIX — нач. ХХ в. в Киеве древнеруських кладов (укажем лишь на сокровища 1827, 1876, 1880, 1885, 1894, 1910-1912 гг.), которые были вывезены в Москву и Петербург. Кроме археологических находок, в Москву и Петербург массово вывозились украинские летописи и старопечатные книги, архивы советских и религиозных учреждений, выдающихся деятелей. Например, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранится оригинал выдающегося памятника украинской истории и культуры — казацкая летопись Величко XVII — нач. XVIII в.

В российской империи был основан такой путь вывоза из Украины культурных ценностей, как невозвращение с выставок переданных на них предметов старины и искусства. В частности, еще в 1871-1872 годах из Киева на Московскую политехническую выставку были вывезены старинные пушки Киевской крепости. После завершения выставки их не вернули обратно. Эти памятники были переданы в Артиллерийский музей в Петербурге, где они находятся и сейчас.

События Первой мировой войны, кроме значительных человеческих потерь, уничтожения и повреждения сооружений и имущества различного характера привели также к значительным потерям культурных ценностей. Украинские земли входили в состав противоположных воюющих сторон. Каждая из них вывозила памятники истории и культуры за их пределы. Но особенно большие потери культурным ценностям Украины во время Первой мировой войны были нанесены российской армией и действиями российского правительства в целом.

Так, во время наступления российских войск на территории Галичины и Буковины в составе российской армии действовали специальные эксперты, которые целенаправленно отбирали музейные, архивные и библиотечные сборники, отдельные предметы старины и искусства. Значительная часть этих исторических и художественных памятников была вывезена в Россию и попала в Москву, Петербург и другие крупные российские города. В том числе, при оккупации Галичины, которая до войны входила в состав Австро-Венгрии, из Петрограда во Львов прибыл уполномоченный от Российской Академии наук профессор Е. Шмурко, который имел чрезвычайные полномочия и задачи находить ценные исторические памятники и отправлять их в Россию. Российские специалисты проводили описания, инвентаризацию фондов, готовили к отправке в Россию многие ценные экспонаты. Среди них — личные вещи известных украинских деятелей, старинные иконы, рукописи, старопечатные книги, предметы искусства, нумизматические коллекции, археологические находки и сокровища.

БОРОДИНСКОЕ СОКРОВИЩЕ — КЛАД, НАЙДЕННЫЙ В 1912 Г. БЛИЗ ГОРОДКА БОРОДИНО В ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ. ДАТИРУЕТСЯ 2 ТЫС. ДО Н. Э. В СОСТАВЕ КЛАДА ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, БРОНЗЫ, РЕДКИХ ПОРОД НЕФРИТА И ТАЛЬКА. ТЕПЕРЬ СОКРОВИЩЕ НАХОДИТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В МОСКВЕ. СОКРОВИЩЕ ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ПАМЯТНИКАМИ БРОНЗОВОГО ВЕКА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ПОЧТИ ВСЕЙ ЕВРАЗИИ

Российскими военными был арестован и отправлен в глубь России выдающийся украинский церковный и культурный деятель Галичины митрополит Андрей Шептицкий. При этом во время обыска у него были конфискованы и вывезены в Петроград несколько сундуков с историческими документами, которые он собирал на протяжении многих лет. Оказалась разграбленной библиотека «Академической общественности» — редкие украинские старопечатные книги, рукописи, картины безжалостно уничтожались российскими солдатами, зачастую их просто сжигали, разводя на улицах гигантские костры. В Перемышле профессор Шмурко изъял и доставил в Петроград легендарную митру папы Иннокентия IV, присланную князю Даниилу Романовичу Галицкому на коронацию королем Руських земель в 1253 году. С участием львовских «москвофилов», из Львова в Ростов российскими военными был отправлен грандиозный музей Львовской Ставропигии вместе с библиотекой, которые на протяжении длительного времени собирались Галицкими митрополитами.

«Таким образом Украина лишалась именно того, что дает ее народу национальное лицо, теряла свои сокровища, теряла навсегда», — отмечал в начале ХХ в. известный ученый, один из самых авторитетных хранителей украинской старины Николай Биляшивский. Сложно еще что-то прибавить к его словам.

Сергей Кот, кандидат исторических наук;  опубликовано в издании День


Теги: Митрополит ШептицькийРусский музейкладЭрмитажИконаСокровищаРоссия

Дата і час 28 червня 2020 г., 13:26     Переглядів Переглядів: 1885
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
08 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041409