АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Королевство кривых налогов: новенькие еще не расселись?

Читать на русском
Королевство кривых налогов: новенькие еще не расселись?
Королевство кривых налогов: новенькие еще не расселись?

Решение поручить налоговое направление специалисту российской компании в разгар войны с Россией стало, конечно, несколько неожиданным. Но можно вспомнить, к примеру, как кузены Николай II и кайзер Вильгельм обнялись, расцеловались, да и пошли воевать друг против друга: раз уж родство не помешало, былая служба — тем более.  Назначение нового налогового начальства состоялось на удивление поздновато, хоть и быстрее, чем обновление Госпредпринимательства. И пока кто-то рассаживается, а кто-то перенаправляет финансовые потоки, разберемся с первыми налоговыми шагами (или просто манифестами) новой (не очень хорошо забытой старой) власти.

  

"Минсдох сдох" — звучит красиво, даже изумительно, однако суть события вызывает большие вопросы. Главный из которых: зачем? Да, прежнее ведомство работало не на Родину, а на Семью, но никто же на этом основании не расформировывает Кабмин, Минфин или прочие министерства! Повернуть фискальную мощь органа в нужное русло — это было бы понятно, но делить его на куски — это совсем иное.

Должностей не хватало? Не все ревквоты были удовлетворены? Государству снова понадобилась извечная информационная и прочая межведомственная конкуренция налоговой и таможни?

Или бизнес так уж настаивал на этом разделении, из-за которого его будет щемить не один орган, а несколько, да и "решать вопросы" придется с каждым отдельно?

Во имя чего сделали то, от чего плохо и государству, и предпринимательству одновременно?

Аналогично — с обещанием в дальнейшем (хоть и, слава Богу, позже!) таки снижать налоговые ставки. Кто просил?

В то время как налоговые планы постоянно растут, снижение ставок будет означать неизбежное ужесточение администрирования, то есть перенос налогового давления из законного русла в русло произвола, когда государство начнет выкручивать не только руки, но и все остальное.

Уменьшение НДС-ной ставки с 20 до 17% будет означать снижение не на 3%, а на 3 процентных пункта, в процентах же оно составит (20 – 17) : 20 х 100% = 15%!

Бизнес все это прекрасно понимает и никогда не стремился загнать налоговую в угол, где она будет особенно страшна, а потому не ставит вопрос о снижении ставок.

Упрощение — да, это и бизнесу удобно, и Родине: в обмен на простоту предприниматели готовы даже больше платить, чем на запутанной и штрафоопасной общей системе. Но как раз гарантий по сохранению — вопреки установкам МВФ — единоналожия пока не слышно. А ведь ЕН в Украине — это и упрощение, то есть реальная борьба с коррупцией, и налоговые поступления, превышающие общесистемные, по которым неофициально требуемая "налоговая нагрузка" не превышает 1–1,6%, и реальная занятость, и возможность производить дешевые товары.

Однако же то, что и государству, и бизнесу выгодно, — под постоянной угрозой изничтожения, зато то, что им обоим во вред, — разделение Миндоходов, снижение налоговых ставок — это пожалуйста!

Как засланные!

Абсолютно непонятно также обещание снизить в два раза пенсии тем нищим пенсионерам, которые — несмотря на возраст — еще вынуждены подрабатывать. (А чтоб молодежь не обижалась на отсутствие внимания, наказать заодно и молодых специалистов!)

И это при том, что суммы доходов сверх 20706 грн в месяц вообще не облагаются пенсионно-безработно-нетрудоспособно-несчастным ЕСВ!

В стране, по сути, действует регрессивное налогообложение: если учитывать, что "наружный" соцстрах уменьшает возможность реальных выплат точно так же, как и "внутренний" налог с доходов, бомж платит у нас больше, чем олигарх! Да, сверх 12180 грн действует ставка подоходного не 15%, а — страшно подумать — целых 17%! На 2 процентных пункта больше! Зато нет ЕСВ, намного превышающего 30%!

Заработал олигарх честным трудом миллион за месяц — под ЕСВ у него подпало только 20706 грн! Остальные 979294 грн подпадают (если еще подпадают!) только под НДФЛ — без ЕСВ!

Вот и оформляют сплошь и рядом все зарплаты на шефа, который ЕСВ все равно не платит, а он уже потом раздает ее в конвертах. Делясь, разумеется, налоговой экономией. Так и уволить ему кого угодно ничего не стоит: достаточно просто сказать, что тот будет получать столько, за сколько расписывается (обычно 1220 грн), и он уйдет сам, безо всякого КЗоТа.

Объясняют же сохранение такого дикого порядка тем, что если на всю сумму дохода без ограничений начислять ЕСВ, то тогда и пенсии придется платить исходя из полного заработка!

Это, интересно, почему?

Хозяин — барин. Законодатель вправе установить, что пенсии будут рассчитываться исходя из полного дохода, но — сверх определенной суммы — с понижающим коэффициентом. Вот где регрессивная шкала будет в самом деле уместна!

Но обидеть олигархов — даже в будущем, когда они доживут до своих пенсий — все боятся, а вот урезать сразу в два раза пенсии работающим пенсионерам, причем уже сейчас, хотя они-то, бедные, все платили в ПФУ полностью, — этого не боятся, это на здоровье, у Родины нет денег.

Борьбу же с депозитами понять вообще трудно:

их и облагать собрались — сверх 50 тыс. грн (когда получили высокий доход — допобложения нет, о чем было выше, но вот когда положили в банк — оно появляется!),

и досрочно возвращать вкладчикам, если они в СКВ (пока не вырос курс),

да при этом еще и агитируют депозиты в гривнях не забирать — в Багдаде, мол, все спокойно!

На традиционно провозглашаемой попсе — амнистии капитала и борьбе с офшорами не стану даже подробно останавливаться. Это декларировала каждая новая власть, хотя реально начинала не с этого, а с борьбы с единым налогом. Посмотрим на практические шаги.

Пока что наиболее эффективно "поборолся с Кипром" сам Кипр, когда не отдал офшоролюбивым деньговыводителям значительную часть их средств.

Что же до амнистий, то опыт и Кучмы, и Саакашвили уже показал их фантастическую неэффективность. Но поживем — увидим (как сказал один известный режиссер одной известной актрисе в ответ на вопрос о главной роли).

Гораздо опаснее и реалистичнее увязка амнистии с последующим воплощением в жизнь старой азаровской "евроидеи" о косвенных методах. Само по себе "На какие шиши купил?" — совершенно правильная и антикоррупционная постановка вопроса. Но хватит ли при этом квалификации и осмотрительности, чтобы при рубке такого леса не полетели щепки? Люди не от хорошей жизни оформляли свои зарплаты на щедро освобожденное от ЕСВ начальство — вот кое-что и успели нажить, аккуратнее бы с ними. В общем, тут тоже "будем посмотреть".

На фоне спешно провозглашенных реформ не вполне, кстати, понятно молчание насчет территории особого налогово-инвестиционного режима в Крыму. В свое время идея украинского Гонконга на полуострове активно пропагандировалась. Но вот как она реально понадобилась — молчание.

Еще не расселись?

А в Крыму как раз расселись быстро и со всевозможными провозглашениями подсуетились. Но это уже просто к слову.

"Если бы директором был я", то чешущиеся налоговые руки занял бы иным. Не декларациями в китайском стиле (план КНР по урегулированию украинского вопроса: нужен ОРГАН; необходимо ВОЗДЕРЖАНИЕ; полезно также ПОДДЕРЖАНИЕ), а парой-тройкой реальных шагов:

— надо бы инициировать скорейшее удаление из Налогового кодекса совершенно невероятных и предельно коррупционных пунктов 52.2 и 53.1, прямо устанавливающих иезуитский принцип: "Не вы разъяснение покупали — не вам его и танцевать" — о действии индивидуальных разъяснений налоговиков исключительно для их адресатов, а не для всех подряд (то есть одним можно, а на других это не распространяется!);

— срочно необходима переориентация кодексных льгот на действующий классификатор ДК 009:2010, ибо старый уже не работает, а новый не назван в Налоговом кодексе, из-за чего многие его льготы просто обнулились;

— следует оживить решение вопроса с возмещением НДС — хотя бы через заглохший механизм казначейских финансовых векселей, ибо дестимулирование экспорта, столь необходимого стране для восстановления "кислотно-щелочного" экспортно-импортного баланса, дошло уже до той стадии, при которой экспорт стал абсолютно невыгоден, а экспортеры с их законными требованиями возмещения входного НДС оказались для налоговых органов в положении врагов народа.

Я уже не говорю о реформах глобальных — их черед настанет, когда выберут "настоящего" президента, и он[-а] уже назначит налоговое руководство всерьез и надолго.

Но даже пока не расселись — что-то хорошее делать все равно надо. А то ведь могут и не того [не ту] избрать. Народ к налоговой политике весьма чувствителен.


Теги: Министерство налогов и сборовМинсдох

Дата і час 22 березня 2014 г., 12:09     Переглядів Переглядів: 3319
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.042096