АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Может ли Украина потерять безвиз из-за ситуации с дурацкими назначениями

Читать на русском
Может ли Украина потерять безвиз из-за ситуации с дурацкими назначениями
Может ли Украина потерять безвиз из-за ситуации с дурацкими назначениями

Безвиз есть. Речь идет не только о хотя и ограниченной, но все еще реальной возможности поехать в Болгарию, Хорватию, Польшу или другую страну ЕС (при определенных условиях).

Нам вновь напомнили о его обратной стороне — реформах, которые остаются актуальными, независимо от того, путешествуют граждане по зарубежью или сидят на карантине. Если точнее, Украине пригрозили лишением безвиза из-за несоблюдения взятых обязательств.

Недавнее назначение Верховной Радой членов комиссии по отбору руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры подняло волну критики как в Украине, так и в ЕС. Украинские антикоррупционные организации заявили, что считают новых членов комиссии некомпетентными и/или заангажированными. В ЕС напомнили о связи между эффективностью и независимостью антикоррупционных институтов и функционированием безвизового режима. И доступом к финансовой помощи.

В то же время в тематических группах социальных сетей уже спрашивают: правда ли, что безвиз отменили? В наивной простоте этого вопроса отражается вся глубина непонимания того, как работает украинский безвиз с ЕС и что именно определяет его устойчивость. Причем непонимание демонстрируют не только пользователи, которым, может, и не обязательно знать, что именно движет безвизовый механизм. Искреннее или неискреннее оно есть и у тех, кто должен быть квалифицированным «техником». Хотя и нельзя воспринимать всерьез мнение соцсетей о немедленном конце безвиза, монотонные уверения со стороны власти, что все обстоит благополучно, все под контролем и никакой угрозы нет, тоже не являются правдой.

Понятно по крайней мере одно. Несмотря на то, что за последние три года все привыкли к безвизовым поездкам, а пандемичные ограничения будто бы сняли эту тему с повестки дня, в вопросе безвиза остается колоссальный потенциал — медийный, социальный, электоральный. Именно благодаря этому угрозы (при)остановить безвиз даже ставят в один ряд с перспективой лишения миллиардного кредитования. А внимания они, кажется, привлекают даже больше. Именно поэтому надо еще раз более четко ответить на вопрос, что именно влияет на устойчивость безвиза, что по-настоящему может разрушить это достижение, и на что, как и когда следует обратить внимание, чтобы этого не произошло.

Возможность приостановления безвизового режима с ЕС определена специальным механизмом. В нем прописан ряд индикаторов, которые отслеживает ЕС. Условно их можно разделить на две группы: критерии миграционные и критерии устойчивости реформ. Среди первых — динамика отказов во въезде на границе, просьб об убежище, количестве мигрантов, находящихся в ЕС незаконно, уровень сотрудничества в сфере реадмиссии и возможные угрозы безопасности для стран ЕС (например, если граждане безвизовой страны вдруг начинают совершать значительное количество серьезных преступлений в ЕС).

Во втором пакете — устойчивость реформ в сферах безопасности, защиты прав человека, противодействия коррупции, соблюдения демократических норм, введенных страной в рамках визовой либерализации с Европейским Союзом. Например, в сфере безопасности Украина брала на себя обязательства по борьбе с организованной преступностью и финансированием терроризма, противодействию коррупции, и в частности — обязалась обеспечить функционирование независимого антикоррупционного органа.

В 2018 году механизм приостановления был интегрирован в текст Регламента ЕС в отношении визовых и безвизовых стран (2018/1806). С одной стороны, он спроектирован так, чтобы обеспечить быстрое приостановление. Это было одним из требований испуганных миграционным кризисом государств-членов накануне предоставления безвиза Грузии и Украине. Но как сама процедура, так и обоснование ее необходимости требуют усилий и времени, а процедура приостановления — достаточно гибкая.

Так, в случае нарушения миграционных критериев инициировать запуск механизма может страна-член ЕС, обратившись в Еврокомиссию, сама Еврокомиссия или простое большинство стран-членов ЕС (то есть, по меньшей мере 14 государств). При этом Еврокомиссия должна сначала попытаться найти решение проблемы путем диалога с третьей страной, и только если такая попытка не сработает или инициатором выступает сразу простое большинство стран-членов, в течение месяца после этого должно быть принято решение о приостановлении. Вначале оно должно касаться отдельных категорий граждан, если именно с ними были связаны нарушения, и действовать девять месяцев. Если это не поможет — безвиз заберут на полтора года уже для всех граждан третьей страны, а после этого может быть даже рассмотрено постоянное возвращение визового режима.

В то же время реакция на откат реформ прописана менее конкретно. Регламент 2018/1806 не определяет, о каких именно реформах идет речь, подчеркивая, что у каждой страны они свои. Зато он определяет, что в течение семи лет после получения третьей страной безвиза, по крайней мере раз в год Европейская комиссия должна предоставлять мониторинговые отчеты для Европарламента и Европейского Совета о соблюдении страной условий визовой либерализации. Именно на основании этих отчетов Европейская комиссия может запустить механизм приостановления из-за отката реформ. При этом ЕС также будет учитывать наличие или отсутствие диалога со страной, ситуацию с правами человека и возможное влияние лишения безвиза на эту ситуацию, политическую ситуацию и двусторонние отношения с этой страной.

Например, Грузия и Молдова уже имели проблемы с обеими составляющими мониторинга. В 2017–2019 годах граждане Грузии начали массово обращаться за убежищем в ряде стран ЕС и Шенгена — от Германии и Франции до Швеции и даже Исландии. Более того, немецкая полиция жаловалась на использование механизма убежища грузинской организованной преступностью для деятельности на территории страны. 

В 2018 году Молдова из-за проблем с деятельностью антикоррупционных органов и сомнительных решений о местных выборах получила «предупредительную» резолюцию Европейского парламента, в которой едва ли не впервые на таком уровне было упомянуто о необходимости соблюдать обязательства в рамках безвиза.

Но в обоих случаях дальше заявлений дело не пошло. В частности благодаря постоянному диалогу и работе над ошибками. Так, Грузия приняла несколько норм, направленных на борьбу с фейковыми искателями убежища, например, значительно усложнив смену фамилии и получение «чистых» документов на новую фамилию, усилив контроль на выезде из страны и сотрудничество с Европолом.

В каком положении здесь находится Украина?

Последний на сегодняшний день и третий по счету отчет Еврокомиссии вышел 10 июля нынешнего года. О миграционных показателях нашей страны ZN.UA уже писало раньше. Хотя Украина является лидером по количеству отказов во въезде и числу мигрантов с незаконным пребыванием, эти цифры смягчаются в целом большим количеством поездок, значительной долей добровольных возвращений после незаконного пребывания и некритически высокой динамикой роста указанных показателей. А количество просителей убежища из Украины в ЕС даже уменьшается. Высокоэффективным является сотрудничество ЕС и Украины в сфере реадмиссии. Хотя из-за пандемии здесь произошла определенная просадка.

Что касается реформ, то антикоррупционная составляющая находилась в фокусе мониторинга задолго до нынешних перипетий. В 2017 году ЕС беспокоило обеспечение эффективного функционирования НАБУ, САП и НАПК, введение специализированного антикоррупционного суда и попытки взять антикоррупционные агентства под контроль.

В 2018 — эффективная оценка электронных деклараций должностных лиц, которая тогда сильно буксовала, требование декларирования для антикоррупционных активистов, проблема аудита НАБУ и права на независимую прослушку, независимость и эффективность САП. И в 2020-м было требование обеспечить устойчивость и независимость всех антикоррупционных органов, в частности — прозрачные и независимые выборы нового руководителя САП.

Можно уверенно сказать, что проблема независимости антикоррупционных органов в безвизовых отношениях Украины с ЕС возникла не вчера. Как это ни парадоксально, но Европейский Союз, к сожалению, один из немногих игроков, по-настоящему заинтересованных в том, чтобы украинские антикоррупционные органы были независимыми и работали на государство, а не на конкретных людей или политические силы. От этого зависит и безопасность самого ЕС, ведь страна безнаказанной коррупции — природный источник миграционных и безопасных рисков, если у тебя с ней безвизовый режим.

Пока ситуация замерла в неуверенном балансе. Брюссель подал голос, в Киеве будто бы прислушались. Реакция и готовность власти к диалогу имеют здесь большое значение. Это зафиксировано письменно в законодательстве ЕС и практикуется непосредственно, как свидетельствует опыт Грузии. Но если назначение руководителя САП новоизбранной комиссией снова вызовет противостояние, если украинская власть проигнорирует сегодняшние сигналы и попытается стремительно продвигать выгодного себе человека без надлежащих компетенций и вопреки требованиям закона, мы увидим новый всплеск заявлений, уже более жестких. Тогда перспектива потерять безвиз станет прямой и непосредственной.

Автор: Павел Кравчук, Аналитический центр «Европа без барьеров»; ZN.ua


Теги: антикоррупционерыНАПКСАПНАБУРеформыЕвросоюзУкраинаБезвизовый режим

Дата і час 23 вересня 2020 г., 15:34     Переглядів Переглядів: 897
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
09 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.040665