АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Как Украине добиться лишения России места постоянного члена Совбеза ООН и права вето

Читать на русском
Как Украине добиться лишения России места постоянного члена Совбеза ООН и права вето
Как Украине добиться лишения России места постоянного члена Совбеза ООН и права вето

Законно ли Россия занимает место в ООН и Совете Безопасности? Наверняка многие в ответ с недоумением пожмут плечами: «Что за вопрос?». Ведь Россия, на что не устают с гордостью обращать внимание в Москве, — правопреемница СССР и его продолжательница.

К тому же есть решение Совета глав государств СНГ о поддержке Российской Федерации «в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях», принятое 21 декабря 1991 года.

Не забывают в Москве ссылаться и на молчаливое принятие к сведению ООН письма российского президента Бориса Ельцина от 24 декабря 1991 года, которым россияне проинформировали генсека Организации: членство СССР в ООН в целом и СБ ООН в частности продолжает РФ при поддержке стран СНГ. И напоминают о том, что 13 января 1992 года МИД России направил правительствам других стран ноту, содержащую просьбу рассматривать РФ как сторону всех международных договоров вместо СССР.

Вот только Россия получила место в ООН не в результате соблюдения требований Устава Организации, а в обход его, пишет ZN.UA. «Это очень мутная история, как Российская Федерация заняла место Советского Союза в ООН. И письмо российского президента, и реакция на него со стороны ООН вызывает много вопросов», — не раз приходилось слышать мне от собеседников в ходе консультаций.

Юристы-международники (в том числе и российские) уже давно обращают внимание на то, что принцип продолжательства (континуитета) неприменим к РФ, поскольку в ряде документов было юридически закреплено прекращение существования СССР и образование СНГ. А значит, после распада Советского Союза членство этого государства в ООН автоматически прекратилось. И Россия, которая в отличие от Украины и Беларуси не являлась членом ООН с 1945 года, должна была проходить процедуру вступления согласно статье 4 Устава.

Так поступили другие бывшие республики Советского Союза. Да и не только они.

Вот несколько примеров. После распада Чехословакии в 1993 году заново вступали в ООН Чехия и Словакия. А после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии так вынуждена была действовать Федеративная Республика Югославия, в состав которой входили Сербия и Черногория. При этом ФРЮ, как и РФ, ссылаясь на принцип континуитета заявляла о продолжении членства в ООН вместо СФРЮ. Однако, что оказалось позволительно Москве, стало непозволительно для Белграда: Совет Безопасности решил, что ФРЮ должна заново подать заявку на членство. Что та и сделала в 2000 году.

В истории ООН России единственной удалось стать членом данной организации, минуя обязательные процедуры. В том числе не подписывая Устав ООН и не ратифицируя его. Примечательно, но в статье 23 Устава в перечне постоянных членов СБ ООН до сего времени упоминается СССР, а вовсе не РФ. «Статья 23 представляет собой правовую коллизию, поскольку ставит под сомнение статус России как члена ООН и постоянного члена Совета Безопасности», — обратил внимание ZN.UA юрист-международник профессор Владимир Василенко.

Членство России — следствие политического решения 1991 года лидеров как бывших советских республик, так и государств — членов ООН. Каждая из сторон преследовала свои цели. Страны СНГ хотели сохранить хорошие отношения с РФ и не усложнять их с ООН и ее членами. А для прочих замена таблички «СССР» на «Российская Федерация» означало урегулирование международного статуса новосозданного государства с крупным ядерным арсеналом, удовлетворение его претензий на статус «великой державы», а также решение проблемы вакантного места в СБ ООН.

«Конечно, с членством России в ООН не все чисто с юридической точки зрения. Но в 1991 году все пошли по пути наименьшего сопротивления. Был консенсус и между государствами бывшего СССР, и между постоянными членами СБ ООН, и между странами — членами Организации. Был консенсус и в секретариате самой ООН. Все молча согласились с этим», — отметил Владимир Василенко, в составе украинской делегации участвовавший в переговорах в Алма-Ате в декабре 1991 года.

Более четверти века на нелегитимное членство России в ООН и Совете Безопасности в мире внимания не обращали. Так, может, уже пора исправить эту ошибку? Ведь Россия грубо нарушает Устав ООН (в частности статьи 2 и 23), развязав и продолжая войну против нашей страны и оккупируя часть территорий Украины и Грузии. Угрозы, связанные с поведением Москвы на международной арене, возрастают, учитывая и игнорирование Россией международного права, и активное использование ею права вето не для решения конфликтов, а для прикрытия собственных внешнеполитических авантюр. Да и количество стран — обладателей ядерного оружия сегодня уже не ограничивается пятью постоянными членами СБ ООН, а РФ не является одной из ведущих экономик мира.

Безусловно, для того чтобы изменить устоявшееся положение вещей, необходима политическая воля. Как самой Украины, так и постоянных членов СБ ООН, и стран — членов Организации. Признаю: в беседах со мной многие дипломаты и юристы-международники отмечали, что сегодня инициатива по пересмотру статуса России в ООН практически нереализуема. Как из-за политики нынешней украинской власти, так и из-за позиции основных геополитических акторов.

На Банковой предпочитают не дразнить и не раздражать Кремль и уже давно не называют Россию агрессором. (Зато ООН Зеленский отважно критикует за бездеятельность и призывает международное сообщество к ее реформированию.) А постоянные члены СБ ООН (прежде всего США и Китай ), в свою очередь, не готовы принимать решительные меры в отношении РФ и ставить вопрос о правомочности пребывания России в Совете Безопасности.

Прежде всего, из-за сложных геополитических раскладов. Но также и потому, что это грозит реформированием данного органа, чему в силу тех или иных причин всячески сопротивляются многие члены ООН. Несмотря на обвинение России в нарушении ею международного права и введенных против нее санкциях за агрессию в отношении Украины, Запад продолжает сотрудничать с Москвой, рассматривая ее как необходимый элемент и в борьбе с терроризмом, и в урегулировании ситуации в Сирии и Ливии.

«Добиться признания нелегитимности членства РФ в ООН вряд ли получится, пока в мире не произойдут кардинальные геополитические изменения. Но пример с КНР, получившей в 1971 году место в СБ ООН, дает надежду на возможность такого решения. Важно будет не упустить шанс и, своевременно подготовившись, использовать юридические аргументы в свою пользу», — в свою очередь отметил в комментарии ZN.UA заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Национального авиационного университета Тимур Короткий.

Напомним, что до октября 1971 года Китай в ООН и СБ ООН представляла Китайская Республика, а вовсе не Китайская Народная Республика. Но в результате изменения позиции США в ООН был достигнут политический консенсус, вследствие чего Генассамблея ООН приняла резолюцию 2758 «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций», в соответствии с которой Пекин занял место Тайбэя в ООН и СБ ООН. Впрочем, как и в случае с РФ, в статье 23 Устава, где перечисляются постоянные члены Совета Безопасности, сохраняется упоминание о Китайской Республике.

Чтобы поднять на международной арене вопрос о нелегитимности членства РФ в ООН и СБ ООН, Киев сначала должен пересмотреть собственную политику и постоянно говорить о противоправном пребывании в них России на всех экспертных и дипломатических площадках. Как особо обращают внимание эксперты, данные заявления должны звучать в контексте нарушений Россией критериев членства Организации и проводимой ею войны в Украине. Однако одних слов, безусловно, мало.

Киев также может отозвать свою подпись под решением Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года, что должно положить начало международно-правовому процессу признания неправомерности получения РФ статуса члена ООН и постоянного члена Совета Безопасности. Но, как полагает Владимир Василенко, этот путь может оказаться бесперспективным, поскольку прошло уже много лет с момента принятия данного решения и нет доказательств, что Россия оказывала давление на подписантов. «Уже действует обычная норма международного права», — констатирует профессор Василенко.

По его мнению, существует другой путь: Генассамблея ООН может обратиться в Международный суд ООН с просьбой дать консультативное заключение о том, был ли соблюден Устав ООН при оформлении членства РФ в Организации и существуют ли основания для ее постоянного членства в Совете Безопасности. И хотя данное решение будет носить рекомендательный характер, «в случае, если для России оно будет иметь негативный вывод, то даст основания для дальнейших действий Украины, других заинтересованных стран-членов и органов ООН».

Подобный путь не обещает быть легким. Но Киеву стоит добиваться восстановления справедливости. Ведь заняв место в ООН и Совете Безопасности с нарушениями Устава Организации, Россия продолжает брутально попирать международное право и при этом цинично злоупотреблять своим нелегитимно полученным правом вето, не дающим возможности призвать ее к ответу, в том числе за развязанную против нашей страны войну.

Автор: Владимир КравченкоZN.UA


Теги: ПолитикаСНГРоссияСовбез ООНООН

Дата і час 28 вересня 2020 г., 12:44     Переглядів Переглядів: 1098
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041626