АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Коронакризис вскрыл масштабные провалы команды Зеленского — Atlantic Council

Читать на русском
Коронакризис вскрыл масштабные провалы команды Зеленского — Atlantic Council
Коронакризис вскрыл масштабные провалы команды Зеленского — Atlantic Council

Сейчас, когда кризис COVID-19 в Украине все больше усугубляется, мудрость царя Соломона звучит особенно верно: «Без видения народ погибает»… 

Главные цели медицинской реформы в Украине были понятны еще в начале этого года. Ожидалось, что с 1 апреля Минздрав приступит ко второму этапу эпохальной трансформации здравоохранения.

Однако Кабмин отсрочил его имплементацию, пока страна борется с быстро обостряющимся коронавирусным кризисом. Хотя эта же причина не помешала устранить дополнительные защитные меры, введенные для борьбы с коррупцией в сфере госзакупок.

Конечно же, украинское правительство далеко не единственное, кто ведет войну с COVID-19. Глобальная пандемия осложнила реализацию планов многих стран. Однако команде Зеленского не удавалось модернизировать систему здравоохранения страны еще до начала кризиса COVID-19 и введения карантинных мер во второй половине марта.

Трансформация украинской медицины должна была стать одним из основных направлений программы реформ, начатой после Революции достоинства в 2014-м. К 2018 году Украина уже реализовала первый этап принятой в октябре 2017-го медреформы. Более 30 млн украинцев выбрали себе семейных врачей.

Вскоре это стало популярным. Опросы общественного мнения неизменно демонстрируют уровень удовлетворенности семейными врачами на уровне более 70%.

Несмотря на заявление, сделанное в марте 2020 года главой парламентского комитета по вопросам здоровья нации Михаилом Радуцким о том, что «отсрочки не будет», второй этап все же отложили. Технически закон остается в силе, но из-за слабого руководства Кабмина, премьер-министра Дениса Шмыгаля, лишь несколько больниц осмелились продолжить преобразования, предусмотренные в законе. Не было ни направления сверху, ни стратегии, ни видения для реализации. Сейчас, когда кризис COVID-19 в Украине усугубляется, мудрость царя Соломона звучит особенно верно: «Без видения народ погибает».

Текущая статистика подчеркивает масштабы кризиса. Когда 30 марта 2020 года Максим Степанов занял пост министра здравоохранения Украины, ежедневное число случаев COVID-19 в Украине составляло 73, а общее за весь период — 548. После семи месяцев с того момента, как Степанов руководил действиями Украины по борьбе с пандемией, в стране ежедневно регистрируется более 10 000 случаев COVID-19.

Еженедельно Минздрав придумывает новые идеи, чтобы замедлить распространение пандемии. Последним предписанием Степанова было запретить посещать рестораны по выходным (но не в будние дни). Нынешняя реакция правительства явно слаба.

А недавняя новость о том, что сам Степанов заразился коронавирусом, стала словно печальным символом его неспособности контролировать кризис.

Во времена огромной нагрузки на госбюджет Украине стоило бы защищать все доступные меры по борьбе с коррупцией в сфере закупок для сектора здравоохранения. Но, похоже, Минздрав движется в противоположном направлении.

Украина начала проводить международные закупки лекарств на начальной стадии медреформы, инициированной после 2014 года. Это было сделано, чтобы искоренить коррупцию и подготовить Украину к будущим кризисам в сфере здравоохранения, таким как нынешняя пандемия. Страна не может ждать наступления пандемии, а лишь потом накапливать необходимые запасы. Лекарствами стоит запастись заранее для подготовки к такой чрезвычайной ситуации.

В 2015 году Украина заключила субподряд на закупку медпрепаратов и вакцин с тремя международными организациями: Проектом развития ООН, ЮНИСЕФ и British Crown Agents. После нескольких лет коррумпированных тендеров, некачественных лекарств и отсутствия поставок процесс закупок нужно было вывести из Минздрава.

Программа 2015 года именно это и сделала. Результаты были феноменальными. Программа не только сэкономила более $200 млн (остальные средства были использованы на покупку дополнительных лекарств), но и уровень запасов достиг нового максимума.

В этом году значительная часть закупок лекарств была передана Госпредприятию по медицинским закупкам, новому профильному государственному агентству, созданному в 2018 году. Однако Минздрав тут же попытался обойти независимое агентство.

Одним из примеров предполагаемого неправомерного поведения стала покупка в апреле 2020 года защитных медкостюмов для врачей. Минздрав обвиняется в манипулировании тендером и проведении закупок через свой тендерный комитет, а не через независимое агентство. В результате чего средняя стоимость защитного медицинского костюма составляет почти $19, несмотря на то, что медицинские костюмы, соответствующие тем же стандартам качества, были доступны всего по $9. Вместо 140 000 защитных медицинских костюмов государство закупило 70 000 на те же деньги.

С тех пор Минздрав настаивает на написании технического задания (ТЗ) почти по всем вопросам, связанным с медицинскими закупками. Это грозит свести на нет всю цель независимого закупочного агентства, которая состоит в устранении политических, личных, а иногда и коррупционных факторов из процесса. 

В то время как правительство отвлекается на сомнительные тендеры и закрытие ресторанов по выходным для борьбы с коронавирусом, похоже, единственное, что чиновники точно понимают, — это то, что общественность недовольна состоянием здравоохранения в Украине и тем, как правительство справляется с пандемией. Возможно, именно поэтому в некоторых СМИ начали появляться статьи, в которых пытаются обвинить бывшего министра здравоохранения Уляну Супрун в нынешнем провале борьбы с коронавирусом в Украине.

Учитывая, что Супрун покинула свой пост в августе 2019 года, эти утверждения комичны. Здесь, кстати, достаточно лишь упомянуть о том, что Супрун руководила ведомством в течение трех лет, а у команды Зеленского всего за год уже третий по счету министр здравоохранения, и многие предсказывают, что до наступления 2021 года появится четвертый.

Японская пословица гласит: «Решай проблему, а не обвиняй». Команде Зеленского было бы разумно решить растущие проблемы в сфере здравоохранения, а не пытаться указывать пальцем на воображаемых виновников.

Брайан Меффорд — глава консалтинговой компании Wooden Horse Strategies, политический консультант

Atlantic Council (США), перевод НВ


Теги: Степанов МаксимМинздрав УкраиныМедицинаЗеленскийКризисЭпидемия коронавирусакоронавирусCOVID-19

Дата і час 18 листопада 2020 г., 15:41     Переглядів Переглядів: 1043
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
07 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.040252