АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Приемы для борьбы с дорожной полицией по мотивам решений судов

Читать на русском
Приемы для борьбы с дорожной полицией по мотивам решений судов
Приемы для борьбы с дорожной полицией по мотивам решений судов

Можно было бы начать рассказ об этих двух судебных решениях с какой-нибудь трескучей фразы вроде «украинские суды положили конец полицейскому произволу на дорогах» или «Верховный суд поставил на место дорожную полицию».

Потому что дела, рассмотренные недавно Верховным и Днепровским областным апелляционным судами, могут считаться для автомобилистов, безусловно, очень значимыми и даже революционными, отмечает издание «Ракурс«.

Однако у ситуаций, описанных в судебных решениях, есть и оборотная сторона. То, что в обоих случаях полицейские проиграли дела против водителей, говорит, скорее, о профессиональных ошибках и упущениях самих полицейских, но никак не о непогрешимости водителей.

Ходатайство о предоставлении правовой помощи пишите на месте

Оба дела слушались совсем недавно, но первая история произошла в городе районного значения в центральной части страны четыре с половиной года назад. Некий гражданин на своем «шевроле» нарушил дорожную разметку. Дело, заметим, происходило зимой, но в момент происшествия на улице было еще достаточно светло. Водителя остановил лейтенант полиции, который вынес постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и оштрафовал автомобилиста на 255 гривен.

Но вот какая закавыка: сам водитель себя виновным не считал и прямо на месте происшествия потребовал, чтобы ему предоставили возможность обратиться за правовой помощью. Такое право действительно предусмотрено КУоАП (статья 268 «Права лица, которое привлекается к административной ответственности»). Возможно, полицейский подумал, что автомобилист насмотрелся американских фильмов с этими их «я требую своего адвоката!», и решил, что нечего тут права качать. И был глубоко неправ.

Упрямый водитель через несколько дней подал судебный иск к инспектору, требуя отменить постановление об административном правонарушении и признать действия инспектора противоправными.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично. По мнению судей, инспектор имел право остановить водителя и на месте разобраться, нарушил ли тот правила дорожного движения. А вот постановление о нарушении отменил, потому что водитель действительно имел право воспользоваться правовой помощью. С этими выводами согласился апелляционный суд, но городское управление патрульной полиции, защищая своего офицера, дошло до Верховного суда.

Коротко о сути решения. По мнению высшей судебной инстанции, полицейский имел полное право рассмотреть дело прямо на месте остановки автомобиля, ни о каких «незаконных действиях» и речи быть не может. Однако в статье 268 Кодекса об административных правонарушениях прописаны права человека, привлекаемого к ответственности. Он имеет право:

— знакомиться с материалами дела, давать пояснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката или другого специалиста в области права; 

— выступать на родном языке и требовать переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

— оспорить постановление по делу.

Поскольку дело о нарушении рассматривалось на месте, водитель «шевроле» имел полное право потребовать правовую помощь. И он потребовал, подав инспектору письменное ходатайство.

Это, кстати, замечательный лайфхак для водителей — в любом случае написать ходатайство, сфотографировать его, зафиксировав для суда это самое «я требую своего адвоката!», и отдать бумагу инспектору. Даже если вы развернулись на двойной осевой, вас оштрафовали, вы потребовали предоставить правовую помощь, а полицейский ваши требования проигнорировал, есть отличные шансы оспорить штраф в суде. Если, конечно, вам захочется возиться с этим несколько лет.

Нельзя требовать страховой полис у водителя, не нарушившего правила, или… если нет доказательств нарушения

Второе дело, которое недавно слушал Апелляционный суд одного из областных центров, как нельзя лучше показывает еще одну ошибку патрульной полиции.

Дело было в июне прошлого года. Некий гражданин, находясь за рулем легкового «форда», не включил вовремя поворотник и был остановлен инспектором. Оказалось вдобавок, что водитель не был пристегнут ремнем безопасности, и у него не было при себе полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Причем, заметьте, не было не только бумажки, полис отсутствовал и в базах данных.

Водителя привлекли к административной ответственности по статье 127 КУоАП «Управление транспортным средством лицом, которое не имеет соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или не предъявило их для проверки, или в отношении которого установлено временное ограничение в праве управления транспортными средствами» и оштрафовали на 425 гривен.

Однако водитель подал иск об отмене постановления об административном правонарушении и выиграл его. Тогда областное управление патрульной полиции обратилось с жалобой в апелляционный суд и проиграло дело.

В решении суда содержится еще один лайфхак для водителей. Итак, ПДД действительно обязывают водителя иметь при себе страховой полис. Судьи пришли к выводу, что согласно статье 32 Закона Украины «О Национальной полиции» полицейский имеет право требовать полис — внимание! — в случае нарушения этим водителем правил дорожного движения.

Так вы скажете, что все правильно, водитель нарушил правила, а полицейский имеет право разобраться с этим на месте. Но согласно статье 247 КУоАП обязательным условием привлечения к ответственности являются доказательства нарушения. Это могут быть свидетельства потерпевших и очевидцев, вещественные доказательства, фото- и видеосъемка, сделанная как людьми, так и автоматическими камерами. Обязанность собрать доказательства возлагается на того, кто составляет протокол об административном правонарушении. А полицейский таких доказательств… не предоставил, положившись на то, что отсутствие страхового полиса — уже достаточно серьезное нарушение.

Но, оказывается, дорожный инспектор не может просто так требовать у вас страховой полис.Впрочем, у полиции осталась возможность оспорить решение апелляционного суда в высшей судебной инстанции.

…Да, полиции еще предстоит учиться относиться к правам граждан с уважением и крепко помнить, что полицейский на дороге — не царь и не бог, а служитель закона, и подчиняется ему в той же степени, что и водитель. Тем же, кто порадовался тому, что суды посадили полицейских в лужу, настоятельно рекомендую посмотреть статистику ДТП и подумать о поведении некоторых водителей.

Автор: Людмила ЗАГЛАДА; РАКУРС


Теги: ПравонарушенияВодителиДорогиПравоохранительные органыдорожная полицияСудНацполицияПолиция

Дата і час 20 травня 2021 г., 17:16     Переглядів Переглядів: 1421
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041288