АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Рябошапка: Зеленский затеял не ту реформу системы правосудия, что реально нужна Украине

Читать на русском
Рябошапка: Зеленский затеял не ту реформу системы правосудия, что реально нужна Украине
Рябошапка: Зеленский затеял не ту реформу системы правосудия, что реально нужна Украине

Для большинства украинских граждан судебная система не имеет ничего общего со справедливостью, а правоохранительная — с безопасностью и защитой прав человека… 

По данным опроса, проведенного в октябре 2020 года на заказ Совета Европы, украинским судам полностью доверяли менее 2% населения. 37% опрошенных скорее не доверяли судам, а 41% не доверяли вообще.

Такую информацию приводит в сегодняшней колонке «НВ» экс-генпрокурор Руслан Рябошапка.

По состоянию на февраль 2021 года, по результатам исследования, проведенного по заказу Центра Национальной устойчивости и развития, судам не доверяли 48% опрошенных, скорее не доверяли — 32% (суммарно 80%). 75% — не доверяли и скорее не доверяли прокуратуре. Вместе с судами и прокуратурой антирейтинг недоверия возглавляют Верховная Рада (80%) и политические партии (82%).

То есть наблюдается негативная тенденция падения уровня общественного доверия не только к судам и прокурорам, но и к власти, которая не принимает радикальные меры для решения проблем в области правосудия. Так, более половины опрошенных (52%) считают, что судебная реформа должна быть решительной и радикальной.

По данным Еврокомиссии по эффективности правосудия, Украина входит в топ-5 стран Европы с самыми большими расходами на содержание судов. Ситуация сейчас является критической не только с точки зрения неудовлетворительного качества работы органов правосудия, но и с точки зрения бездарной траты бюджетных средств на нужды судебной системы, которая не дает должного результата для граждан — конечных потребителей услуг.

Каким характеристикам должна соответствовать эффективная антикризисная реформа системы правосудия? Она должна попасть в самое ядро проблем, стоящих перед украинским государством:

— очистка судов от коррумпированных и непрофессиональных судей; 

— разгрузка судей, которые рассматривают уголовные производства. Сейчас Украина входит в топ-10 стран Европы по наибольшей продолжительности рассмотрения уголовных дел;

— разрушение коррупционных альянсов местной власти, правоохранителей и судей в пределах административно-территориальных единиц;

— участие представителей общественности в отборе судей;

— внедрение модели независимого суда присяжных;

— обеспечение действенной судебной защиты прав инвесторов;

— неотвратимость и скорость дисциплинарного наказания судей за нарушение присяги;

— установление равного и прозрачного доступа к профессии судьи, прокурора и адвоката;

— создание условий для эффективного прокурорского самоуправления;

— обеспечение защиты прав подозреваемых, свидетелей и потерпевших.

Сейчас в парламенте находится ряд законопроектов, внесенных президентом, касающихся правосудия. Содержат ли они ответы на указанные 10 вызовов? Увы но нет. Предлагаемые меры, во-первых, не являются системными и стратегическими, а во-вторых, во многих случаях касаются весьма второстепенных аспектов, которые не приведут к повышению качества работы Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей. И вообще преимущественно консервируют нынешнее состояние. Более того, к основному президентскому законопроекту было высказано немало замечаний Венецианской комиссией, касающиеся неэффективности заложенного в проект механизма проверки добропорядочности кандидатов на должность члена Высшего совета правосудия.

В законодательных предложениях президента мы также не найдем упоминания об инструментах очистки от нечестных судей, нет там и вариантов решения проблемы длительного рассмотрения уголовных производств в судах, не уделено внимание институту суда присяжных, не упоминается усиление защиты независимости прокурора и т. д.

Итак, несмотря на постоянные политические обещания избирателям ввести в Украине европейские стандарты правосудия и приблизить суд к нуждам простого человека, Президент и его монобильшинство на самом деле не имеют таких намерений, потому что основная масса их законодательных предложений носит чисто декоративный характер.

При таких условиях не стоит надеяться на улучшение ситуации в сфере судопроизводства. Поэтому есть потребность в другом, концептуальном и практически направленном подходе к внедрению реформы системы правосудия.

Центр Национальной устойчивости и развития наработал основные направления реформы системы правосудия, которая предусматривает:

— Создание новых судебных округов, которые не будут совпадать с административно-территориальным устройством и размещением органов уголовной юстиции. При этом должна быть обеспечена территориальная доступность граждан к суду. При переводе судей в новые суды их добродетели и профессионализму будет предоставляться оценка с участием представителей общественности. Это очистит суды от нечестных судей и прекратит практику коррупционного сращивания интересов местных чиновников с местными прокурорами и судьями.

— Избрание председателя суда на один год без права занимать эту должность дважды подряд. Введение единого государственного экзамена для желающих принять участие в конкурсе на должность судьи или прокурора, или получить право работать адвокатом. Это решит проблему зависимости судей от своего руководства и проблему коррупции и низкого профессионального уровня кандидатов при доступе к основным юридическим профессиям.

— Создание в структуре Высшего совета правосудия трех коллегий (Дисциплинарная коллегия, Коллегия по отбору, Этическая коллегия). Большинство в указанных коллегиях должно состоять из представителей юридической профессии, отобранных гражданским обществом и международными экспертами. Таким образом будет установлен эффективный общественный контроль при отборе судей и процедуры привлечения их к дисциплинарной ответственности, а также состоится существенная экономия бюджетных средств (благодаря ликвидации Высшей квалификационной комиссии судей Украины, которая не работает уже 2 года, но стоит налогоплательщикам 150 млн грн ежегодно).

— Создание системы уголовных судов, которые будут рассматривать исключительно дела о преступлениях и уголовных проступках. Это завершит цикл специализации судов (административные, хозяйственные суды уже функционируют), а также решит проблему загруженности общих судов (которые сейчас рассматривают как гражданские, так и уголовные дела) и проблему с затягиванием рассмотрения уголовных дел.

— Введение модели настоящего суда присяжных в составе 7−11 человек при рассмотрении судами дел по особо тяжким преступлениям. Суд присяжных будет отдельно от состава суда принимать свой вердикт о виновности или невиновности лица, который является обязательным для суда. Это решит проблему ангажированного рассмотрения судами резонансных уголовных дел, а также устранит несамостоятельность присяжных и возможности влияния на них со стороны судей.

— Создание отдельного суда для защиты прав инвесторов. Это поможет увеличить объемы инвестиций в украинскую экономику и создать новые рабочие места. Ведь сегодня именно недоверие к судебной системе и коррупция являются основными барьерами на пути инвестирования в Украину.

— Реформирование прокурорского самоуправления в виде создания Национального совета прокуроров в составе 11 членов (5 прокуроров и 6 представителей общественности) вместо неэффективных Совета прокуроров и квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. Этот новый орган будет проводить конкурсы на должности Генерального прокурора и руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. В состав НРП будут входить 3 коллегии: по отбору прокуроров, оценке прокуроров и Дисциплинарная коллегия. Во всех коллегиях право решающего голоса будут иметь представители общественности. Также в структуре Национального совета прокуроров будет дисциплинарная инспекция и Тренинговый центр прокуроров. Это решит проблему зависимости всех прокуроров от Генерального прокурора, а также обеспечит объективный конкурсный набор в ряды прокуратуры и рассмотрение дисциплинарных жалоб на прокуроров.

— Внедрение института согласования следственным судьей подозрения в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Выведение экспертных учреждений из-под подчинения органам досудебного следствия. Это решит проблему искусственного открытия правоохранителями необоснованных уголовных производств, а также проблему с зависимостью экспертов от органов досудебного следствия.

— Создание в каждой области учреждений, которые обеспечат сопровождение и предоставление различных типов поддержки пострадавшим и свидетелям на всех стадиях уголовного производства. Также по лучшим мировым образцам должна быть создана система компенсации из государственного бюджета вреда, причиненного преступлением в случаях, когда такое возмещение невозможно за счет виновника преступления. Это решит проблему чрезвычайно низких государственных гарантий защиты и поддержки свидетелей и потерпевших от преступлений.

В результате реализации этих шагов будет обеспечена независимость судей от местных властей и правоохранительных органов, будет нанесен удар по судебной мафии и прокурорским кланам. Установлен единый высокий стандарт и прозрачный порядок доступа к профессии судьи, прокурора и адвоката. Продолжительность рассмотрения уголовных производств в судах существенно уменьшится. Народ получит право участвовать в правосудии через настоящий суд присяжных, также уменьшит риски коррупции и возможности давления со стороны судей. Увеличится объем иностранных инвестиций в экономику страны, а бюджетные расходы на содержание судебной системы будут оптимизированы. Гарантия защиты прав подозреваемых, свидетелей и потерпевших будет существенно усилена.

После принятия Верховной Радой законопроектов, в которых будут изложены вышеуказанные позиции, и при наличии соответствующего финансирования (в том числе за счет сэкономленных данной реформой бюджетных средств), на практическую реализацию реформы системы правосудия понадобится два года.

Колонка написана в соавторстве с соучредителями Центра национальной устойчивости и развития: экс-секретарем СНБО и бывшим министром финансов Александром Данилюком, а также экс-министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным


Теги: СудРябошапка РусланПравоохранительные органыПравосудиесудебная система

Дата і час 26 травня 2021 г., 21:54     Переглядів Переглядів: 876
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
06 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041094