АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 19°C
Харків: 18°C
Дніпро: 21°C
Одеса: 20°C
Чернігів: 17°C
Суми: 18°C
Львів: 10°C
Ужгород: 11°C
Луцьк: 12°C
Рівне: 12°C

«Разрозненный набор высокооплачиваемых дилетантов» убивает «Укрзализныцю». Ключевые выводы следственной комиссии по проверке УЗ

Читать на русском
«Разрозненный набор высокооплачиваемых дилетантов» убивает «Укрзализныцю». Ключевые выводы следственной комиссии по проверке УЗ
«Разрозненный набор высокооплачиваемых дилетантов» убивает «Укрзализныцю». Ключевые выводы следственной комиссии по проверке УЗ

Бездеятельность высших органов управления «Укрзализныци» привела к значительному ухудшению технического состояния и основных производственных показателей «Укрзализныци».

Об этом говорится в отчете временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады по вопросам проверки и оценки состояния УЗ.

По всему видно, что отчет постараются замолчать или сделать его максимально незаметным в период отпусков. Dubinsky.ua ознакомился с ним, чтобы понять, чем полгода занималась ВСК.

Ключевое заключение следственной комиссии — правление госкомпании, ее наблюдательный совет, Кабмин не выполняли надлежащим образом свои обязанности. Зарплаты и вознаграждение получали, но не делали свою работу как следует. Всевозможные Сергеи Лещенко и им подобные. Хотя огромные деньги получают с завидной регулярностью: например, член набсовета УЗ Лещенко совсем недавно (9 июля 2021 года) получил очередную выплату в 332,1 тыс. грн/мес., но не отработал ее. Сообщений о том, что он что-то вернул тоже не поступало.

В отчете временной следственной комиссии Верховной Рады есть раскладка по эффективности работы разных органов «Укрзализныци».

Правление АО «Укрзализныця»: 

  • В 2020 г. проведено 118 заседаний правления, на них рассмотрено 673 вопроса, 509 из которых (76%) являются второстепенными и формальными. Их решение не входит в полномочия правления, и может быть делегировано филиалам или департаментам.
  • Не рассматривалось ни одного вопроса по результатам проверки хозяйственной деятельности филиалов, хозяйств, департаментов или должностных лиц в 2020 году.
  • Не рассматривалось вопросом о выполнении решений или поручений общего собрания или наблюдательного совета.
  • Работа членов правления дублируется директорами по аналогичным сферам деятельности.

В своем выводе о деятельности правления ВСК написала следующее: 

«Таким образом ВСК вынуждена констатировать, что текущий состав правления — это не команда профессионалов единомышленников, которая целенаправленно работает в пользу АО «УЗ» и национальной экономики, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль».

Наблюдательный совет:

  • Отсутствует планирование работы как того требует устав АО «Укрзализныця» в части перечня вопросов, выносимых на рассмотрение. Поэтому вопросы, требующие длительной подготовки, на заседаниях не обсуждаются. 

Из рассмотренных 179 вопросов: 

  • 41% — это мелкие кадровые, внутренне организационные и структурные вопросы; 
  • 13% — вопросы работы с заимствованиями.

По мнению ВСК, большой ошибкой является применение коллегиального исполнительного органа управления, которым является наблюдательный совет, без определения персональных КПЭ (ключевых показателей эффективности) и сфер личной ответственности его членов для АО «УЗ», а на период реформирования особенно.

В своем выводе о деятельности набсовета ВСК заявила: 

«ВСК таким образом вынуждена констатировать, что текущий состав наблюдательного совета — это группа высокооплачиваемых людей, которые никоим образом не влияют на состояние АО «УЗ», не контролирует и не регулирует деятельность исполнительного органа, и, при этом, не отвечает за свое бездействие. ВСК считает, что в таком виде и в таком составе наблюдательный совет подтвердил свою недееспособность». 

Действия Кабмина выливались в следующее:

  • Занижение тарифов — из-за чего перевозки осуществляются ниже себестоимости. Одновременно происходит удваивание налоговой нагрузки.
  • Отсутствие контроля над реформированием ключевой для экономики государства отрасли.
  • Назначение некомпетентного, неспособного управлять перевозочным процессом и осуществлять реформы, состава правления и наблюдательного совета.
  • Бесконтрольность деятельности правления и наблюдательного совета.

Из вышеперечисленного следственная комиссия выявила огромный ущерб:

  • Эксплуатационный грузооборот, который описывает реально выполненную работу и соответствующие финансовые поступления, и расходы сократился по сравнению с 2015 почти на 12%, утрачено 22,3 млрд т-км нетто.
  • Транзитные перевозки сокращены по сравнению с 2015 почти в 2 раза, утрачено 12,3 млрд т-км. Зато увеличены на 12,5% малорентабельные перевозки пустых вагонов.
  • Провозная способность сети железнодорожного транспорта ухудшилась в 2,5 раза в большей степени из-за хронического невыполнения планов инвестиций, с 2016 года фактические объемы инвестиций были в 2,4-2,9 раз меньше запланированного.
  • Доходность перевозок 1 т груза на 500 км для АО «Укрзализныця» сократилась в 2020 относительно 2012 на 33%, а для отдельных видов грузов, снижение было еще более существенным.
  • За последние 5 лет из-за бездействия председателей правления и наблюдательного совета общества, бесконтрольность министров инфраструктуры том числе и ныне действующих, АО «Укрзализныця» недополучила более 17 млрд грн доходов от предоставления в пользование своих вагонов из-за заниженного в 2,5-3 раза тарифа вагонной составляющей.
  • В ходе проверки ВСК установлен ряд грубых нарушений действующих нормативно-правовых актов, которые носят массовый характер, существенно ограничивают права грузовладельцев и генерируют коррупционные риски.
  • Выявлено грубое нарушений действующих нормативно-правовых актов, которые носят массовый характер, которые существенно ограничивают права грузовладельцев и генерируют коррупционные риски. Как, пример, неправомерное взыскания двойной оплаты за обслуживание так называемых «малодеятельных станций», где установили двойную плату за подачу и уборку грузовых вагонов и сопутствующие работы.
  • Мининфраструктуры последние 5 лет не компенсирует социально-важные пассажирские перевозки, которые значительно ниже их себестоимости и за которые государство обязано возмещать средства.
  • Эксплуатации парк пассажирских вагонов дальнего сообщения АО «Укрзализныця» сократился за последние 5 лет на 1005 единиц или на 26%.
  • В течение 5 лет эксплуатируемый парк пригородного подвижного состава сокращен почти на 700 вагонов или на 22%.
  • Правлением и наблюдательным советом АО «Укрзализныця» реализуется политика свертывания пригородных пассажирских перевозок.
  • Полная бездеятельность правления и наблюдательного совета АО «Укрзализныця» относительно обеспечения получения реальной выручки от пригородных перевозок и компенсаций за перевозку льготных граждан. Расходы от перевозок во внутреннем сообщении (исключая «Интерсити +») превысили доходы от них на 77% в 2016 и на 98% в 2019-ом.
  • Последние 5 лет основные железнодорожные фонды почти не обновлялись. Техническое состояние большинства из них, в частности подвижного состава и путей, доведено до непригодного. С 2015 по 2020 год стоимость основных фондов УЗ сократилась на 30,9 млрд грн или на 14,8%.
  • Расходы на ремонт подвижного состава капитального характера ранее вполне правомерно относились на себестоимость перевозок, а с 2017-го начали финансироваться за счет капитальных вложений. Операционные расходы были сокращено манипулятивно. В итоге сокращение операционных расходов составило около 2 млрд грн в год. На такую же сумму правления лишило АО «Укрзализныця» собственных источников капвложений в обновление основных фондов и создало видимость прибыльности.
  • Проверкой выявлены факты преступного бездействия в части использования «дешевых» кредитных ресурсов МФО, которые принесли обществу убытки в особо крупных размерах.
  • В частности, распоряжением Кабмина от 31.10.2018 №831-р было согласовано привлечение ПАО «Укрзализныця» долгосрочного кредита с ЕБРР на $150 млн для реализации проекта «Приобретение подвижного состава», предусматривающего приобретение грузовых вагонов. Кредитное соглашение между АО «Укрзализныця» и ЕБРР заключено 09.11.2018, но в течение более 1 года реализовано не было, и 31.12.2019 отменено.
  • При этом, АО «Укрзализныця» выплатила в пользу ЕБРР, по условиям кредитного соглашения, комиссию и другие платежи на сумму $2,8 млн.

Из-за нераспорядительности лично председателя правления УЗ Евгения Кравцова и члена правления Ивана Юрика железнодорожному предприятию были нанесены прямые убытки в объеме $2,8 млн.

  • С 2016 года АО «Укрзализныця» финансирует ремонт переданных ему основных фондов в 2,4-2,9 раза меньше потребности, искусственно сокращает таким образом операционные расходы в среднем на 8,2 млрд грн в год. Таким образом, правление и наблюдательный совет АО «Укрзализныця», Мининфраструктуры ежегодно представляют на утверждение правительства, как элемент финплана, заниженные расходы на 63% или на 8,2 млрд грн. Это плановые затраты на ремонт основных фондов.
  • В 2015 году в уставной капитал АО «Укрзализныця» было передано 3847 локомотивов, из которых в рабочем состоянии находилось 2699 единиц или 67%. За пять лет инвентарный парк сокращен на 296 ед. или на 8%, а рабочий — на 674 ед. или на 25%.
  • Из-за системного недофинансирования 41% эксплуатационного парка пассажирского подвижного состава требует разных видов ремонтов.
  • На производственные подразделения «вагонный участок станции Киев-Пассажирский» (филиала «Пассажирская компания») приходятся предприятия с самым большим объемом стирки и глажки белья. Но из 15 единиц прачечного оборудования сразу 12 неисправные. А на производственном подразделении «вагонный участок Харьков» (филиала «Пассажирская компания») из 13 единиц прачечного оборудования 10 находятся в неисправном состоянии. Полностью отсутствуют сервисные договоры на прачечное оборудование с февраля-марта 2021.
  • Инфраструктура АО «Укрзализныця» содержится и обновляется ненадлежащим образом. Начиная с 2016 расходы на ее ремонт и обслуживание безосновательно сокращены по сравнению с 2012 г. в 3,5 раза и пр.

Как итог: вследствие бесхозяйственной деятельности руководства АО «Укрзализныця общая стоимость отложенных ремонтов, восстановительных работ капитального характера в действующих ценах по состоянию на I кв. 2021 составила астрономическую сумму, сопоставимую с годовым доходом АО «Укрзализныця» сумму — 73,70 млрд грн. Из которых 38,5 млрд грн — накоплены за последние 5 лет.

В критическом состоянии находится парк локомотивов и электропоездов, более 50% которых эксплуатируются в непригодном для этого техническом состоянии. На краю исчезновения оказался парк грузовых вагонов и дизель-поездов. Меньше пострадала от такой «разрухи» инфраструктура. Благодаря снижению интенсивности износа из-за сокращения объемов перевозок. Однако возвращение ей способности полноценно обеспечивать перевозочный процесс требует колоссальных средств.

Андрей Пшеничный для сайта dubinsky.ua


Теги: УкрзалізницяПроверкиВременная следственная комиссия (ВСК)Укрзализныця

Дата і час 26 липня 2021 г., 14:37     Переглядів Переглядів: 2240
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus

’‚Ћђ€ §‘’Ћђ§ћ з Ђ‡Ћ‚ЋЊ

loading...
Загрузка...

Наші опитування

Коли, на вашу думку, можливе закінчення війни в Україні?








Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
1.070679