АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Миф о "градообразующем" порте тянет Одессу на дно и убивает экологию

Читать на русском
Миф о "градообразующем" порте тянет Одессу на дно и убивает экологию
Миф о "градообразующем" порте тянет Одессу на дно и убивает экологию

По данным ВОЗ, 90% детей в мире ежедневно  дышат токсичным воздухом. А программа ООН-Хабитат отмечает, что именно в городах создается более 60% всех вредных выбросов и жители мегаполисов получают львиную дозу отравы из воздуха.

Спасая экологию, большинство городов в мире выносят предприятия из центра или вовсе за черту города. На освобожденных территориях создают комфортную среду обитания.

По словам Александра Носаченко, управляющего директора Colliers International (Украина), есть и экономические причины. Земля в центре городов быстро дорожает и предприятиям не выгодно переплачивать. Исключение - коррумпированные страны, в том числе Украина, где землю в центре города можно арендовать за условную сумму.

"Довольно высокая стоимость земли, особенно в центральных районах, давит на экономику предприятий. Это одна из причин, почему предприятия сегодня выгодно перемещать на более дешевые земельные участки. Еще одна причина - логистика: доставка, складирование. Учитывая специфику развития любого большого современного города, а именно его транспортной системы - предприятия удобней располагать как можно дальше от центра или вообще вне пределов города", - считает Александр Носаченко.

Тем не менее, в Украине ситуация прямо противоположная и это буквально убивает экологию мегаполисов. Предприятия в центральных районах накачивают улицы большегрузами, которые, создавая пробки, отравляют местных жителей. В частности, Киев в октябре (по данным экопортала Iqair) попал в ТОП-10 городов планеты с самым грязным воздухом. А курортная Одесса уже несколько лет подряд не выходит из пятерки городов Украины с самым отравленным воздухом.

По мнению экспертов, один из ключевых загрязнителей - Одесский порт. Не само предприятие, а его транспортные потоки. Наращивая перевалку, порт тянет в Одессу все больше грузовиков, которые ежедневно доставляют одесситам тысячи тонн оксида азота, угарного газа и диоксида серы - основные ядо-компоненты выхлопных газов.

"В Одессе все происходит вопреки мировым тенденциям. В центре города идет активное строительство зерновых терминалов. Этот сырьевой низкорентабельный бизнес превращает Одессу в амбар. Тысячи грузовиков на дорогах, пыль при погрузке, грохот железнодорожных составов под Потемкинской лестницей. Все это портит морской фасад и вид на гавань. При этом, наши расчеты показывают, что при переносе грузовых мощностей порта все выиграют, в том числе и стивидоры. На 10 км побережья в центре города можно развивать не только пассажирский порт и общественные пространства, но и разнообразные объекты бизнеса, не связанного с морскими перевозками. Почему-то во Львов приходят инвесторы под проекты строительства IT кластеров. А в Одессе растут только 45‑метровые жестяные бочки", - заявил глава Ассоциации архитекторов Одессы Владимир Халин.

Он привел пример Окланда, как наиболее удачный с точки зрения взаимодействия порта и города. Он освобождает ценные прибрежные территории для общественного пользования. Перемещаясь на более просторные земли и акваторию, предприятие только выигрывает за счет приема более крупных судов и модернизации. Окланд сегодня признан одним из наиболее комфортных городов для проживания. Об этом, в частности, говорит профессор Диана Бренд, которая, проживая в Окланде, написала работу "Bluespace: типологическая матрица портовых городов". По ее утверждению, перепрофилирование прибрежных зон в современных городах становиться одним из главнейших условий конкурентного выживания городов в 21 веке.

"Примером согласованной позиции служит лозунг на сайте порта Окланда: «Порт занимает все меньше городской территории, но перерабатывает больше грузов». И такая тенденция переноса старых портов из центров крупных городов происходит по всему миру с 60‑х гг. прошлого века. В каждом городе запуск процесса регенерации портовых территорий начинался с давления общества, перераставшего в дискуссию сторон - общественных организаций, муниципалитета и портовой администрации. Как правило, это все происходит постепенно, в течение 10-20 лет и не оказывает существенного влияния на портовый бизнес. Он постепенно перемещается на лучшие места вне города", - считает Владимир Халин.

Большинство крупных портовых городов уже решили свою экологическую проблему, связанную с портами. Например, в немецком Гамбурге - HafenCity (Город-порт) - самый масштабный проект регенерации портовой зоны площадью 155 га практически в центре города и один из крупнейших в Европе. Бывшие терминалы сегодня превращают в жилую (30%), деловую и торговую (50%) недвижимость. В проекте реновации также есть объекты науки и культуры и зоны общего пользования - улицы, площади, парки. Строится даже филармония. Там же разместится международный морской музей. Все это придаст HafenCity статус культурного ядра Гамбурга. Окончание строительства намечено на 2030 гг.

Еще один яркий пример  - Амстердам. В городе решили убрать большую часть старого порта на островах в районе Борнео-Споренбург в 15-минутной близости от центра города. Придумали, как при трехэтажной плотной застройке получить большее число квартир, чем при возведении многоэтажек. Так появился, по сути, новый тип жилья - малоэтажная застройка высокой плотности.

Начиная с 60-х годов 20 века, большая часть мировых портовых центров вынесли свои порты за пределы города, предоставив место для комфортной жизни горожан. В США - это порты Нью-Йорка и Чикаго. В Европе - Барселона, Генуя, Осло, Бильбао, Валенсия Роттердам, Гамбург. В Австралии - Сидней, Перт, Мельбурн. В Азии - Йокагама. В Африке - Кейптаун. На постсоветском пространстве реализуется красивейший проект студии Захи Хадид по регенерации Старого порта в Таллине. 

Для мегаполисов выход на «линию воды» - решение целого узла градостроительных проблем. В Одессе же все попытки начать дискуссию о переносе грязной перевалки ОМТП разбиваются о старый миф о "градообразующем предприятии". Хотя, связь город-порт давно утеряна, а вклад порта в бюджет Одессы не превышает 1,5%. 

"Скромные 1,5 % в городской бюджет от налога на доходы физлиц и копеечной платы за пользование городской землей, можно расценивать, как статистическую погрешность, а не деятельность "градообразующего" предприятия. Да, порт был основой рождения Одессы.

В XIX в. он, как и всякий на то время примитивный порт, являлся центром торговли и общения. Сделки заключались прямо на причалах, порт многим давал работу. В результате индустриализации связь с городом постепенно терялась. В 1927 г. в порту введен пропускной режим для граждан. В 1947‑м порт полностью огородили. Доступ к воде для горожан на 10‑километровом побережье закрыли. Сегодня утеряны многие ментальные связи с портом для одесситов, особенно после распродажи 300 судов ЧМП в 90‑х. Гордится нечем", - подчеркнул Владимир Халин.

Эксперты утверждают, что опыт ведущих мегаполисов мира показывает, что развитие диверсифицированного бизнеса в крупных городах на порядок интереснее, чем обычная сырьевая перевалка зерна или руды. Важно помнить, что вынос грузового порта из одесской акватории планировался еще в 30-х годах прошлого века. Еще тогда специалисты предвидели транспортный и экологический коллапс Одессы.

Сегодня существуют несколько проектов по переносу грязной перевалки ОМТП. Один из наиболее практичных, как считают архитекторы - в Хаджибейском лимане. Он настолько глобален и интересен для Одессы, что может быть маяком для международных инвесторов не только в морехозяйственную отрасль, но и в строительную, туристическую и сферу услуг. Этот проект предлагает соединить лиман с морем каналом и перенести туда часть терминалов ОМТП.

Переезд порта кардинально очистит дороги и воздух. По данным АМПУ только зерна в августе текущего года ОМТП перевалил 2,6 млн.тонн. Если доставлять такой объем 40-тонными фурами, нагрузка на дороги Одессы составит порядка 2000 большегрузов в день.

Как могла бы выглядеть Одесса, реализовав проект реновации портовых территорий и как она выглядит сегодня

Автор: Сергей Самсон


Теги: АМПУХалин ВладимирОдесский портКиевПредприятияУкраинаНосаченко АлександрОдессатоксиныВОЗЗагрязнениеЗагрязнение воздухаЭкологиЭкология

Дата і час 15 жовтня 2021 г., 22:15     Переглядів Переглядів: 2565
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.043995