АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Аграрный лоббист: зачем нам такой Швайка нужен

Читать на русском
Аграрный лоббист: зачем нам такой Швайка нужен
Аграрный лоббист: зачем нам такой Швайка нужен
Интервью с Алексом Лисситсой. В чем причины недовольства новым министром АПК и какие у аграриев еще проблемы кроме Игоря Швайки
 
Алекс Лисситса

 Пятница одиннадцатое надолго запомнится министру аграрной политики и продовольствия Игорю Швайке. 11 апреля участники крупнейшего профильного ивента "Аграрный форум" выразили ему вотум недоверия. Швайка стал первым министром нового правительства получивший красную карточку от участников рынка. Основная претензия аграриев - за шесть недель министр сделал слишком мало для ликвидации  коррупционных схем. У Швайки не получится отмахнуться от проактивных фермеров и представителей агрохолдингов: "Аграрный формум" объединяет более 500 сельхозпроизводителей со всех уголков Украины и ни один министр не может позволить себе отрытую конфронтацию с сильным аграрным лобби. Чем вызван демарш аграриев против  министра АПК,  ЛІГАБізнесІнформ рассказал президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса. Также ЛІГАБізнесІнформ подробно расспросила эксперта о состоянии дел в отечественном аграрном секторе.   

Что означает вынесенное в пятницу Третьим Всеукраинским аграрным форумом недоверие министру АПК Игорю Швайке? Это просто символический жест или он к чему-то обязывает аграриев и министра?

Это далеко не символический жест. Мы понимаем, что рано оценивать работу министра за шесть недель, которые он провел на посту. Но, с нашей точки зрения, этого времени достаточно, чтобы пресечь основные коррупционные схемы и начать проведение реформ. Если министр этого не понимает или, более того, помогает сохранению статус-кво, тогда у аграриев появляется вопрос: зачем он нам такой нужен? Все ведущие агрообъединения страны настроены решительно и будут бойкотировать работу министерства до тех пор, пока не будут ликвидированы коррупционные схемы или пока будет назначен новый министр, способный с этими задачами справиться.

Есть ли у Вас кандидатура на пост министра, кто достоин занять этот пост, если Швайка прислушается и подаст в отставку?

Мне лично все равно, как будут звать нового министра, и какую партию он будет представлять. Я лично таких амбиций точно не имею, но мне важно, чтобы министр понимал проблемы села и был главным лоббистом агросектора. Я, как и мои коллеги- аграрии, просто хочу работать в нормальных условиях. Я не требую дотаций и не прошу невозможного, просто дайте мне работать без взяток, чисто и прозрачно, разве это много?

Ограничение землевладения - бредовая идея.

Швайка заявил о планах ограничить землевладение 50 тыс. гектар, мол, это не даст создать гигантские латифундии и погубить село. Как Вы относитесь к этой идее?

Ограничение землевладения - бредовая идея. Оно ни к чему не ведет, никакого экономического обоснования не имеет. Только социальный подтекст - дескать, нужно возрождать село.

Локомотивом развития отрасли и села стали как раз крупные компании, в том числе и международные, вложившие в украинский агросектор за последнее десятилетие $10 млрд. Каждая крупная компания вкладывает в обустройство близлежащих сел деньги.

И теперь их ставят перед фактом, что все их усилия могут пойти прахом. Такие заявления негативно воспринимаются как на Западе, так и в Украине. Аграрная политика страны должна быть предсказуема, нельзя прямо по ходу менять правила игры. Очень не хочется, чтобы МинАПК играло против украинских производителей: мы же в одной лодке. А такие заявления главы ведомства заставляют аграриев настораживаться.

Какой же выход?

Вопрос размера агрохозяйства должен вычисляться предельно просто - по эффективности работы: прибыль, или, как сейчас модно считать, EBITDA на гектар. И не важно, владеет фермер тысячью гектар, или латифундист - миллионом. Главное - чтобы земли эффективно использовались и приносили прибыль.

Что может сделать правительство для привлечения инвесторов в аграрный сектор?

Прежде всего - установить понятные, прозрачные и стабильные правила ведения бизнеса. Я неоднократно объяснял политикам и высокопоставленным чиновникам, что инвесторы, как и их деньги, любят тишину и спокойствие. Никто не будет вкладывать средства в страну, где законы и правила меняются очень часто. Аграрный бизнес - долгосрочный проект, тут нельзя рассчитывать на быструю окупаемость. Стабильное законодательство на 7-10 лет - чтобы инвестор успел не только вернуть вложения, но и получить прибыль - и международные компании заинтересуются Украиной.

Кроме того, нужно проработать правила вывода капитала из страны. Пока что ситуация парадоксальная - понятно, как вкладывать, но непонятно, как выводить. А каждый инвестор хочет быть уверен, что он сможет вернуть вложения. Такие проблемы нужно решать на госуровне, они уже назрели и перезрели. Но пока что никаких движений в этом направлении нет.

Нужен свободный рынок земли, чтобы инвестор не арендовал "на птичьих правах" участки, а мог строить долгосрочную программу развития своего предприятия.

Вы поддерживаете отмену моратория на продажу земель сельхозначения?

Конечно. Это нужно было сделать еще 10-15 лет назад. Нужно открыть рынок и спокойно работать и развиваться. Время упущено, но отмена моратория даже в 2016 году даст мощный стимул к развитию украинского агросектора. Но открывать нужно аккуратно и осторожно. Нужно гарантировать права арендаторов, которые уже вложили много средств в развитие своих земель. Стоит проработать поэтапность ввода: сначала продавать земли государственной и коммунальной собственности. На этом этапе проверить, как работает рынок, как формируется цена, откуда приходят деньги.

На начальном этапе стоит ввести определенные ограничения. К примеру, запретить владение землей иностранным физическим лицам, а компаниям - разрешить. Земля - такой актив, который не вывезешь. Зато, если бизнесмен будет понимать, что это его земля, что тут работать ему, его детям и внукам, он будет относиться к ней бережно. Хороший пример - дома ОСМД и обычные. Там, где владельцами здания являются жители, всегда чисто и аккуратно, грязи и мусора нет. А там, где жильцам принадлежит лишь квартира: подъезды и лестницы - в удручающем состоянии. Логика понятна: "это ж не мое". Я уверен, что так будет и с землей - собственник не позволит почве истощиться, будет инвестировать в повышение плодородия. От арендатора такого не дождешься.

Очень важно предусмотреть инструменты поддержки для мелких фермеров. Вплоть до бесплатной передачи сельхозземель им в собственность. Рынок земли - болезненный вопрос, потому важно найти правильные инструменты для его эффективного внедрения и избежать коррупционных схем.

Три проблемы украинских аграриев 

Как обстоят дела с посевной кампанией в Украине, учитывая политические события и экономический кризис?

Не идеально, так как есть три основных проблемы. Во-первых, аграриям традиционно не хватает денег на полевые работы. В этом году ситуация усугубилась тем, что банки практически перестали выдавать сельхозпроизводителям кредиты. Из-за девальвации посевная-2014 обойдется аграриям на 40% дороже, так как цены на удобрения, семена, средства защиты растений и прочее привязаны именно к доллару.

Из-за нехватки денег многие не могут закупить качественные семена и средства защиты растений. По этой же причине не все успевают своевременно провести весенне-полевые работы. Сказалась и ранняя весна - потеплело необычайно рано, и не все агропроизводители оказались готовы к этому. Особенно пострадали те, кто арендует технику и оборудование на посевную.

Третья проблема - сложная внешнеполитическая ситуация. Много людей было призвано, и нехватка рабочих рук сказалась. Кроме того, для нужд государства используется техника, принадлежащая аграриям. В первую очередь, грузовые автомобили. Разумеется, это тоже негативно сказывается на темпах и эффективности полевых работ.

По нашим подсчетам, вследствие этих сложностей незасеянными останутся примерно 20% земель по сравнению с прошлым годом.

Какие культуры аграрии засевают в этом году, есть ли изменения по сравнению с прошлым годом?

В прошлом году одной из самых рентабельных культур оказалась соя. Так что посевы под сою заметно увеличатся - по нашим расчетам, примерно на 30%. Кстати, именно из-за повышенного спроса сейчас в Украине проблема купить качественные семена сои. Сократятся посевы подсолнечника - в прошлом году его выращивание оказалось не слишком прибыльным. Как раз за счет подсолнечника увеличатся площади под сою.

По остальным ключевым культурам особых изменений не будет - разве что на урожае пшеницы скажется потеря Крыма.

Вследствие этих проблем Украина экспортирует меньше продукции АПК?

Я уверен, что при любых раскладах Украина сможет экспортировать около 30 млн тонн зерновых. И даже еще больше - нужна реклама, нужна господдержка экспорта, программа продвижения продукции украинского АПК в других странах. Пока этого нет: аграрии едва ли не сами ездят по миру и предлагают свой товар. Государство за этим отстраненно наблюдает.

Кто будет покупать украинское зерно?

Структура экспорта особо не поменяется - в основном страны Ближнего Востока и Северной Африки. Увеличатся поставки в Китай и другие азиатские страны - спрос на зерновые из Украины стабильно высокий.

А Европа? Как скажется отмена импортных пошлин на украинскую продукцию?

Разумеется, положительно. Нам предоставили квоту в 950 тыс. тонн зерна и 400 тыс. тонн кукурузы. Конечно, по сравнению с общим объемом экспорта украинского АПК это немного, но ощутимо. Также выиграют производители мяса птицы и яиц, хотя их экспортный потенциал значительно выше, чем предоставленная Европой квота в 36 тыс. тонн курятины. Главное, что получают аграрии от отмены пошлин - возможность выйти на европейский рынок, закрепиться на нем, привлечь потребителей.

То есть у украинских аграриев есть шанс прорубить окно в Европу?

Основная проблема - получение сертификатов качества продукции. В ЕС жесткие требования, и продукция большинства украинских агропредприятий им не соответствует. Чтобы получить все необходимые документы, потребуется много времени, денег и усилий. По нашим подсчетам, на сертификацию производства нужно минимум 3-4 года. Но есть надежда, что европейские чиновники пойдут навстречу украинским аграриям и будут выдавать сертификаты по упрощенной процедуре.

Для выхода украинской продукции на европейский рынок нужна политическая воля правительства: придется вести переговоры, добиваться лояльных условий, упрощения процедур контроля. Но те же россияне добились права продавать свою молочную продукцию в ЕС, так что есть пример успешного решения этой задачи.

 

Иван Зайцев
ЛIГАБiзнесIнформ


 


Теги: Швайка

Дата і час 14 квітня 2014 г., 20:07     Переглядів Переглядів: 3995
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
05 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.041298