АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Отравленный воздух Украины: враг не виден, но он здесь

Читать на русском
Отравленный воздух Украины: враг не виден, но он здесь
Отравленный воздух Украины: враг не виден, но он здесь

По данным Госэкоинспекции Украины, в прошлом году в два раза выросло количество нарушений природоохранного законодательства. По данным ГЭИУ, за прошлый год насчитали убытков, нанесенных окружающей среде, почти на 4 млрд грн.

А в целом за 2019–2021 годы — на 9 млрд грн. Это без учета стихийных свалок, выбросов парниковых газов и других засорений. Все это наглядно демонстрирует, как мы упорно рубим сук, на котором сидим, пишет ZN.ua.

Тема климата, декарбонизации, новой экологической нормальности в «народных» откликах пестреет «горячими» эпитетами. «Пусть меняется климат — меньше газа буду покупать», «Катитесь со своей экологией подальше», «Корпорации ради наживы уничтожают планету, а нам рассказывают сказочки о ношеных джинсах», — распространенные комменты под публикациями о том, как спасать экологию. Общество не очень воспринимает эти темы. Президент Зеленский на одном из эфиров выдал квинтэссенцию украинского дня сегодняшнего: «Наша задача — не комфорт сейчас, скажу откровенно — выжить». Да, у каждого — своя пирамида Маслоу. Первые ее уровни — физиологические потребности и безопасность — сейчас определяющие.

Два миллиона детей и астма

Пока кто-то думает, что экология — журавль в небе, Университет Джорджа Вашингтона (GWU) доказал, что это все же синица в руке. GWU опубликовал результаты исследований, проведенных по заказам НАСА, Института Health Effects и Wellcome Trust. Наблюдения проводились в 13 тысячах городов мира — от Лос-Анджелеса до Мумбая. Ученые заявили, что грязный воздух в городах ежегодно вызывает два миллиона заболеваний астмой и преимущественно у детей. Соавтор исследования, профессор кафедры охраны окружающей среды и гигиены труда GWU Сюзан Аненберг отметила, что результаты исследований убедительно доказали: чистый воздух должен стать критическим условием всех стратегий, направленных на защиту детского здоровья.

«Сокращение количества транспорта, который ездит на ископаемом топливе, поможет детям и взрослым дышать свободнее и принесет серьезные дивиденды для общественного здоровья, — сократится число случаев детской астмы, как и избыточная смертность. Одновременно это уменьшит выбросы парниковых газов, что приведет к более здоровому климату», — заявила профессор.

Эти два исследования убедительно продемонстрировали, что вопрос экологии, парниковых газов и климата — это все же фундамент пирамиды Маслоу. Первая физиологическая потребность — дышать. Вторая — безопасность. Враг не виден, но он здесь. В темные времена средних веков первые научно-ориентированные врачи рисковали жизнью, проводя вскрытия человеческого тела и изучая микрофлору, чтобы донести обществу информацию о том, что болезни — это не астрологические придумки, а деятельность патогенов, не видимых невооруженным глазом. Сегодня у экологов и климатологов похожая задача — ликбез об опасностях, которые несут в себе парниковые газы и изменение климата. Ведь нужен мощный общественный запрос на экореформы, чтобы наверху, в кабинетах, зашевелились по-настоящему. В Украине для такого запроса пока недостаточно общественного самосознания. Есть пассивность и скептицизм, позволяющие правительственным чиновникам в основном делать вид, что они что-то делают.

В то же время каких-то 2000 километров на запад, и другое общество поражает шагами в защиту природы. Еврокомиссия подготовила директиву, с помощью которой планирует ввести уголовную ответственность за вред экологии — до десяти лет заключения для физлиц и штраф для компаний в размере 5% от их глобального оборота. Например, годовой оборот Microsoft в 2021-м составлял 169 млрд долл. 5% — это более 8 млрд долл., поэтому есть над чем задуматься.

Другой пример — налог на выбросы углекислого газа (30 евро за тонну СО2) уже закреплен в цене горючего в Германии. К 2025 году его повысят до 55 евро. Бензин и дизель из-за этого дорожают. По данным опроса Института исследований Forsa, нынешний скачок цен на горючее коснулся 61% немцев. И вот уже результат: 40% опрошенных заявили, что планируют чаще оставлять автомобиль дома и пользоваться велосипедом, автобусом или поездом. Еще 7% говорят, что хотят вообще продать свое авто.

Киев дымит на 6 млн тонн СО2

По данным Европейского банка реконструкции и развития, 125 тыс. автомобилей вырабатывают около 600 тыс. тонн СО2 в год. «В Киеве на тысячу жителей — около 400 автомобилей. Поэтому на все население столицы приходится 1,6 млн машин», — рассказывает эксперт Института будущего Александр Лымарь. По его данным, ежегодно количество выбросов от такой армады составляет 6 млн тонн СО2. И это без учета других выбросов — угарного газа, оксида азота и т.п. В Киеве есть датчики, измеряющие загрязнение воздуха. Периодически на основании их показателей столица Украины оказывается в топе городов планеты с самым грязным воздухом. Информация для выводов есть, но где сами выводы?

«В Украине отсутствует законодательство о чистоте воздуха. У нас даже специалистов по парниковым газам практически нет. Их единицы. Есть какие-то законодательные акты, но насколько они действенны, большой вопрос. Вот пример. Существуют большие загрязнители, продолжается декарбонизация. Как это работает в Европе? Там действуют нормы, которые загрязнитель не может превышать. И эти нормы государство постоянно снижает. И не спрашивает у загрязнителя, выбрасывающего в воздух, есть ли у него деньги.

Расписали все на 50 лет вперед и сказали: ваша задача в рамках этого перехода привести свое производство в эти пределы. В Киеве большинство выбросов — за транспортом. И на это не обращают внимания. Люди реагируют на то, что видят или чувствуют по запаху. А что не видят, то этого вроде бы и не существует. И, к сожалению, министерства в этом плане не проводят никакой работы. Возможно, они считают, что это проблема муниципалитетов?» — спрашивает Александр Лымарь.

По словам эксперта, крупные промышленные загрязнители держат на коротком поводке всю систему контроля над выбросами. Самостоятельно определяют объемы выбросов, которые им требуются на год, подают заявки с запасом в правительственные структуры, где их и утверждают. Поэтому сбрасывай в атмосферу, сколько захочешь. В чем смысл такой системы, неизвестно. Единственная мотивация сейчас, реально что-то меняющая, — внешняя. Например, планы ЕС ввести трансграничный углеродный сбор, так называемый СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism), уже вызвали ажиотаж среди металлургов. Последние уже считают немалые убытки в случае, если не смогут сократить выбросы СО2.

Что касается транспорта, то здесь вообще никаких сдвигов. Мининфраструктуры пока только обещает, причем довольно фантастические вещи, такие как полный запрет ввоза авто с двигателями внутреннего сгорания с 2027–2030 годов. Или быстрый перевод всего коммунального транспорта на электротягу. Все это требует многих миллиардов, которые сейчас негде взять.

Украинская делегация в Глазго в ходе последней климатической конференции наобещала много, но мудро заложила «предохранитель», заявив, что обязательства выполним, если... на все про все будем иметь по 10 млрд долл. в год. Где их взять? Была надежда на развитые страны, которые должны были сброситься в так называемый финансовый пул — 100 млрд долл., чтобы ускорить декарбонизацию в развивающихся странах, но так и не сбросились. Поэтому рассчитывать сейчас можем только на себя. Впрочем, украинское общество, в отличие от европейского, не готово платить. Так называемый углеродный налог — около 1 евро за тонну СО2 — максимум, который выжала Верховная Рада, принимая ресурсный закон №5600.

«Самая большая проблема в том, что мы не признаем нынешнюю ситуацию. Мы честно не говорим о том, что не в состоянии сегодня проводить такие серьезные экореформы. Потому что у нас нет финансирования. У нас нет достаточно развитой инфраструктуры. Надо европейцам откровенно сказать: мы, к сожалению, за 30 лет ничего не выстроили, поэтому нам нужна отсрочка. Мы не можем не загрязнять, потому что у нас нет средств. Мы сначала должны их заработать, потом разработать правильную политику, чтобы построить новые предприятия или модернизировать то, что сможем. Необходимо честно это заявить», — подчеркивает Александр Лымарь.

Экология — это дорого

По данным исследования McKinsey Global Institute о декарбонизации, к 2050 году глобальные капитальные затраты на сокращение парниковых выбросов должны достичь 275 трлн долл. То есть все страны будут тратить на борьбу с выбросами СО2 ежегодно 9,2 трлн долл. Украина при таких темпах должна выделить на эти цели 15% своего ВВП, что нереально. А если так, то единственный путь выполнить свои «парниковые» обязательства — деиндустриализировать экономику. Бред? Конечно. Поэтому вся эта официальная борьба с карбоном — некая сизифова рутина. Надеяться на реальные изменения можно будет в том случае, когда общество в своем большинстве по-настоящему захочет этих изменений. А это вряд ли произойдет в ближайшее время. Потому что убеждение происходит медленно.

Пример — бытовые отходы. Из года в год отовсюду звучат мнения экспертов, призывы активистов, экологов о необходимости сортировать мусор, открывать предприятия по его переработке, создавать для них льготные условия, но воз почти не сдвинулся с места. В городах появились баки для раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Но вторсырье в итоге поступает на общие полигоны. Это подтвердил эксперимент журналистов. GPS-трекеры спрятали в пустые бутылки, которые выбросили в баки для отсортированных отходов, расположенные возле супермаркетов самых крупных торговых сетей в столице. Большинство «жучков» со временем оказались на полигоне №5 Обуховского района.

В странах Европы, говорит Александр Лымарь, обращение с отходами — целая философия, пронизывающая общество насквозь. Вряд ли, например, в той же Германии кому-нибудь пришло бы в голову выбросить уже отсортированный пластик на общую свалку ТБО.

«У нас считают, что это какая-то особая европейская ментальность или что-то такое. Нет, это философия — отношение к окружающей среде вне вашей собственности, то есть вне квартиры, дома. Она там не исчезает, если вы покидаете свое помещение. У нас же пока есть отношение к своему квадратному метру. А то, что, например, на Окружной или где-то еще, меня не интересует. Вот почему у нас до сих пор нет социальной политики в сфере защиты окружающей среды. У нас люди не понимают, зачем это все. У меня тут 12 тыс. грн зарплата, а вы мне о какой-то охране окружающей среды. Во всех бедных странах — проблемы с экологией. Потому что экология — это дорогое удовольствие. И мы должны это признать», — считает эксперт.

По данным Госэкоинспекции Украины, в прошлом году в два раза выросло количество нарушений природоохранного законодательства. Заместитель главы экокомитета ВРУ Елена Криворучкина сообщила, что, по предварительным данным ГЭИУ, за прошлый год насчитали убытков, нанесенных окружающей среде, почти на 4 млрд грн. А в целом за 2019–2021 годы — на 9 млрд грн. Это без учета стихийных свалок, выбросов парниковых газов и других засорений. Все это наглядно демонстрирует, как мы упорно рубим сук, на котором сидим. Люди иногда говорят: заводы или корпорации загрязняют по полной, так почему я должен заботиться об экологии? Все просто, — когда каждый на своем уровне, а следовательно, и большинство будет против загрязнения, то и корпорациям не останется иного выбора, как инвестировать в чистое производство. Как это происходит, можно видеть за западной границей Украины. Этот опыт придет и к нам, — когда мы немного повзрослеем.

Роман Яненко, глава ОО "Carbon Free Ukraine»;  опубликовано в издании  ZN.UA


Теги: Лымарь АлександрКриворучкина ЕленаОтходыЕвропаУглекисный газЭкологияЗагрязнениеЗагрязнение воздухаЗдоровьеУкраинаГосэкоинспекция

Дата і час 20 лютого 2022 г., 12:10     Переглядів Переглядів: 1254
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
09 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.04137