АНТИКОР — національний антикорупційний портал
МОВАЯЗЫКLANG
Київ: 8°C
Харків: 8°C
Дніпро: 8°C
Одеса: 8°C
Чернігів: 9°C
Суми: 8°C
Львів: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцьк: 4°C
Рівне: 3°C

Анатолій Пінчук: Для реформування системи влади вистачить трьох місяців

Читать на русском
Анатолій Пінчук: Для реформування системи влади вистачить трьох місяців
Анатолій Пінчук: Для реформування системи влади вистачить трьох місяців

Каждое новое правительство Украины начинало с того, что клеймило позором предыдущее. Оно называло работе "папєрєдніков" неэффективной, и предлагало собственную программу действий – на этот раз, стопроцентно успешную.

Потом проходило какое-то время, и действующий Кабмин оказывался по уши в коррупции, и не мог воплотить те вещи, которые так громко обещал. В конечном итоге, его снимали, клеймили позором как "папєрєдніка", и все начиналось по новой.

Точно так же поступило и правительство Арсения Яценюка. Программа "100 шагов" содержит много здравых идей, но они прописаны настолько туманно, что непонятно их будущее. Украина может или сильно выиграть, или – что более вероятно – все закончится очередным громким провалом.

Вероятность негативного исхода велика в силу единственного обстоятельства – такова инерция. Громкие заявления – невнятные действия – некрасивые последствия – ослабление страны.

Но если 20 лет независимости с этим можно было играться, то сейчас последствия "беззубости" властей могут окончиться для Украины потерей территории и обнищанием населения. Революция в Украине была антикриминальной, и тот небольшой кредит доверия, который получило правительство, может быстро растаять.

Чем это чревато? После победы Евромайдана, пророссийские силы намеренно создают в Украине хаос. Отсутствие сильных реформ в условиях беспорядков означает, что хаос будет усиливаться, и без того коррумпированная украинская экономика очевидно потеряет многие позиции. Проведение системных реформ, в первую очередь антикоррупционных, - это буквально вопрос выживания украинского государства.

Чтобы избежать плачевной участи, сразу после победы Евромайдана в Украине начали работать несколько экспертных групп. Они плавно перетекали друг в друга, и сейчас даже сложно сказать, кто в них участвует. Ясно лишь одно – эти группы пытаются создать действительно радикальную программу реформ. Эти реформы должны произвести переворот в системе власти и экономического устройства нашей страны – подобно тем, что случились в Грузии времен Михаила Саакашвили.

Одна из таких программ называется "Реанимационный пакет реформ". Есть и другие. Пока что они не вынесены на рассмотрение общественности как нечто единое, и поэтому "100 дней" правительства Яценюка остаются вне конкуренции.

Руководитель ВОО "Украинская стратегия" Анатолий Пинчук входит во многие рабочие группы, которые занимаются разработкой плана реформ. В интервью "Экономической правде" он рассказал, что именно могут потребовать от власти разработчики, и каковы шансы на внедрение новых идей.

Интервью проходило в одном из киевских кафе, расположенных на территории Евромайдана.

 dqxikeidqxitkant
 

***

- "Реанимационный пакет реформ" - чья это инициатива?

- Это инициатива ряда общественных организаций, поддержанная представителями экспертного сообщества. Они разрабатывает программы действий и законопроекты, которые необходимо реализовывать.

Инициатива состоит из двух частей. "Реанімаційний пакет" - законы, без которых невозможно говорить об эффективной власти. Они направлены на минимизацию коррупции. Вторая часть касается секторальных реформ. Пакет постоянно расширяется, а сферы реформ увеличиваются.

- Я слышал о рабочей группе по созданию плана реформ, который создается по инициативе Майдана. Как выглядит это сообщество?

- То, что делается по инициативе Майдана, это и есть "реанімаційний пакет". Одно из основных сообществ, которое его инициировало, - это "Громадянський сектор Майдану". К ним присоединились организации, которые входят в сообщество "Новий громадянин", другие экспертные и аналитические организации.

Заседание группы по разработке "Реанимационного пакета реформ". Фото со страницы сообщества в Фейсбуке

- Когда составлялась программа "Сто дней", каким-то образом учитывались рекомендации рабочей группы?

- Как составлялась программа "Сто дней" - это вопрос к Арсению Яценюку. Я не готов ничего сказать по этому вопросу.

- Как группа по разработке "реанимационного пакета" будет добиваться внимания правительства?

- По каждому направлению присутствуют элементы публичного лоббизма. Недавно произошло первое подобное событие. Кабмин подал в парламент неотложный законопроект по поводу прозрачных тендерных закупок. Он существенно минимизирует коррупцию в сфере тендерных закупок.

На днях закон был принят 226 голосами. Как видите, число желающих бороться с коррупцией в сфере госзакупок меньше, чем членов новой коалиции.

Это первый и единственный шаг правительства по реализации "Реанімаційного пакета реформ". Однако есть еще законопроекты, поданные депутатами. Так, уже принят законопроект о внесении изменений в некоторые акты в связи с принятием законов "Об информации" и "О доступе к публичной информации".

Несмотря на колоссальное сопротивление, благодаря вмешательству Юлии Тимошенко был принят закон "О восстановлении доверия к судебной системе".

- Как можно охарактеризовать программу "Сто дней"?

- Это попытка обозначить первоочередные шаги, которые, по мнению правительства, необходимо сделать в системе государственного управления и в экономике. Их цель - стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

Арсений Яценюк презентует программу действий правительства. Фото korjukivka-sity.at.ua

- Текст программы ближе к декларации, чем к конкретному плану действий.

- Это нечто среднее. Там есть действия, ответственные должностные лица или министерства. Другое дело, что сами формулировки расплывчатые и допускают большую степень творчества исполнителей. Это творчество может быть и положительным, и отрицательным.

Действия - это, например, закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине". К сожалению, этот закон не привел к ликвидации коррупционных схем предыдущего правительства.

Показательным был фрагмент выступления Арсения Яценюка, когда он привел пример: из 13 млрд грн на поддержку угольной отрасли доходит по адресу только 3 млрд грн, а 10 млрд грн разворовываются. При этом в секвестре бюджета цифра 13 изменилась на 12. Вопрос: а что с остальными средствами?

В ряде секторов сохраняется монопольное положение близких к власти структур, предпринимаются попытки заменить их другими, близкими уже к новой власти.

По экспертным заключениям дополнительный потенциал балансирования бюджета за счет ликвидации коррупции - 50-80 млрд грн. При этом степень урезания правительством социальных программ не является оправданной.

Предпосылки для экономического роста должны создавать системные реформы, направленные на детенизацию экономики, в первую очередь - в налоговой и социальной сферах. Они пока даже четко не задекларированы.

Фото со страницы сообщества в Фейсбуке 
Фото со страницы сообщества в Фейсбуке

- Какова ответственность правительства за неисполнение программы?

- Никакой. Ответственность предусмотрена за невыполнение программы, которую утвердила Верховная рада, а эта программа - две страницы деклараций.

- Какова будет ответственность за невыполнение программ "Реанимационного пакета", если правительство их примет?

- К сожалению, при формировании правительства к вопросу его программы был пренебрежительный подход. Когда парламент утверждал новый состав Кабмина, программа представляла собой общие пожелания.

Однако с формальной стороны эта программа утверждена Верховной радой. Она дает новому правительству годовой иммунитет, за исключением досрочного избрания парламента или смерти премьер-министра.

За неисполнение той программы привлечь правительство к ответственности в принципе невозможно, потому что она обо всем и ни о чем.

Даже в "Ста днях" есть пункты, по которым можно требовать отчета. Однако эту программу правительство приняло для себя. Верховная рада ее не утверждала, поэтому спросить некому и не с кого.

- Какой тогда смысл составлять "Реанимационный пакет", если нет механизмов влияния на Кабмин?

- Тут мы подходим к главному вопросу - изменение сущности власти и управления. Он пока не представлен даже в реанимационном пакете. Ответственность, мотивация и остальные факторы, которые обеспечивают эффективность управления, обусловлены построением управленческой системы.

С момента обретения Украиной независимости у нас существовала измененная советская система. Изменения были обусловлены не попытками создать эффективную систему управления, а влиянием лоббистских групп.

Это все равно, что у нас была лачуга, к которой добавлялись подпорки. Кто-то даже пытался второй этаж построить. Получилось здание с несколькими этажами, которое стоит на курьих ножках. Что-то выдерни - и оно развалится.

Реформу нужно начинать с фундамента, с принятия новой Конституции. В идеальном варианте - должно быть проведено учредительное собрание, которое избирается специально для принятия Основного закона.

Люди, которые избираются туда, не должны потом баллотироваться в органы власти. Народ примет Конституцию как общественный договор о том, как жить дальше. После этого принимаются институциональные законы о системе управления, и дальше формируется власть.

К сожалению, для легитимизации нынешней власти нужны президентские выборы. Значит, мы пока вынуждены отойти от идеального варианта.

В идеале все должно было происходить следующим образом. После Майдана необходимо было сформировать временное технократическое правительство и дать ему полномочия на девять месяцев или год.

За это время - принять новую Конституцию, проведя выборы в конституционное собрание. А уже потом на основании новой Конституции были бы проведены выборы президента, парламента и местных органов власти.

- Вам не кажется, что это невозможно? Люди во власти не будут поддерживать какую-либо угрозу своему влиянию.

- Тогда вопрос: за что стояли люди, которые выходили на Майдан?

Встреча инициативной группы РПР с Юлией Тимошенко. Фото со страницы сообщества в Фейсбуке

- А разве есть кому задать этот вопрос от имени Майдана?

- Это уже второй вопрос. Майдан как рычаг влияния остается. Более того, после некоторых кадровых назначений, где торчат уши коррупции, уже поднимается ропот, и люди призывают пикетировать и даже штурмовать ведомства.

Существует напряженность. Единственный фактор ее сдерживания - конфликт с Россией, но и он постепенно нивелируется. Непрофессиональные действия или просто бездействие силового блока правительства по противодействию фактической российской агрессии тоже вызывают справедливое возмущение.

- Мы можем быть реалистами и сказать, что эти предложения не будут приняты, что они нужны для декларативной цели?

- Для их авторов - однозначно нет. Для тех, кто соглашался…

Тут есть две составляющие. Когда формировалось ВО "Майдан", принимался Манифест Майдана, который представил некое виденье того, какой должна быть Украина после свержения Януковича. В манифесте все эти позиции есть. Есть даже позиция о принятии Конституции учредительным способом.

Формальным основанием для того, чтобы не реализовывать эту схему, является только одно: необходимость проведения выборов президента Украины как некого последнего элемента легитимизации новой власти. Не более того.

Просто сейчас, с учетом наличия внешнего конфликта, не до принятия новой Конституции и не совсем до системообразующих реформ. Конфликт с Россией - единственное препятствие, но им нельзя оправдывать бездействие.

Если же мы говорим, что сейчас избираем президента, а дальше реформируем власть, то страна все равно должна как-то существовать. И мы говорим о программе правительства "Сто дней".

Возвращаясь к нынешнему положению вещей: не может быть эффективной система власти, в которой миллион чиновников получает зарплату, не позволяющую удовлетворить элементарные потребности. То есть власть изначально мотивирует их на некие коррупционные деяния.

План антикоррупционной реформы. Фото со страницы сообщества в Фейсбуке
План антикоррупционной реформы (продолжение). Фото со страницы сообщества в Фейсбуке

- В случае с крупными чиновниками.

- В случае с крупными чиновниками то же самое.  Кстати, частичное понимание этого было у команды Януковича. Заботясь о собственной безопасности, они увеличили выплаты силовым структурам, и те достаточно долго им подчинялись.

- Какая должна быть зарплата замминистра, чтобы он не занимался коррупцией?

- Мы должны говорить о комплексе мотиваций. Нельзя утверждать, что зарплата чиновника должна компенсировать миллионные или миллиардные взятки. Она должна быть конкурентна по отношению к возможностям зарабатывания денег в качестве наемного менеджера, потому что чиновник - это менеджер.

Она может быть меньше среднерыночной зарплаты, но не в разы. Работая в органах власти, человек нарабатывает авторитет "на потом". Этот авторитет позволит ему претендовать на более высокие зарплаты уже в частных структурах.

Другое дело, что параллельно должна быть ликвидирована система льгот, заложенная законом о госслужбе. У нас получается так: зарплаты небольшие, но санатории, пенсии и все прочее - заложено. Это не является адекватным компенсатором низких зарплат, зато мотивирует людей держаться за госслужбу.

Система еще больше демотивирует. С одной стороны, есть стимул брать взятки, потому что на зарплату не проживешь. С другой стороны, есть мотивация держаться на госслужбу и брать взятки, потому что после выхода на пенсию у тебя все будет хорошо. Это составляющая деструктивности нынешней власти.

При этом необходимо посадить чиновника "под стекло". И в переносном смысле, и  частично в прямом. Необходимо вводить контроль расходов чиновников.

Другая составляющая - сама система органов власти. За все 22 года не проводилась инвентаризация ресурсов страны и органов управления, необходимая для адекватного и эффективного управления этими ресурсами.

 

- Что значит "инвентаризация"?

- Какая-то группа людей должна провести анализ, что где есть в Украине, и что нужно эффективного управления этим. В результате, должна появиться новая модель Кабинета министров с новыми полномочиями министерств и ведомств.

Например, есть Комиссия по регулированию энергетики, которая на основе заявок устанавливает энергетические тарифы, и есть Комиссия по регулированию коммунальных услуг. Однако коммунальные услуги - составляющая энергетики.

Они базируются на стоимости электроэнергии и газа. Скажите, какой смысл параллельного существования таких двух регуляторов? Никакого. Есть примеры пересечения функций Минэкологии и Минэнергетики. Таких примеров много.

В Украине есть потенциал для сокращения количества органов управления в разы и сокращения численности государственных служащих, работающих в этих органах управления, тоже в разы. Однако это должно делаться сверху.

- С уровня Кабмина?

- В другом смысле. Чтобы увидеть, что находится на столе, нужно находиться сверху. Исходя из этого - выработать механизм, где должен стоять чайник, а где - тарелка. У нас же проекты положения о министерствах пишут сами министерства.

За последние годы, несмотря на декларации об уменьшении количества служащих, оно только увеличилось. Процесс должен делаться только извне.

Оптимальным стал бы вариант создания совместной комиссии парламентом и президентом с одобрения премьер-министра. Она бы разработала концепцию управления. В ее рамках нужно прописать полномочия каждого органа центральной исполнительной власти, численность персонала и зарплаты.

Опять же, зарплаты не должны быть статичными. Должна быть мотивация к эффективной работе. Оценка этой эффективности должна быть объективной. В Минфине, например, может быть привязка к увеличению некоего компонента ВВП.

Эффективность налоговой службы - тут нужно быть внимательными - ни в коем случае не следует привязывать к объему собираемых доходов. Если объем ВВП вырос, то должна увеличиться собираемость по этой позиции налога.

- Это то же самое.

- Нет. Когда идет привязка к общему объему собираемых налогов, то есть заинтересованность инициировать новые налоги, а не улучшать порядок администрирования. Это совсем разные вещи.

 

- Так появилось желание путем администрирования увеличивать собираемость налога на прибыль. Это привело к авансовым переплатам.

- Здесь ситуация может быть другой. Налог на прибыль может привязываться к другому коэффициенту, допустим, к росту ВВП. Если один коэффициент превосходит второй, то к налоговой службе будут появляться другие вопросы: почему вы собрали налогов больше, чем произведено? Понимаете разницу?

Система коэффициентов может работать в обе стороны. Она маркер для того, чтобы налоговая не грабила предпринимателей. Вместе с мотивацией возникает и другая важная позиция: не меньшую роль играют прозрачность системы управления и подконтрольность чиновников обществу.

Составляющей этой системы должны быть электронный документооборот и электронное управление. Наиболее правильно они реализованы в Эстонии. К примеру, принимается какое-то постановление. Электронный документооборот доступен для граждан, за исключением сферы национальной безопасности.

Вы можете зайти на сайт правительства и посмотреть, кто дал поручение подготовить постановление к исполнению, какие подразделения и кто персонально высказали замечания, какое решение было принято. Может, у нас это сложнее сделать, чем в Эстонии, там страна маленькая.

У нас можно ограничить доступ неким количеством пользователей, чтобы некая общественная организация давала предложения на этапе разработки постановления. Правительство должно или отклонить, или учесть предложение, но в любом случае отреагировать на него.

При такой системе вы видите, какой начальник департамента предложил изменить данный пункт. Тогда мы сводим к нулю возможность лоббирования за прямые взятки. Сейчас же чиновник может получить чемодан денег от какой-то стороны и написать, не мотивируя, что "наш департамент считает так-то".

- Будет писать точно так же. "У меня есть видение".

- Абсолютно верно, но это и есть система прозрачности. В данном случае чиновник обязан будет мотивировать свою позицию обществу.

- Каким образом?

- Очень просто. Если готовится постановление, его замечания видны. Все заинтересованные стороны скажут: "Это неправда, почему он такое пишет?".

- Предположим, чиновник мотивирует вывод компании из-под системы госзакупок через тендер. Мотивирует это тем, что тендеры приводят к подорожанию продукции. Это действительно так. Его никогда не поймают.

- Нет, из-под тендера не может выводиться ничего. Есть только один рынок, который по тендеру не проводится никогда: рынок вооружений. Все остальное должно идти только через тендерные закупки.

- Каков механизм привлечения чиновника к ответственности, если его уличат в лоббировании чьих-то интересов?

- Один из законопроектов "реанимационного пакета реформ" - это закон об Антикоррупционном бюро. Помимо прочего, он вводит понятие существенного несоответствия нажитого имущества уровню доходов чиновника.

Наложение этих двух фактов - уже достаточное основание для обвинения и возбуждения дела о коррупции. Несоответствия уже достаточно, чтобы снять чиновника с должности. А если факт коррупции доказан, то он сядет в тюрьму.

Еще один момент. Мы сказали, что первый блок - мотивационный, второй - электронный документооборот и электронное управление. Третий блок - это система контроля на основе критериев.

Последний пункт предполагает формирование общественных советов при органах власти. Эти советы будут заниматься не болтовней, как сейчас, а говорить министру, принимают они предложение или нет.

Система электронного документооборота вынудит министерство советоваться со всеми. Любая сторона сможет дать свои предложения правительству и повлиять на него. Она же сможет контролировать исполнение решений. Эти четыре составляющие - и есть новая система эффективного управления страной.

Фото airpano.ru

- Сколько времени потребует такая перестройка системы власти?

- Достаточно трех месяцев. За это время можно запустить такой функционал и принять документы для введения новых компонентов. Еще полгода нужно на техническое внедрение электронных документооборота и управления.

Сейчас неэффективно тратятся миллиарды гривен. В каждом сельсовете, райсовете, горсовете - свой программный продукт. Частным разработчикам каждый год платятся приличные суммы, что является нонсенсом.

Так вот, за шесть-девять месяцев можно сделать всю техническую систему, связанную с электронным документооборотом и электронным управлением.

Затем уже можно делать ID-карты для людей, как в Эстонии. На их основе можно через интернет получить лицензию, а мать может оформить пособие на ребенка. Все это вообще исключает факт личного взаимодействия с чиновником.

Если принять во внимание, что правительство слагает свои полномочия не перед новоизбранным президентом, а перед новоизбранным парламентом, а досрочные парламентские выборы предполагаются на октябрь-ноябрь, то у правительства есть достаточно времени для проведения реформы системы власти.

 

ЕП

 

 

Теги: ВладаРеформыПінчук

Дата і час 23 квітня 2014 г., 18:37     Переглядів Переглядів: 4051
Коментарі Коментарі: 0


Коментарі:

comments powered by Disqus
04 листопада 2025 г.
loading...
Загрузка...

Наші опитування

Чи вірите ви, що Дональд Трамп зможе зупинити війну між Росією та Україною?







Показати результати опитування
Показати всі опитування на сайті
0.042048